Кубанские земли в составе Хазарского каганата (VII-X века) презентация

Содержание

Слайд 2

Хазарский каганат

Хазария в VIII-X веках была самым большим и сильным государством в Восточной

Европе.
Ее главные центры - города Итиль на Волге, Семендер на Тереке, Саркел на Дону и Тумен-тархан (Самкерц) на Таманском полуострове.

Слайд 3

Хазарский каганат

Хазария жила за счет международной транзитной торговли –
через ее земли шли

многочисленные «шелковые, меховые,
рыбные и рабовладельческие торговые пути».

Слайд 4

Один из «археологических маркеров» хазарской
эпохи на Кубани - наличие в погребениях арабских

монет-дирхемов, которые в то время были главной международной валютой, «долларом средневековья».

Слайд 5

Этническая картина

Слайд 6

Этническая картина: степи

На Таманском полуострове
хазарским каганам
достались владения Византии - приморские города

со смешанным населением (греки, евреи, зихи и др.),
в том числе «кастрон»
Таматарха/Тумен-тархан/Самкерц.
За собой ромеи удержали
«шелковые земли» на
Черноморском побережье Кавказа.

Слайд 7

Иудейские надгробия из поселка Сенного и станицы Тамань

Слайд 8

Этническая картина: степи

В прикубанской степи,
где кочевали болгары и аланы, вдоль правого
берега

реки, шла цепь небольших хазарских укрепленных поселений - пограничных военных и торговых форпостов.
Одно из них - Горькобалковский
археологический комплекс
VIII-IХ вв. в районе
современного Армавира. 

Красноглиняная фляга
хазарского времени

Слайд 9

Здесь был город не в современном,
конечно, понимании этого слова, а в раннесредневековом.

Его центром была внушительная каменная цитадель, расположенная на возвышенности.
Вокруг размещались различные по размеру многочисленные поселения жителей,
которые тянулись по крутому берегу реки на шесть километров. В случае опасности все «горожане» со скарбом укрывались за мощными стенами крепости.

Горькая Балка

Слайд 10

На Горькой Балке
жило смешанное, христианско-
языческое население, состоявшее из
трех компонентов:
тюрки (болгары,

хазары), аланы и «местные выходцы
из горных районов верхней
Кубани и Урупа».

Слайд 11

Золотая серьга, найденная в женском погребении на Горькой Балке

Слайд 12

Примечательно, что жители
этого города Хазарского каганата
уже в VIII веке исповедовали
христианство

на фоне серьезных
пережитков местных языческих культов.
Но, несмотря на то, что правящая
верхушка Хазарии приняла иудаизм
в качестве государственной
религии каганата, ни одного
иудейского «археологического следа»
на Горькой Балке не нашли....

Горькая Балка

Слайд 13

«Детский
каменный ящик» -
погребение с Горькобалковского археологического комплекса.
Детских погребений
на древних кладбищах

всегда в разы больше, чем взрослых...

Слайд 14

Черепа из погребений Горькой Балки
изучила доктор исторических наук
Мария Балабанова из Волгограда,

которая пришла к следующим выводам...

Слайд 15

41,2 % исследованных черепов оказались
свя­заны с «аланским этнокультурным компонентом»,
41 % обработанных черепов

был
свя­зан с «горским этнокомпонентом».
Третий, «тюрко-хазарский компонент» представ­лен черепами с монголоидной примесью, фиксируемой, в основном на женских че­репах.

Всадник Хазарского каганата из богатой аланской семьи. Середина IX в.

Слайд 16

Кроме того, М.Балабанова
определила, что «мужское население оставившее могильники
Горькой Балки, большую часть


времени проводило верхом на
коне, что отражено в комплексе патологических изменений
определяющих всадничество»
(проще говоря, кривые ноги).

О чем рассказывают древние кости...

Слайд 17

«Зафиксированные маркеры
механического стресса, свидетельствуют,
что мужчины были заняты не только в
хозяйственных

работах, но одновременно
выполняли функцию защитников (воинов).
Но низкий процент травматических
повреждений на черепах и костях
(а те, что все-таки есть, «носят благоприятный исход», то есть были вылечены)
говорит о достаточно мирном образе
жизни населения оставившего
могильники близ хутора Горькая балка».

О чем рассказывают древние кости...

Слайд 18

«В их образе жизни нередко сочетались
периоды голодания с оптимальными условиями»
(то есть

зимой они голодали, а летом отъедались).
«В изучаемой группе также присутствуют маркеры
пищевого стресса, особенно в раннем возрасте,
о чем свидетельствуют различные патологии –
кариес, пародонтоз и др., - что, возможно,
свидетельствует о преобладания однообразной,
некалорийной диеты. Употребление грубой волокнистой
пищи подтверждается и большим процентом
изношенности нижних зубов в совокупности с
сильной выраженностью мест прикрепления
жевательных мышц, а также сильной стертостью зубной
эмали, степень стертости которой очень часто не
совпадает с биологическим возрастом умерших».

О чем рассказывают древние кости...

Слайд 19

Все вышесказанное дает основание
сделать о том, что население, оставившее могильники Горькой Балки,

вело
«крайне неблагоприятный образ жизни, который сопровождался частым
недоеданием или низкокалорийным
питанием, антисанитарными условиями и большой скученностью населения».
Оттого процент местных детских
могилок был в три раза больше
чем взрослых...

О чем рассказывают древние кости...

