Содержание
- 2. Факторы, оказавшие влияние на развитие отечественной культуры в ХVIII в. Развитие производительных сил. Реформы Петра I.
- 3. Характерные черты российской культуры XVIII в. Светский характер культуры (по сравнению с XVII в.). Европеизация культуры.
- 4. Характерные черты российской культуры XVIII в. Формирование российской просветительской мысли. Складывание нового, близкого к разговорному, литературного
- 5. Образование в первой четверти XVIII в. В эпоху правления Петра I преобразования в экономике и системе
- 6. Образование в первой четверти XVIII в. Для провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные» школы. Поскольку дворяне
- 7. В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью основанные при Петре I
- 8. Московский университет 1755 г. – по инициативе М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова был открыт Московский университет.
- 9. Академия художеств 1757 г. – открытие Академии художеств. Академия имела отделения живописи, скульптуры, архитектуры. В организации
- 10. Академия художеств При Академии было устроено училище для мальчиков. Каждые три года в училище принималось по
- 11. Образование во второй половине XVIII в. Во второй половине XVIII в. выросло число дворянских учебных заведений,
- 12. «Человек, чувствуя себя человеком, …не должен допускать поступать с собою как с животным»; «чтобы с изящным
- 13. Смольный институт 1764 г. – открытие Смольного институт благородных девиц. Первое в России женское учебное заведение
- 14. Образование в XVIII в. Во второй половине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширяться. 1782 –
- 15. Наука и техника Среди русских ученых выдающееся место принадлежит М.В. Ломоносову. Он был ученым-энциклопедистом, достиг больших
- 16. Наука и техника Во второй половине XVIII в. продолжалось изучение природных ресурсов страны. С этой целью
- 17. Наука и техника Определенные сдвиги наметились и в медицине. В частности были введены прививки от оспы.
- 18. Наука и техника Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых
- 19. Наука и техника Во второй половине XVIII в. больших достижений достигла техническая мысль. Знаменитым изобретателем-самоучкой был
- 20. Иван Петрович Кулибин (1735 – 1818) Проект моста через Неву Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде.
- 21. Наука и техника И.И. Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии.
- 22. Чертеж продольного разреза огнедействующей машины механика И.И. Ползунова Иван Иванович Ползунов (1728 - 1766) — русский
- 23. Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758) — основоположник производства фарфора в России, соученик и товарищ Михаила Ломоносова. Чаша
- 24. Историческая наука В середине и второй половине XVIII в. в России работали немецкие историки Г. Байер
- 25. Историческая наука Основоположником исторической науки в России считается В.Н. Татищев. Ему принадлежит первый обобщающий труд по
- 26. Общественная мысль Общественная мысль XVIII в. развивалась под влиянием идей Просвещения, приверженцы которых отдавали предпочтение медленному
- 27. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II Значительное влияние на развитие общественной мысли оказал «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии,
- 28. Общественная мысль Николай Иванович Новиков — русский журналист, издатель и общественный деятель, одна из крупнейших фигур
- 29. Общественная мысль Н.И. Новиков издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец». В его типографии печатались учебники, словари, грамматики.
- 30. Журнал «Трутень» (1769 - 1770) проводил мысль о несправедливости крепостного права, протестовал против злоупотреблений помещичьей властью,
- 31. Журнал «Трутень» (1769—1771) Церковь в Авдотьине, в которой похоронен Н. И. Новиков Журнал «Живописец»
- 32. Общественная мысль Иная, радикальная, форма просветительской идеологии была представлена в творчестве А.Н. Радищева, в особенности в
- 33. Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) Бюст Радищева у входа в Саратовский художественный музей
- 34. Литература Важнейшим направлением в русской и европейской литературе XVIII в. был классицизм (от лат. classicus —
- 35. Литература Жанры классических произведений: Поэтические оды Героическая поэма Сатиры Басни Драматические трагедии Драматические комедии
- 36. Антиох Кантемир Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 - 1744) — русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского
- 37. Антиох Кантемир Кантемир считается основоположником жанра сатиры. В 1729 г. появляется его первая сатира «На хулящих
- 38. Михаил Ломоносов Своей вершины классицизм достиг в философских и торжественных одах Михаила Ломоносова с их идеями
- 39. Александр Сумароков Александр Петрович Сумароков (1717 - 1777) — русский поэт, писатель и драматург XVIII в.,
- 40. Василий Тредиаковский Василий Кириллович Тредиаковский (1703 — 1769) — известный русский учёный и поэт XVIII в.,
- 41. Михаил Херасков Михаил Матвеевич Херасков (1733 — 1807) — российский поэт и писатель, государственный деятель. Наиболее
- 42. Гавриил Державин Гавриил Романович Державин (1743 - 1816) — русский поэт эпохи Просвещения, представитель классицизма, значительно
- 43. Денис Фонвизин Денис Иванович Фонвизин (1745 - 1792) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой
- 44. Литература Во второй половине XVIII в. складывается сентиментализм (франц. sentimentalisme – чувство). Черты русской литературы сентиментализма:
- 45. Наиболее известное произведение русской литературы, созданное в стиле сентиментализма, - повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». О.
