Слайд 2
![ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ 1. АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА 2.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-1.jpg)
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1. АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА
2. НОМАДИЗМ КАК ТИП
КУЛЬТУРЫ
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КУЛЬТУРЫ НОМАДОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Слайд 3
![1. АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-2.jpg)
1. АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА
Слайд 4
![КАМЕННЫЙ ВЕК КАЗАХСТАНА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-3.jpg)
Слайд 5
![ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА ТЕРРИТОРИЯ КАЗАХСТАНА ПРИНАДЛЕЖИТ К РАЙОНАМ, ГДЕ НЕ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-4.jpg)
ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА
ТЕРРИТОРИЯ КАЗАХСТАНА ПРИНАДЛЕЖИТ К РАЙОНАМ, ГДЕ НЕ БЫЛО ПОКРОВНОГО
ОЛЕДЕНЕНИЯ, ХОТЯ ХОЛОДНОЕ ДЫХАНИЕ ЛЕДНИКА И ОЩУЩАЛОСЬ.
НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА ПОКА НЕ НАЙДЕНО ОСТАТКОВ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА, МАТЕРИАЛЫ ЭТОГО ПЕРИОДА ПРЕДСТАВЛЕНЫ ТОЛЬКО КАМЕННЫМИ ОРУДИЯМИ.
В ВЕРХНЕМ ПАЛЕОЛИТЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
Слайд 6
![ДРЕВНЯЯ ЖИВОПИСЬ У ЛЮДЕЙ ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА ПОЛУЧИЛО РАЗВИТИЕ ИСКУССТВО. ОБ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-5.jpg)
ДРЕВНЯЯ ЖИВОПИСЬ
У ЛЮДЕЙ ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА ПОЛУЧИЛО РАЗВИТИЕ ИСКУССТВО. ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ
НАХОДКИ ДРЕВНЕЙ ЖИВОПИСИ, ВЫПОЛНЕННОЙ МИНЕРАЛЬНЫМИ КРАСКАМИ НА СТЕНАХ И ПОТОЛКАХ ПЕЩЕР, ГДЕ ИЗОБРАЖАЛИСЬ ЖИВОТНЫЕ, СЦЕНЫ ОХОТЫ И РИТУАЛЬНЫЕ ПЛЯСКИ.
ТРАДИЦИОННО ПЕТРОГЛИФАМИ НАЗЫВАЮТ ВСЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КАМНЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН (ПАЛЕОЛИТА) ВПЛОТЬ ДО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ, В КОТОРЫХ ДОСТОВЕРНО ПРИСУТСТВУЕТ ХОРОШО РАЗРАБОТАННАЯ СИСТЕМА ЗНАКОВ
Слайд 7
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-6.jpg)
Слайд 8
![ДРЕВНЯЯ СКУЛЬПТУРА ЛЮДИ ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА УМЕЛИ ИЗ КОСТИ ВЫРЕЗАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-7.jpg)
ДРЕВНЯЯ СКУЛЬПТУРА
ЛЮДИ ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА УМЕЛИ ИЗ КОСТИ ВЫРЕЗАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ФИГУРКИ. ОСОБЕННО
ПОПУЛЯРНЫМ БЫЛ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ, КОТОРАЯ СИМВОЛИЗИРОВАЛА ПРАРОДИТЕЛЬНИЦУ РОДА, ПЛЕМЕНИ.
Слайд 9
![МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРИ РАСКОПКАХ НАХОДЯТ ЧЕРЕПА ЖИВОТНЫХ И БЕРЦОВЫЕ КОСТИ.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-8.jpg)
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПРИ РАСКОПКАХ НАХОДЯТ ЧЕРЕПА ЖИВОТНЫХ И БЕРЦОВЫЕ КОСТИ. СЛЕДЫ «СРАБОТАННОСТИ»
НА ЧЕРЕПАХ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ИХ ИСПОЛЬЗОВАЛИ В КАЧЕСТВЕ СВОЕОБРАЗНЫХ БАРАБАНОВ. ЭТОТ ФАКТ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ЭТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛ МУЗЫКАЛЕН, ОН ЧУВСТВОВАЛ РИТМ.
