Культура Руси 16-17 веков презентация

Содержание

Слайд 2

Начиная с конца XIII и вполть до начала XVIII основных направлений в русской

культуре было три – это литература, архитектура и иконописание. После нашествия монголо-татаров Русь претерпела многие изменения в своей культуре, однако основные аспекты и традиции всё равно никуда не делись. Так, в период с начала XVI и до конца XVII веков было создано множество архитектурных памятников; создалось книгопечатание на бумаге, которое довольно скоро вытеснило книгописание на дорогом пергаменте; было написано множество икон, которые, однако, со временем были утеряны (но, благо, не все). Впрочем, именно об этом периоде я и хочу сегодня рассказать.

Слайд 3

Значительные изменения в архитектуре

Значительные изменения произош­ли в архитектурном искусстве, при­званном прославлять силу и

величие государства. В селе Коломенском была выстроена шатровая церковь Вознесения — подлинный шедевр зодчества. Венцом архитектуры XVI в. стал знаменитый Покровский собор — храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воз­веденный в честь взятия Казани. Тяга к праздничной торжественности нашла отражение в перестрой­ке башен Московского Кремля, увенчанных в XVII в. каменной резьбой. Непревзойденные сооружения создавались в деревянном зодчестве. Дивной красоты дворец в подмосковном царском селе Коломенском состоял из 270 комнат с 3000 окон. За его резное обрамление, выполнен­ное белорусскими мастерами, современники называли дворец «восьмым чудом света»

Слайд 4

Живопись на руси

Живопись развивалась в традициях иконописания. Лучшие худож­ники Московского царства работали в

Оружейной палате Кремля, свое­образном художественном центре страны. Наиболее значительным художником XVII в. считается Симон Ушаков — мастер изображения человеческого лица, основатель целой художественной школы. По всей Москове бродили скоморохи и кукольники с любимцем зрителей — Петрушкой. Власти называли такие представления «са­танинскими играми» и запрещали их. Но сделать ничего не могли: каждое появление бродячих артистов привлекало народ.

Слайд 5

Основание книгопечатания

 В 1564 г. произошло важное событие — основание книгопечатания. Бывший диакон одной

из кремлевских церквей Иван Федоров издал в Москве первую печатную книгу Апостол. Позднее, переехав во Львов, Федоров напечатал там «Букварь». Печатная книга создавала почву для развития образования. В XVII в. бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент. В Москве работали две мастерские по изготовле­нию бумаги, но они не обеспечивали потребностей книгопечатания, поэтому бумагу привозили из Франции и Голландии.

Слайд 6

Издание «Синопсиса»

В XVI в. была проведена кропотливая работа по сбору и составлению единых

летописных сводов. Так возникли огромные Никоновская и Воскресенская летописи, украшенные множеством иллюстраций. Насто­ящим событием в распространении знаний стало издание первого печат­ного исторического труда — «Синопсиса» (с греч. — обзор, описание). Написанный под руководством киевского ученого, монаха Иннокентия Гизеля, «Синопсис» включал историю Руси с древнейших времен. Еще в XVIII в. он оставался единственным печатным пособием для изучения истории.

Слайд 7

«Торговая книга» и освобождение литературы

Полезным изданием считалась «Торговая книга». Она содержала раз­ные сообщения

о странах, с которыми московские купцы вели торгов­лю. С XVII в. для царя и его окружения в Посольском приказе состав­лялись «Куранты» — что-то наподобие рукописной газеты с новостями о событиях за границей.

Слайд 8

Постепенное освобождение от церкви. Первые сатиры и стихотворения.

Постепенное освобождение литера­туры от церковного влияния сказалось

на популярности сатирических произ­ведений. В повестях о «Шемякином суде» и «Ерше Ершовиче» высмеива­лись несправедливый суд и продажные судьи. Выходец с белорусских земель Симеон Полоцкий, выпускник Киево-Могилянской и Виленской академий, положил начало стихосложению.

Слайд 9

Появление высшего заведения и открытие частных школ

В XVII в. в Москве проживало немало

выходцев с украинских и бело­русских земель. Они принесли с собой западную просвещенность и открыли в Москве несколько частных школ. Их деятельность подгото­вила основание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками братьями Лихудами. Это было первое высшее учебное заведе­ние в Московском государстве, откры­тое для людей «всякого чина, сана и возраста».

Слайд 10

Фотогалерея

Перестройка Московского Кремля. В начале 16-го века он стал полностью каменным. Именно таким

мы и видим его сегодня.

Колокольня «Иван Великий»

Слайд 11

Богоматерь Одигитрия, начало 16 века.

Имя файла: Культура-Руси-16-17-веков.pptx
Количество просмотров: 21
Количество скачиваний: 0