- 46. Русское барокко Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и
- 47. Русское барокко Петровское барокко - 1700-е - 1720-е гг.; совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром
- 48. Московское барокко Строгановский стиль свойственен постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715). Собор Введенского
- 49. Московское барокко Нарышкинский стиль своим названием обязан молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в
- 50. Троицкая церковь (1690—1695) в подмосковном селе Троице-Лыково (ныне в составе Москвы). Архитектор - Яков Григорьевич Бухвостов.
- 51. Колокольня с двумя храмами — Варлаама и Иоасафа и Иоанна Богослова, ок. 1690 г Новодевичий монастырь
- 52. Сухаревская башня (1692-1695) Архитектор - М. И. Чоглоков. Разрушена в 1934 г.
- 53. Успенский собор Рязанского Кремля (1693—1699). Зодчий - Яков Григорьевич Бухвостов. Храм иконы Божией Матери «Знамение» на
- 54. Голицынское барокко — одна из стилевых вариаций («пошибов») в рамках русского барокко, связанная с именем князя
- 55. Петровское барокко Особенности: Красно-кирпичный и белый цвета Мелкая расстекловка окон Кривые линии Высокие двускатные крыши Обилие
- 56. Меншикова башня, Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах в Москве. Церковь была первоначально построена в 1707
- 57. Петропавловский собор (1712-1733) Доменико Трезини (1670 — 1734) — архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии.
- 58. Благовещенская церковь Александро-Невской лавры Расширение Зимнего дворца Петра I Петровские ворота Петропавловской крепости
- 59. Петровское барокко Жан-Батист Леблон (1679 — 1719) — французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, с 1716
- 60. Петровское барокко Здание Кунсткамеры. Архитекторы – Г. Маттарнови, М. Земцов Фасад Зимнего дворца Петра I. 1716
- 61. Меншиковский дворец — построенный для первого губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова дворец, первое каменное здание Санкт-Петербурга.
- 62. Адмиралтейство на гравюре 1716 г. Башня адмиралтейства. Архитектор - И. Коробов, 1730-е гг. Иван Кузьмич Коробов
- 63. Особенности: Ассиметричная планировка Многоярусность Большие дворцовые окна Криволинейное очертание Широкое использование пилястр Анненское барокко Пантелеиймоновская церковь
- 64. Анненское барокко Церковь Симеона и Анны (церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) —
- 65. Анненское барокко Пётр Михайлович Еропкин (около 1698 —1740) — русский архитектор, который руководил составлением генерального плана
- 66. Особенности: Пышность и роскошь в отделке как экстерьеров, так и интерьеров Цвет: бирюзовый, оранжевый, зеленый (фон
- 67. Елизаветинское барокко Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств
- 68. Елизаветинское барокко Большой Петергофский дворец 1747-1755 1747—1751 Часовня Большого дворца Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный
- 69. Елизаветинское барокко Смольный собор 1748-1764 Воронцовский дворец, СПб 1749-1757
- 70. Елизаветинское барокко Большой Екатерининский дворец 1752-1756 Строгановский дворец 1753-1754
- 71. Елизаветинское барокко Зимний дворец 1754-1762
- 72. Никольский морской собор 1753-1762 Савва Иванович Чевакинский - русский архитектор эпохи елизаветинского барокко, который работал в
- 73. Дворец Шереметевых на Фонтанке («Фонтанный дом») Шуваловский дворец 1753-1755 Елизаветинское барокко
- 74. Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719—1774) — главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, мастер елизаветинского
- 75. Архитектура Во второй половине XVIII в. классицизм возобладал и в архитектуре. Черты архитектуры классицизма: Обращение к
- 76. Ранний классицизм Гостиный двор в Санкт-Петербурге Жан-Батист Валлен-Деламот (1729 — 1800) — французский архитектор, первый в
- 77. Ранний классицизм Александр Филиппович Кокоринов (1726 - 1772) – русский архитектор. Работы Кокоринова знаменуют переход от
- 78. Антонио Ринальди (1709 — 1794) — итальянский архитектор, работавший в России. Манера мастера отличалась рационализмом и
- 79. Карл Иванович Бланк (1728—1793) — московский архитектор и инженер-строитель, один из последних мастеров барокко и первый
- 80. Дом Пашкова в Москве (старое здание Российской Государственной библиотеки) Фасад Пашкова дома со стороны Староваганьковского переулка
- 81. Матвей Фёдорович Казаков (1738-1812) – московский архитектор Здание Сената в Московском Кремле Петровский подъездной дворец в
- 82. Высокий классицизм Здание мэрии Москвы (в прошлом здание Моссовета и дом генерал-губернатора) Голицынская больница -больница, которая
- 83. Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20
- 84. Высокий классицизм Камеронова галерея в Царском Селе Чарлз Камерон (1743—1812) Павловский дворец