РОГ ОЛЕНЯ МОГЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ОХОТЕ, ЧТОБЫ ПОДАВАТЬ СИГНАЛЫ
Слайд 10
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-9.jpg)
Слайд 11
![КУЛЬТУРА БРОНЗОВОГО ВЕКА КАЗАХСТАНА В ЭПОХУ БРОНЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-10.jpg)
КУЛЬТУРА БРОНЗОВОГО ВЕКА КАЗАХСТАНА
В ЭПОХУ БРОНЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА ЖИЛИ АНДРОНОВЦЫ,
КОТОРЫЕ ЗАНИМАЛИСЬ СКОТОВОДСТВОМ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И ИМЕЛИ САМОБЫТНУЮ КУЛЬТУРУ
Слайд 12
![ИСКУССТВО АНДРОНОВСКИХ ПЛЕМЕН НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ОРНАМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА МЕЛКАЯ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-11.jpg)
ИСКУССТВО АНДРОНОВСКИХ ПЛЕМЕН
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ОРНАМЕНТ
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
РЕЛИГИОЗНЫЕ
ВЕРОВАНИЯ
Слайд 13
![ПЕТРОГЛИФЫ АНДРОНОВЦЕВ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВКУСЕ И КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ПЛЕМЕН КАЗАХСТАНА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-12.jpg)
ПЕТРОГЛИФЫ АНДРОНОВЦЕВ
О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВКУСЕ И КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ПЛЕМЕН КАЗАХСТАНА ЭПОХИ БРОНЗЫ
МОЖНО СУДИТЬ ПО УКРАШЕНИЯМ И ПРЕДМЕТАМ ИСКУССТВА. В ГОРНЫХ УЩЕЛЬЯХ, ГДЕ СОВЕРШАЛИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ И ЗВУЧАЛИ ГИМНЫ, ОБНАРУЖЕНЫ ГРАНДИОЗНЫЕ КАРТИННЫЕ ГАЛЕРЕИ – ТАМГАЛЫ, СЫНТАС И ДР.
В УРОЧИЩЕ ТАМГАЛЫ ЗАФИКСИРОВАН СЮЖЕТ С РИТУАЛЬНЫМ ТАНЦЕМ: ВОКРУГ СОЛНЦЕГОЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА ИЗОБРАЖЕН ХОРОВОД ИЗ ПЛЯШУЩИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ, А ТАКЖЕ ОДИНОЧНЫЕ И ПАРНЫЕ ТАНЦОРЫ. САМ ХОРОВОД – ЭТО СИМВОЛ СОЛНЦА, А ДВИЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ – ЭТО ИМИТАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ СВЕТИЛА НА НЕБЕ.
Слайд 14
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-13.jpg)
Слайд 15
![ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ У ПЛЕМЕН ЭПОХИ БРОНЗЫ СУЩЕСТВОВАЛ КУЛЬТ ОГНЯ, О](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-14.jpg)
ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ
У ПЛЕМЕН ЭПОХИ БРОНЗЫ СУЩЕСТВОВАЛ КУЛЬТ ОГНЯ, О ЧЕМ ГОВОРИТ
ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕННЫЙ В ЭТОТ ПЕРИОД ОБРЯД ТРУПОСОЖЖЕНИЯ. ДАЖЕ В ПОГРЕБЕНИЯХ С ТРУПОПОЛОЖЕНИЕМ ВСТРЕЧАЮТСЯ ОСТАТКИ ЗОЛЫ И УГЛЯ. ВО МНОГИХ ЗАХОРОНЕНИЯХ ТРУП ПОСЫПАЛИ КРАСНОЙ ОХРОЙ ИЛИ ОПУСКАЛИ КУСОК КРАСНОЙ ОХРЫ В МОГИЛУ. КРАСНЫЙ ЦВЕТ В СОЗНАНИИ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ ОТОЖДЕСТВЛЯЛСЯ С ОГНЕМ И ИМЕЯ МАГИЧЕСКУЮ СИЛУ, ЗАЩИЩАЛ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ.
