Мысль ХІХ века презентация

Содержание

Слайд 2

Общественная мысль при Александре I

Впечатление от событий французской революции (принципы «Декларации прав человека

и гражданина»; взятие Бастилии и т.п.)
«Клич свободы звенит у меня в ушах, и лучшим днем моей жизни будет день, когда я увижу Россию, возрожденною подобной революцией» – П.А.Строганов.
Изменение после событий 1793 года
«Если я в прошлом симпатизировал революции, то сейчас я сторонник контрреволюции» – В.П.Кочубей

Слайд 3

Политический характер общественной мысли.
События 11 марта – «Тирана истребить есть долг, не

преступление»
«Ужасы Французской революции излечили Европу от мечтаний гражданской вольности и равенства, но что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного» (Н.М.Карамзин)
Давление дворянской мысли на Александра I – тенденция, свойственная 19 веку.
Усиление дворянской инициативы (издание журнала «Вестник Европы», дворянские проекты).
Деятельность особых литературных общественных объединений («Арзамас», кружок вокруг А.С.Шишкова)
Н.М.Карамзин – «Записка о древней и новой России»
А.С.Шишков – «Мысли вслух на красном крыльце»

Слайд 4

Патриотизм в период деятельности антифранцузских коалиций

После Аустерлица подъем национальных чувств.
Особо привлекали события Смутного

времени (конкурс в 1807 году на памятник Минину и Пожарскому)
Тильзитский мир подорвал авторитет Александра I в обществе
«Русский вестник» – журнал Ф.Н.Глинки. Идея - идеализация патриархальной старины.
Укрепление национального единства после победы над Наполеоном. Развитие идеи о единстве исторического пути русского и европейских народов.
1813 год – «Состояние умов в настоящую минуту таково, что смешение понятий дошло до последних пределов».
Усиление веры в особую судьбу русского народа и его избранность Богом.

Слайд 5

Разговоры о свободе

Всплеск после даровании Александром I конституции Польше и принятии Людовиком XVIII

конституции (под непосредственным давлением и участием в ее разработке императора).
Варшавская речь 1818 года – всплеск обсуждений («Варшавские речи сильно отозвались в молодых сердцах»)
Статья А.П.Куницына «О конституции»
Аракчеевский период – неблагоприятный для «либералов»
После восстания Семеновского полка и Чугуевского восстания открытое обсуждение крестьянского вопроса и будущего устройства Росси стало под запретом. («кочующий деспот»)
Выход из сложившейся ситуации – тайные общества.

Слайд 6

Особенности Александровского времени

Патриотическая ориентация и консерваторов, и либералов.
Формирование мысли народного и национального самосознания,

которая порой противоречила принципам самодержавной, крепостнической власти.
До периода Аракчеева либеральные идеи подпитывались государственным реформизмом.
Самодержавная инициатива – «единственный европеец»
Не сложилось четкого противовеса самодержавной инициативы.

Слайд 7

Декабристы

Слайд 8

Организации

Расцвет различного рода кружков, литературных объединений и дворянских обществ.
Около двухсот (!) организаций (!)

к 1818 году.
Роль масонских лож (официально разрешены до 1822 года)
Обилие различных обществ – Библейское общество, общество любомудрия и т.п.

Слайд 9

Декабристские организации

«Дети 1812 года».
Унизительное крепостное право.
Идеал будущих декабристов – не реставрация и не

революция, а реформаторская деятельность.
Ориентация и обсуждение немецких тугендбундов, европейских философов (Шеллинг, Гегель, Сен-Симон)
«Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать».

Слайд 10

Первые организации - 1814 – 1816 года. «Орден русских рыцарей» (М.Ф.Орлов и М.А.Дмитриев-Мамонтов).
Устав

религиозен (больше похож на устав масонской ложи)
Православная орденская республика
Завоевательные походы от Греции до Индии
Идея объединения «недовольных офицеров» вылилась в создание Союза Спасения.
1816 год – Союз Спасения.
«Общество истинных и верных сынов Отечества»
Воздействие александровских идей единой европейской христианской нации и конституционализма.
А.Н. И Н.М.Муравьевы, С.И.Муравьев-Апостов, П.И.Пестель, С.Д.Трубецкой, И.Д.Якушин.
Сближение дворянства и крестьянства.
План цареубийства из-за идеи о восстановлении Польши.