- 85. Высокий классицизм Джакомо Кваренги (1744 — 1817) – архитектор итальянского происхождения Смольный институт в Санкт-Петербурге Здание
- 86. Высокий классицизм Иван Егорович Старов (1745 — 1808) – русский архитектор Таврический дворец в Санкт-Петербурге Троицкий
- 87. Высокий классицизм Винченцо Бренна (1745 - 1820) Михайловский замок в Санкт-Петербурге Своим названием Михайловский замок обязан
- 88. Основные особенности российского изобразительного искусства в первой половине XVIII в. Русское изобразительное искусство первой половины XVIII
- 89. Иван Никитич Никитин (около 1680 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы
- 90. Андрей Матвеевич Матвеев (1701 − 1739) — русский художник, один из основателей портретного жанра в русской
- 91. Изобразительное искусство Вторая половина XVIII в – период расцвета русской живописи. Жанры русской живописи: Портрет Пейзаж
- 92. Алексей Петрович Антропов (1716 — 1795) — русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в
- 93. Иван Петрович Аргунов (1729 — 1802) — русский живописец, портретист. Портрет Екатерины II, 1762 Портрет калмычки
- 94. Фёдор Степанович Рокотов (1735 — 1808) - русский художник, портретист, представитель стиля рококо. В позднем творчестве
- 95. Один из самых известных портретов Ф.С. Рокотова – портрет Струйской (1772). Из общего золотистого сияния возникает
- 96. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822) — русский художник-живописец, мастер парадного и камерного портрета. Стиль: классицизм.
- 97. Одним из самых знаменитых полотен Д.Г. Левицкого является портрет Екатерины II в виде мудрой законодательницы. Художник
- 98. Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII в. — стала серия портретов воспитанниц Смольного
- 99. Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) — российский художник, мастер портрета. Стиль: сентиментализм. Портрет А. Г. и А.
- 100. Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье
- 101. Антон Павлович Лосенко (1737 - 1773) — русский живописец, представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи. Портрет
- 102. В 1770 г. А.П. Лосенко впервые обращается к древней истории Отечества в русском искусстве. В основе
- 103. Григорий Иванович Угрюмов (1764 — 1823) — исторический живописец и портретист; представитель классицизма. «Торжественный въезд Александра
- 104. Михаил Шибанов (умер после 1789) — русский художник, портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.
- 105. Иван Алексеевич Ерменёв (1746/1749-1797?) — русский искусстве, представитель бытового жанра. Самой значительной работой художника, обеспечившей ему
- 106. Семен Федорович Щедрин (1745-1804) - русский художник, пейзажист. «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799-1801
- 107. Скульптура В петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер. Позднее скульптурное творчество испытало влияние
- 108. Скульптура Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) — литейщик из металла и скульптор, отец архитектора Бартоломео Франческо Растрелли.
- 109. Федот Иванович Шубин (1740 - 1805) — наиболее значительный русский скульптор XVIII в., представитель классицизма. Скульптура
- 110. Первой работой скульптора был бюст екатерининского дипломата князя А. М. Голицына. Облик образованного вельможи, в котором
- 111. Павел I, 1797. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Бюст Павла I — одно из самых необыкновенных явлений
- 112. А. А. Безбородко. Около 1798 г. Мрамор. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург Портрет И. И. Шувалова. Барельеф,
- 113. Екатерина-законодательница, 1789-1790. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург Статуя представляет собой аллегорический парадный портрет императрицы Екатерины II. Статуя
- 114. М. Р. Панина, середина 1770-х гг. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея, Москва Произведения Шубина, статуи, портретные бюсты,
- 115. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима». Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками
- 116. «Медный всадник» - памятник Петру I. Открыт в 1782 г., Санкт-Петербург Всю жизнь Фальконе мечтал о
- 117. Михаил Иванович Козловский (1753 —1802) — русский скульптор. Скульптура Самсона в центральном фонтане парка Петергоф Самсон
- 118. Одно из лучших произведений русской скульптора - монумент гениального полководца А. В. Суворова. Уникален памятник тем,
- 119. Театр в России в XVIII в. Театральное искусство стало, с одной стороны, достоянием широких масс, общедоступной
- 120. Театр в России в XVIII в. Петр I придавал большое значение театральному искусству как средству воздействия
- 121. Театр в России в XVIII в. Первый русский драматический профессиональный театр возник в 1750 г. в
- 123. Скачать презентацию