Слайд 16
![УРОЧИЩЕ АК-БАУР](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-15.jpg)
Слайд 17
![КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-16.jpg)
Слайд 18
![ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-17.jpg)
Слайд 19
![2. НОМАДИЗМ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ КОЧЕВНИЧЕСТВО (НОМАДИЗМ) – ОСОБЫЙ ВИД](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-18.jpg)
2. НОМАДИЗМ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ
КОЧЕВНИЧЕСТВО (НОМАДИЗМ) – ОСОБЫЙ ВИД ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И СВЯЗАННЫЙ С НИМ ТИП ОБЩЕСТВА, КОГДА БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ЭКСТЕНСИВНЫМ КОЧЕВЫМ СКОТОВОДСТВОМ
В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ КОЧЕВНИКАМИ НАЗЫВАЮТ ВСЕХ, КТО ВЕДЕТ ПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (БРОДЯЧИХ ОХОТНИКОВ-СОБИРАТЕЛЕЙ) ИЛИ МИГРИРУЮЩИЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРИМЕР ЦЫГАНЕ
ДАЛЕКО НЕ ВСЕ СКОТОВОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ КОЧЕВНИКАМИ
Слайд 20
![ПРИЗНАКИ КОЧЕВНИЧЕСТВА 1) ЭКСТЕНСИВНОЕ СКОТОВОДСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ВИД ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-19.jpg)
ПРИЗНАКИ КОЧЕВНИЧЕСТВА
1) ЭКСТЕНСИВНОЕ СКОТОВОДСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ВИД ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
2) ПЕРИОДИЧЕСКИЕ
ПЕРЕКОЧЕВКИ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ И СКОТА;
3) ОСОБАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, ТИП ОБЩЕСТВА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОБИТАТЕЛЕЙ СТЕПИ.
Слайд 21
![БЫТ КОЧЕВНИКОВ КОЧЕВНИКИ ЖИЛИ В ЗАСУШЛИВЫХ СТЕПЯХ И ПОЛУПУСТЫНЯХ ИЛИ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-20.jpg)
БЫТ КОЧЕВНИКОВ
КОЧЕВНИКИ ЖИЛИ В ЗАСУШЛИВЫХ СТЕПЯХ И ПОЛУПУСТЫНЯХ ИЛИ ВЫСОКОГОРНЫХ РАЙОНАХ,
ГДЕ СКОТОВОДСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ОПТИМАЛЬНЫМ ВИДОМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ГЛАВНОЙ ИХ ПИЩЕЙ БЫЛИ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ, РЕЖЕ – МЯСО ЖИВОТНЫХ, ОХОТНИЧЬЯ ДОБЫЧА, ПРОДУКТЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СОБИРАТЕЛЬСТВА. ЗАСУХА, СНЕЖНЫЙ БУРАН (ДЖУТ), ЭПИДЕМИИ СКОТА (ЭПИЗООТИИ) МОГЛИ ЗА ОДНУ НОЧЬ ЛИШИТЬ КОЧЕВНИКА ВСЕХ СРЕДСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ. ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНЫМ НАПАСТЯМ СКОТОВОДЫ РАЗРАБОТАЛИ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ВЗАИМОПОМОЩИ – КАЖДЫЙ ИЗ СОПЛЕМЕННИКОВ СНАБЖАЛ ПОСТРАДАВШЕГО НЕСКОЛЬКИМИ ГОЛОВАМИ СКОТА.