Слайд 11

1818 год – Союз благоденствия.
Зеленая книга – устав.
«распространение просвещения», подготовка общества к конституции.
Совет

Коренного союза – главный орган организации.
Отсутствие единства взглядов в союзе.
Изучение опыта испанской революции.
План выступления М.Ф.Орлова.
Разногласия вспыхнули после принятия в 1820 году предложения П.И.Пестеля о «выгодах республиканского правления».
1821-1822 – созданы Южное и Северное общество.
Южное общество – П.И.Пестель, А.П.Юшневский, С.Г.Волконский, С.И.Муравьев-Апостол.
«Русская правда»

Слайд 12

Северное общество
Н.М.Муравьев, С.П.Трубецкой, Н.И.Тургенев, Е.П.Оболенский, К.Ф.Рылеев.
«Конституция»
Постоянная взаимосвязь между обществами.
Переговоры об объединении в 1824

году не привели к итогу.
В 1825 году к Южному обществу присоединилось общество Соединенных славян (А.И. и П.И.Борисовы и И.И.Горбачевский)
Идеи славянского братства, освобождение славянских народов от гнета османов и создание славянской федерации.
«Правила Соединенных славян»
ВСЕ общества выступали за ликвидацию самодержавия и крепостничества (несмотря на то, что далеко не все декабристы отпускали своих крепостных), потому и важен их принцип – сохранение помещичьего землевладения.

Слайд 13

Поражение декабристов оказало существенное влияние на общественную мысль.
Мысль, исходящая от радикального меньшинства, а

не от самодержавия угасла на долгий период.
Значение декабристов не только в том, что, по выражению Ленина, они «разбудили Герцена», но и в том, что они очертили необходимость соизмерения идеалов с реалиями.

Слайд 14

Общественная мысль николаевской эпохи

«В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв» – Ю.Самарин.
Испуг и

желание оправдаться в дворянской среде.
Противостояние государственного патриотизма и общественных настроений александровского времени (различие в единстве или отличиях исторического пути России и Европы)
Роль журналов («Московский вестник» - вокруг него объединено общество любомудров, « Европеец» )
Обращение к вопросу свободы и просвещения (например, В.И.Киреевский в своей статье «девятнадцатый век».)

Слайд 15

Кружок Н.В.Станкевича (1831-1840 гг.)
В среде студентов Московского университета.
Представители после декабристского поколения.
Углубление в идеи

Гегеля и Шеллинга.
Из этого кружка вышли абсолютно разные во взглядах люди (В.Г.Белинский, К.С.Аксаков, М.Н.Катков, М.А.Бакунин).
Характерное александровской эпохе существование множества различных общественных организаций ушло в прошлое. В эпоху Николая организации либо разгонялись III отделением, либо не были столь известны.
Твердые меры в отношении журналов (например, закрытие журнала Н.А.Полевого «Московский телеграф).
Доминирование мысли над делом.
Студенческие кружки
1827 год – кружок братьев Критских (отвращение к монархическому режиму)
1831 – кружок Н.П.Сунгурова и Я.Костенецкого (реакция на подавление польского восстания)

Слайд 16

Противопоставление России и Европы

Идеология Уварова (знаменитая триада; казенный патриотизм)
Николаевская идеократия
Идея превосходства России над

Европой
М.Н.Погодин (один из сторонников казенного патриотизма): « Александровским царствованием завершился европейский период русской истории, а Николай I начал ее «своенародный», национальный период.
Разрыв с идеями Екатерины и Александра.
На смену сопоставление русских и европейских порядков прочно укоренилось их противопоставление.
В противовес этой идеи – идея об отсталости России («философское письмо» П.Я.Чаадаева)

Слайд 17

Оживление общественной жизни

Публикация письма ( в журнале «Телескоп» в 1836 году) потрясло мысль России.
Уваров обвинил

Чаадаева сумасшедшим, а главный редактор журнала «Телескоп» Н.И.Надеждин был сослан.
В литературных салонах первое письмо (опубликовали только его) вызвали споры, которые привели к возникновению двух течений на рубеже 30-40-х годов: западничества и славянофильства.

Слайд 18

Славянофильство и западничество

«И мы, как Янус, или как двуглавый орел, смотрели в разные

стороны, в то время как сердце билось одно»
«Замечательное десятилетие» – сороковые года.
«Люди сороковых годов»
Воспитанники Московского университета образовали два полемических кружка: западников и славянофилов (формирование раннего российского либерализма).
Обсуждение:
Положение народа
Крепостное право
Реформы Петра и наша связь с Европой
Власть

Слайд 19

Славянофилы:  А. С. Хомяков,  И. В. Киреевский,  К. С. Аксаков, 
И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, Ф. В. Чижов, К.Д.Кавелин
Западники: П. Я. Чаадаев, В. С. Печерин, И. А. Гагарин, В. С. Соловьёв,

Б. Н. Чичерин, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко, Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев.
Первые попытки создания концепций преобразований.
Спор о выборе предстоящих преобразований.
Критиковали внутреннюю и внешнюю политику Николая.
Отстаивали свободу слова, печати, совести, общественного мнения, проведения реформ.
Цель – прекращение крепостных отношений.
«Отечественные записки» и «Современник» – под влиянием западников.
« Сельское благоустройство» - журнал, где обсуждались проекты по отмене Крепостного права.