Слайд 20

Другой памятник хазарской эпохи -
алано-болгарский могильник близ
ст. Старокорсунской, исследованный в
1980

году и датируемый
второй половиной VIII-IX вв..
Этот могильник оставила этническая
группа, состоявшая из двух племен, которая
хоронила своих покойников в ямах (болгары) и
катакомбах (аланы, кстати четыре черепа
были с искусственной деформацией).
То есть в среде болгарских племен в районе
ст. Старокорсунской проживала локальная группа
алан. Всего на могильнике было изучено
54 человеческих погребения и 5 захоронений боевых лошадей; 13 из них были «аланскими катакомбами».

Слайд 21

След присутствия самих болгар
на Кубани в хазарское время -
их многочисленные погребения

на средневековом могильнике
в Казазово на месте современного Краснодарского водохранилища.

Шлем и кольчуга из «погребения №106»
болгаро-хазарского времени из Казазово. VII-IX века 

Слайд 22

Этническая картина: горы

А за Кубанью, в горах и предгорьях,
жили полупокорные/непокорные хазарской
власти зихи

(будущие адыги) и «западные аланы». Причем ушедшие в горы «бывшие
кочевники»-аланы занимали территорию
современной КЧР, Мостовского, Лабинского и
Отрадненского районов, а средневековые зихи
жили западнее их (считается что рубежом
между ними была река Фарс).
Могильники раннесредневековых аланов
достигали, вниз по течению Урупа, района
современного Армавира и станицы Прочноокопской
(плюс см. упомянутые погребения аланов в
могильнике на Горькой Балке).

Слайд 23

Прочноокопское городище №3

Возникло в IV веке до н.э. как меотское укрепленное
поселение; с первых веков

нашей эры и до конца своего существования в нем проживали осевшие на
землю ираноязычные кочевники-аланы.

Слайд 24

Ссылка: https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_564

Этническая карта
Северо-Западного Кавказа времен Хазарского каганата (VIII-IX века): болгары, зихи, аланы

и касоги

Слайд 25

Ссылка:
https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_218

Хумаринское городище -
хазарская крепость Схимар

Слайд 26

Касоги (кубанская «культура кремационных погребений»)

Слайд 27

Курганный могильник «Натухаевский-4»: кладбище средневековых касогов. 

Ссылка: https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_22698

Слайд 28

Курганный могильник «Натухаевский-4»

Слайд 29

Курганный могильник «Натухаевский-4»

Захоронение взнузданной лошади с удилами,
в позе галопа, с подогнутыми ногами.

Слайд 30

Курганный могильник «Натухаевский-4»

Найденное конское снаряжение было довольно разнообразным. Это удила и стремена из железа,


сбруйные кольца, бляшки, составные бляхи с 
бубенцовыми подвесками, накладки-застежки 
из бронзы.

Слайд 31

Курганный могильник «Натухаевский-4»

Слайд 32

Курганный могильник «Натухаевский-4»

Слайд 33

Курганный могильник «Натухаевский-4»

Слайд 34

Курганный могильник «Натухаевский-4»

Железное стремя с золотой проволокой

Слайд 35

Ссылка: https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_21062

Кубанские касоги. Кто они? 

Слайд 36

Одним словом, касоги - это тюрки-пришельцы, выполняющие роль колонистов на службе у
хазарского

правительства.
Они занимали закубанские земли от устья
Кубани до Псекупса, закрывая выход с гор для воинственных адыгских племен, подчинение
которых каганату в VIII‑X вв. было,
по-видимому, номинальным и выражалось
скорее всего в выплате дани хазарам.
Хазарский царь Иосиф в X веке писал,
что зихи выплачивают ему дань. Но от набегов с
их стороны на земли важного для хазар
Таманского полуострова
они вряд ли были застрахованы... 

Слайд 37

По мнению ряда историков,
«во гла­ве племени касогов сто­ял
кня­же­ский род Кес; его

наи­бо­лее яр­кий
пред­ста­ви­тель - князь Инал, но­сив­ший тюркский ти­тул «Ак-яб­гу» («западный правитель, наместник») и свя­зан­ный
род­ст­вом с пра­вя­щей ха­зар­ской ди­на­сти­ей,
чле­ны ко­то­рой воз­во­ди­ли свое
про­ис­хо­ж­де­ние к древнему ро­ду Ашина
(Волки по-тюркски). По словам
кабардинского историка XIX века
Шоры Ногмова, от князя Ина­ла ве­ли
свое про­ис­хо­ж­де­ние все адыг­ские кня­зья. 

Слайд 38

В 960-х годах Хазарский каганат был разгромлен
войсками киевского князя Святослава Игоревича.
Следом

за ним на легкую добычу налетели
новые пришельцы из Азии - гузы и печенеги.
В X веке заканчивают свое существование
археологические памятники болгар и
«племен обряда кремации» (касогов) на Кубани -
ученые считают что ближе к концу XII века
зихи полностью растворили (ассимилировали)
в своей среде касогов, а вот тюркоязычные
кочевники-болгары стали предками
современных горцев-карачаевцев...

Конец хазарской эпохи

Слайд 39

Конец хазарской эпохи

Большая часть поселений на территории степей Хазарии
была разгромлена (одно из

них - упомянутое нами городище
на Горькой Балке). Степные
районы края, в первую
очередь Прикубанье,
стали зоной обитания
гузов и печенегов.
Имя файла: Кубанские-земли-в-составе-Хазарского-каганата-(VII-X-века).pptx
Количество просмотров: 14
Количество скачиваний: 0