Слайд 22
![БЫТ КОЧЕВНИКОВ ПОСКОЛЬКУ ЖИВОТНЫМ ПОСТОЯННО ТРЕБУЮТСЯ НОВЫЕ ПАСТБИЩА, СКОТОВОДЫ БЫЛИ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-21.jpg)
БЫТ КОЧЕВНИКОВ
ПОСКОЛЬКУ ЖИВОТНЫМ ПОСТОЯННО ТРЕБУЮТСЯ НОВЫЕ ПАСТБИЩА, СКОТОВОДЫ БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ НЕСКОЛЬКО
РАЗ В ГОД ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ С ОДНОГО МЕСТА НА ДРУГОЕ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМ ТИПОМ ЖИЛИЩ У КОЧЕВНИКОВ ЯВЛЯЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗБОРНЫХ, ЛЕГКО ПЕРЕНОСИМЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ПОКРЫВАЕМЫХ, КАК ПРАВИЛО, ШЕРСТЬЮ ИЛИ КОЖЕЙ (ЮРТА, ПАЛАТКА ИЛИ ШАТЕР). ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ У НОМАДОВ БЫЛА НЕМНОГОЧИСЛЕННА, А ПОСУДА ЧАЩЕ ВСЕГО ДЕЛАЛАСЬ ИЗ НЕБЬЮЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ (ДЕРЕВО, КОЖА). ОДЕЖДА И ОБУВЬ ШИЛИСЬ, КАК ПРАВИЛО, ИЗ КОЖИ, ШЕРСТИ И МЕХА.
Слайд 23
![КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЙ МИР ЯВЛЕНИЕ «ВСАДНИЧЕСТВА» (Т. Е. НАЛИЧИЕ БОЛЬШОГО](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-22.jpg)
КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЙ МИР
ЯВЛЕНИЕ «ВСАДНИЧЕСТВА» (Т. Е. НАЛИЧИЕ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ЛОШАДЕЙ
ИЛИ ВЕРБЛЮДОВ) ДАВАЛО КОЧЕВНИКАМ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА В ВОЕННОМ ДЕЛЕ. КОЧЕВНИКИ НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ИЗОЛИРОВАННО ОТ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО МИРА. ОНИ НУЖДАЛИСЬ В ПРОДУКЦИИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И РЕМЕСЛА.
Слайд 24
![МЕНТАЛИТЕТ КОЧЕВНИКОВ ДЛЯ КОЧЕВНИКОВ ХАРАКТЕРНА ОСОБАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-23.jpg)
МЕНТАЛИТЕТ КОЧЕВНИКОВ
ДЛЯ КОЧЕВНИКОВ ХАРАКТЕРНА ОСОБАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
И ВРЕМЕНИ, ОБЫЧАИ ГОСТЕПРИИМСТВА, НЕПРИХОТЛИВОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ, НАЛИЧИЕ У ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НОМАДОВ КУЛЬТОВ ВОЙНЫ, ВОИНА-ВСАДНИКА, ГЕРОИЗИРОВАННЫХ ПРЕДКОВ. ЭТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ НАШЛО ОТРАЖЕНИЕ КАК В УСТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ (ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС), ТАК И В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ), В КУЛЬТОВОМ ОТНОШЕНИЕ К СКОТУ – ГЛАВНОМУ ИСТОЧНИКУ СУЩЕСТВОВАНИЯ НОМАДОВ. ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ЧИСТЫХ КОЧЕВНИКОВ (КОЧУЮЩИХ ПОСТОЯННО) НЕМНОГО (ЧАСТЬ НОМАДОВ АРАВИИ И САХАРЫ, МОНГОЛЫ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ НАРОДОВ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ).
Слайд 25
![РАЗНОВИДНОСТИ КОЧЕВНИКОВ - БЕДУИНЫ, ИЛИ КОЧЕВНИКИ-ВЕРБЛЮДОВОДЫ - НАХОДЯТСЯ В СЕВЕРНОЙ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-24.jpg)
РАЗНОВИДНОСТИ КОЧЕВНИКОВ
- БЕДУИНЫ, ИЛИ КОЧЕВНИКИ-ВЕРБЛЮДОВОДЫ - НАХОДЯТСЯ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ И
ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ;
- АФРИКАНСКИЕ КОЧЕВНИКИ - ВЫРАЩИВАЮТ КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ, ТЕРРИТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ - ПУСТЫНИ ЮЖНОЙ САХАРЫ;
- ЕВРО-АЗИАТСКИЕ КОЧЕВНИКИ - СПЕЦИАЛИЗИРУЮТСЯ НА РАЗВЕДЕНИИ КОЗ И ОВЕЦ, ПРИ ЭТОМ ИСПОЛЬЗУЮТ ЛОШАДЬ И КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ ДЛЯ ЕЗДЫ ВЕРХОМ;
- КОЧЕВНИКИ ТИБЕТА - РАЗВОДЯТ ЯКОВ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ;
- НАРОДЫ-ОЛЕНЕВОДЫ - ЗАНИМАЮТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОЛЕНЕВОДСТВОМ И ЖИВУТ В СЕВЕ-РО-АЗИАТСКОЙ ТУНДРЕ;
- МОРСКИЕ КОЧЕВНИКИ - ОБРАЗ ЖИЗНИ СВЯЗАН С РЫБОЛОВСТВОМ.
Слайд 26
![КЛАССИФИКАЦИИ КОЧЕВНИЧЕСТВА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СХЕМЫ ОСНОВАНЫ НА ВЫЯВЛЕНИИ СТЕПЕНИ ОСЕДЛОСТИ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-25.jpg)
КЛАССИФИКАЦИИ КОЧЕВНИЧЕСТВА
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СХЕМЫ ОСНОВАНЫ НА ВЫЯВЛЕНИИ СТЕПЕНИ ОСЕДЛОСТИ И ОСНОВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОЧЕВОЕ, ПОЛУКОЧЕВОЕ И ПОЛУОСЕДЛОЕ (КОГДА ЗЕМЛЕДЕЛИЕ УЖЕ ПРЕОБЛАДАЕТ) ХОЗЯЙСТВО, ОТГОННОЕ (КОГДА ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЖИВЕТ, КОЧУЯ СО СКОТОМ), ЯЙЛАЖНОЕ (ОТ ТЮРКС. «ЯЙЛАГ» - ЛЕТНЕЕ ПАСТБИЩЕ В ГОРАХ). В НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ПОСТРОЕНИЯХ УЧИТЫВАЮТ ТАКЖЕ ВИД КОЧЕВАНИЯ: ВЕРТИКАЛЬНОЕ (ГОРЫ - РАВНИНЫ) И ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ШИРОТНЫМ, МЕРИДИОНАЛЬНЫМ, КРУГОВЫМ И Т. Д.
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-26.jpg)
Слайд 28
![3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КУЛЬТУРЫ НОМАДОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕРВЫЕ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-27.jpg)
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КУЛЬТУРЫ НОМАДОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА
ПЕРВЫЕ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КОЧЕВАЯ КУЛЬТУРА
ИСПЫТЫВАЛА ПОДЪЕМ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС НАБЛЮДАЛСЯ ВО ВСЕМ. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ТЕЛЕГА НА ОБРУБКАХ ДРЕВЕСНЫХ СТВОЛОВ, КОТОРУЮ МОГЛА СДВИНУТЬ ТОЛЬКО ЗАПРЯЖКА ВОЛОВ, В IV В. ЗАМЕНИЛАСЬ ТЕЛЕГОЙ НА ВЫСОКИХ КОЛЕСАХ, А В VII В. ВОШЕЛ В УПОТРЕБЛЕНИЕ ВЬЮЧНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЧТО СДЕЛАЛО КОЧЕВАНИЕ БОЛЕЕ ЛЕГКИМ, БЫСТРЫМ И СПОСОБНЫМ ФОРСИРОВАТЬ ГОРНЫЕ ХРЕБТЫ.
Слайд 29
![ЮРТА БЫЛО УСОВЕРШЕНСТВОВАНО ЖИЛИЩЕ - ЮРТА. КИТАЙСКИЙ ПОЭТ IX В.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-28.jpg)
ЮРТА
БЫЛО УСОВЕРШЕНСТВОВАНО ЖИЛИЩЕ - ЮРТА. КИТАЙСКИЙ ПОЭТ IX В. БО ЦЗЮИ
ПОСВЯТИЛ ВОСХВАЛЕНИЮ ЮРТЫ ДВА ПРЕКРАСНЫХ СТИХОТВОРЕНИЯ, В КОТОРЫХ ОН ДОКАЗЫВАЕТ ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕГКООТАПЛИВАЕМОЙ ЮРТЫ ПЕРЕД ДЕРЕВЯННЫМИ ДВОРЦАМИ КИТАЙСКИХ ВЕЛЬМОЖ И ТРОСТНИКОВЫМИ ХИЖИНАМИ КРЕСТЬЯН. В VII-IX ВВ. ТЮРКСКАЯ ОДЕЖДА ПЕРЕНИМАЛАСЬ И КИТАЙЦАМИ И ДАЖЕ ВИЗАНТИЙЦАМИ, ЗАИМСТВОВАВШИМИ ЕЕ У ХАЗАР, ТАК КАК ЭТА ОДЕЖДА БЫЛА НАИБОЛЕЕ УДОБНА, ТЕПЛА И ДАЖЕ КРАСИВА.
Слайд 30
![БО ЦЗЮЙИ «ГОЛУБАЯ ЮРТА» В СЕВЕРНОЙ ПРОЗРАЧНОЙ СИНЕВЕ ВОИН ЮРТУ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-29.jpg)
БО ЦЗЮЙИ «ГОЛУБАЯ ЮРТА»
В СЕВЕРНОЙ ПРОЗРАЧНОЙ СИНЕВЕ
ВОИН ЮРТУ СТАВИЛ НА ТРАВЕ,
И
ТЕПЕРЬ, КАК ГОЛУБАЯ МГЛА,
ВМЕСТЕ С НИМ ОНА НА ЮГ ПРИШЛА.
ЮРТУ ВИХРЬ НЕ МОЖЕТ ПОКАЧНУТЬ,
ОТ ДОЖДЯ ЕЁ ТВЕРДЕЕТ ГРУДЬ.
НЕТ В НЕЙ НИ ЗАСТЕНКОВ, НИ УГЛОВ,
НО ВНУТРИ УЮТНО И ТЕПЛО.
УДАЛИВШИСЬ ОТ СТЕПЕЙ И ГОР,
ЮРТА ПРИБРЕЛА КО МНЕ ВО ДВОР.
ТЕНЬ ЕЕ ПРЕКРАСНА ПОД ЛУНОЙ,
А ЗИМОЙ ОНА ВСЕГДА СО МНОЙ.
В ЮРТУ МНЕ МИЛЕЙ ВОЙТИ, ЧЕМ В ДОМ,
СЫТЫЙ - СПЛЮ НА ВОЙЛОКЕ СУХОМ.
ЮРТЕ ПОЗАВИДУЕТ МОНАХ
И ШКОЛЯР, ЗАПУТАННЫЙ В ДОЛГАХ.
В ЮРТЕ Я ПРИМУ МОИХ ГОСТЕЙ,
ЮРТУ СБЕРЕГУ Я ДЛЯ ДЕТЕЙ.
КНЯЗЬ СВОИ ДВОРЦЫ ПОКРЫЛ РЕЗЬБОЙ,
ЧТО ОНИ ПРЕД ЮРТОЙ ГОЛУБОЙ!
Я ВЕЛЬМОЖНЫМ КНЯЖЕСКИМ РОДАМ
ЮРТУ ЗА ДВОРЦЫ ИХ НЕ ОТДАМ.
Слайд 31
![КОЧЕВНИЧЕСТВО ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО СТРАТЕГИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЕЗОННОГО КОЧЕВАНИЯ ПО](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-30.jpg)
КОЧЕВНИЧЕСТВО ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО СТРАТЕГИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЕЗОННОГО КОЧЕВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ
МАРШРУТАМ В ПОИСКАХ УДОБНЫХ ПАСТБИЩНЫХ УГОДИЙ, НО И ОБЪЕКТИВНО ТАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, КОТОРАЯ НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ И ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ЕЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРЕСНО, ЧТО НЕОБХОДИМОСТЬ РАВНОВЕСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ОТЧАСТИ ПОНИМАЛИ И САМИ НОМАДЫ, КОТОРЫЕ ПРАКТИКОВАЛИ ПОПЕРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКОВ ЗЕМЛИ, ЧЕРЕДОВАЛИ ИХ, ОСТАВЛЯЛИ ПОД «ПАР» ИНТЕНСИВНО ИСПОЛЬЗОВАВШИЕСЯ РАНЕЕ ПАСТБИЩА.
Слайд 32
![СКИФО-САКСКАЯ КУЛЬТУРА СКИФЫ-САКИ СОЗДАЛИ ВЫСОКУЮ КУЛЬТУРУ ДЛЯ ТОГО ВРЕМЕНИ, ВЛИЯНИЕ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-31.jpg)
СКИФО-САКСКАЯ КУЛЬТУРА
СКИФЫ-САКИ СОЗДАЛИ ВЫСОКУЮ КУЛЬТУРУ ДЛЯ ТОГО ВРЕМЕНИ, ВЛИЯНИЕ КОТОРОЙ СКАЗАЛОСЬ
НА ОГРОМНЫХ ПРОСТОРАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. САКСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ, ВКЛЮЧАВШАЯ СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ И КРЫМ, ЕВРАЗИЙСКУЮ АРИДНУЮ ЗОНУ, СТЕПЬ СЛУЖИЛА ЗВЕНОМ МЕЖДУ ПЕРЕДНЕЙ, СРЕДНЕЙ АЗИЕЙ И ЕВРОПОЙ. КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ И ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗНИКЛИ НЕСКОЛЬКО РАНЬШЕ, В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ И В КИММЕРI1ЙСКОЕ ВРЕМЯ, НО КУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ НАРОДОВ НИКОГДА НЕ ДОСТИГАЛО ТЕХ ВЫСОТ, КАКИХ ОНО ДОСТИГЛО ПРИ САКАХ.
Слайд 33
![АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ САКОВ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПАМЯТНИКИ САКОВ: ИССЫК – «ЗОЛОТОЙ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-32.jpg)
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ САКОВ
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПАМЯТНИКИ САКОВ:
ИССЫК – «ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК» № 1
(АКИШЕК К.А.)
ШИЛИКТЫ – «ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК» № 2 (ТОЛЕУБАЕВ А.Т.)
БЕРЕЛЬ – МУМИФИКАЦИЯ УМЕРШИХ, ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА (САМАШЕВ З.С.)
Слайд 34
![ОДЕЖДА САКОВ ОБ ОДЕЖДЕ САКОВ МОЖНО СУДИТЬ КАК ПО АНТИЧНЫМ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-33.jpg)
ОДЕЖДА САКОВ
ОБ ОДЕЖДЕ САКОВ МОЖНО СУДИТЬ КАК ПО АНТИЧНЫМ ДАННЫМ, ТАК
И ПО ИЗОБРАЖЕНИЯМ (ПЕРСЕПОЛЬ, АМУДАРЬИНСКИЙ КЛАД). НА НИХ САКИ ИЗОБРАЖЕНЫ В ВЫСОКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРАХ, В ОБЛЕГАЮЩИХ КАФТАНАХ ДО КОЛЕН, ОПОЯСАННЫХ РЕМНЕМ, В БЕСКАБЛУЧНОЙ ОБУВИ, К РЕМНЮ СПРАВА ПОДВЕШЕН КИНЖАЛ, СЛЕВА - ЛУК. НАХОДКА В КУРГАНЕ ИССЫК ПРЕДСТАВЛЯЕТ РЕДКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ ПАРАДНУЮ ОДЕЖДУ, ГОЛОВНОЙ УБОР, ОБУВЬ И РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ УКРАШЕНИЯ У ЗНАТНОГО САКА. ВСЯ ОДЕЖДА ВОЖДЯ БЫЛА ОБШИТА ЗОЛОТЫМИ ПЛАСТИНАМИ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ЗООМОРФНОГО СТИЛЯ.
Слайд 35
![ИССЫК](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-34.jpg)
Слайд 36
![ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ ИСКУССТВА КОЧЕВНИКОВ I ТЫС. ДО Н.Э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-35.jpg)
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ ИСКУССТВА КОЧЕВНИКОВ I ТЫС. ДО Н.Э. – ФЕНОМЕН,
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОТОРОГО БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ В ПРЕДШЕСТВУЮЩУЮ ЭПОХУ. НА ВСЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОГО ПОЯСА СТЕПЕЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ РАСПРОСТРАНЯЛСЯ НЕ ИЗ ОДНОГО КАКОГО-ТО ИСТОЧНИКА, А ПОЯВЛЯЛСЯ ОДНОВРЕМЕННО В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ И, КАК ПРАВИЛО, ОБЛАДАЛ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЛОКАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ. В ЦЕЛОМ, КОМПЛЕКСЫ НАХОДОК ПОЗВОЛЯЮТ ПРОСЛЕДИТЬ ГЕНЕЗИС ИСКУССТВА ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ ОТ ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ ДО РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Слайд 37
![ШИЛИКТЫ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-36.jpg)
Слайд 38
![БЕРЕЛЬ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-37.jpg)
Слайд 39
![РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ САКОВ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФОРМОЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ БЫЛ КУЛЬТ ПРЕДКОВ.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-38.jpg)
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ САКОВ
ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФОРМОЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ БЫЛ КУЛЬТ ПРЕДКОВ. СУЩЕСТВОВАЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
РОДОВЫЕ КЛАДБИЩА, НАХОДИВШИЕСЯ ВОЗЛЕ ЗИМОВОК. СЮДА, КАК ПРАВИЛО, ДОСТАВЛЯЛИ ВСЕХ УМЕРШИХ НЕЗАВИСИМО ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА И ОТДАЛЕННОСТИ МЕСТА СМЕРТИ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ТРУП, ОСОБЕННО В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ, СТЕПНЯКИ ПРИМЕНЯЛИ БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ И МУМИФИКАЦИЮ ТРУПОВ. В МОГИЛУ РЯДОМ С ПОКОЙНИКОМ САКИ КЛАЛИ ЧАСТЬ ЕГО ИМУЩЕСТВА. ПОКЛОНЯЛИСЬ РАЗЛИЧНЫМ БОЖЕСТВАМ, ВЕРХОВНЫМ СРЕДИ КОТОРЫХ БЫЛ БОГ МИТРА. КОНЬ В МИФОЛОГИИ САКОВ СВЯЗЫВАЛСЯ С СОЛНЦЕМ И ОГНЕМ, КАБАН – С КУЛЬТОМ БОГА ГРОМА.
Слайд 40
![БОГИ САКОВ ВЕРХОВНОЕ БОЖЕСТВО МИТРА, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ МИР, ВЫЕЗЖАЛ, СОГЛАСНО](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/104579/slide-39.jpg)
БОГИ САКОВ
ВЕРХОВНОЕ БОЖЕСТВО МИТРА, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ МИР, ВЫЕЗЖАЛ, СОГЛАСНО «АВЕСТЕ» (СЛОВАРЬ:
СВЯЩЕННАЯ КНИГА У ДРЕВНИХ НАРОДОВ ИРАНА, СРЕДНЕЙ АЗИИ, АЗЕРБАЙДЖАНА И АФГАНИСТАНА, СОСТАВЛЯВШАЯСЯ В ТЕЧЕНИИ МНОГИХ ВЕКОВ), НА ЧЕТВЕРКЕ ЛОШАДЕЙ. К КОНЯМ ИМЕЛИ ОТНОШЕНИЕ БОГИ СУРЬЯ, ЯМА, АГНИ, ИНДРА. РОЛЬ КОНЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДАХ САКОВ БЫЛА ОГРОМНА, ВОЗМОЖНО, КОНЬ БЫЛ ИХ СВОЕОБРАЗНЫМ ТОТЕМОМ. ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛУКОЧЕВОГО СКОТОВОДСТВА, ИЗМЕНИЛО ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ ВСЕХ ГОРНО-СТЕПНЫХ РАЙОНОВ, И ОСВОЕНИЕ ВЕРХОВОГО КОНЯ, БЕЗ ЧЕГО НЕ ВОЗМОЖНО СУЩЕСТВОВАНИЕ ЭТОЙ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВА, САМЫМ СУЩЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ОТРАЗИЛИСЬ НА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ УРОВНЕ.