Слайд 20

Зарождение «русского социализма»

В 1861 году славянофилы и западники фактически прекратили свое существование. («В

настоящую минуту и прежнее славянофильство, и прежнее западничество суть уже отжитые моменты, и возобновление прежних споров и прежних причитаний было бы чистым византинизмом»)
На смену либеральным идеям развитие получили идеи социалистические.
Идеи Сен-Симона, Р.Оуэна и Ж.Прудона.
На смену екатерининскому времени от французских энциклопедистов мысль перешла к немецким гуманистам, а далее, по словам А.С.Хомякова, к «тридцатилетним» социалистам.
Кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева в 1831 году.
«Социальность, социальность – или смерть!» (В.Г.Белинский и его идея социализма)

Слайд 21

Кружок петрашевцев
М.В.Буташевич-Петрашевский
Середина 40-х годов
«Карманный словарь иностранных слов»
Упор на идеи Фурье – общественную организацию

труда и социальной гармонии.
Отвергали казенный патриотизм
Главное зло – крепостное право.
Весной 1849 года арестованы.
Правительство не считало идеи социализма опасными.
Герцен:
«Русский социализм» по Герцену должен опираться на общину.
Вольная русская типография 1853 года в Лондоне.
Первый говорил о возможности победы в России социалистической революции

Слайд 22

Основные выводы по периоду Николая I

Периодизация
Период от восстания до рубежа 40-х годов. Общество

в неведении и ищет пути к новым мыслям и социальным парадигмам.
40-е годы – золотое десятилетие русского либерализма.
48-55 – мрачное семилетье, общество в летаргическом сне (одновременно с этим развитие идей социализма).
Безрезультатное стремление николаевских идеологов установить контроль над обществом.
Оформление либерального и социалистического направлений движений.
Взаимодействие и развитие различного рода общественных сил, вне зависимости от давления правительства, в итоге это развитие мысли и стало в дальнейшем определять состояние и судьбу России.

Слайд 23

Общественная мысль во второй половине XIX века

«Зима железная дохнула» (Ф.И.Тютчев)
С воодушевлением встречены первые

шаги императора (упразднение Бутурлинского комитета, разрешение на выпуск журналов, например, «Русской беседы» и «Русского вестника»)
Свобода общественного мнения
«Шестидесятники» – часть русского общества, играющая заметную роль в обсуждениях политических и социально-экономических реформ (часто их называли нигилистами, так как основная масса – разночинная интеллигенция, радикальная в суждениях).

Слайд 24

Деятельность А.И.Герцена

1855 год – альманах Герцена «Полярная звезда» (А.И.Герцен утверждал о «кровном родстве»

с декабристами)
1856 год – «Голоса из России»
1857 год – «Колокол» (совместно с Н.П.Огаревым)
«Освобождение слова от цензуры! Освобождение крестьян от помещиков! Освобождение податного состояния от побоев!»
Александр II ежедневно читал «Колокол»
Издания Герцена создали некую свободную платформу для образованных представителей общества.
Б.Н.Чичерин – программное положение российского либерализма («Надобно, чтобы каждый человек мог сознавать себя гражданином»)
К.Д.Кавелин: «При казенном управлении никакая отрасль промышленности хорошо идти не может»

Слайд 25

«Современник»

Некрасовский журнал
Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов
Идеи общинного социализма
Н.Г.Чернышевский считал, что Россия могла бы воспользоваться опытом

развития Европы.
Н.А.Добролюбов писал о «темном царстве» социального неравенства.
Статьи Н.А.Добролюбова стали поводом для разрыва между либералами и разночинной интеллигенцией.
Полемика между «Современником» и «Колоколом»

Слайд 26

Общественное мнение после 19 февраля 1861 года

«Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное

право не отменено. Народ царем обманут» (Н.П.Огарев)
«В народ! К народу!»
Оживление студенческого движения.
Как следствие, «Временные правила», ограничивающие доступ в университеты.
Ответ студентов – прекращение занятий.
Н.Г.Чернышевский – прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей».
А.И.Герцен – прокламация «К молодому поколению»
Первая «Земля и воля» – 1862 год.

Слайд 27

Формирование либеральной оппозиции и противовеса ей

Полемика Ю.С.Самарина, К.Д.Кавелина и И.С.Аксакова.
Дворянский конституционализм.
Проект упразднения дворянства.
В.П.Орлов-Давыдов,

А.П.Платонов, Н.А.Безобразов.
Газета «Весть»
Беседа императора с Д.П.Голохвастовым (сентябрь 1865 год)
«Я даю вам слово, что сейчас на этом столе я готов подписать конституцию, если был бы убежден, что это полезно для России»
В противовес либеральной оппозиции после польского восстания 1863 года формируется идеология самодержавной власти.
М.Н.Катков (в «Русском вестнике»)
Критика А.И.Герцена и М.А.Бакунина
Оформление консерватизма после сочинения Н.Я.Данилевским «России и Европы».

Слайд 28

Народничество

Оформление идей русского социализма (в период пореформенного десятилетия).
«Человек будущего в России – мужик»


«Под социалистами-народниками мы понимаем всех тех социалистов, по мнению которых община должна составлять главный экономический базис социалистической революции в России».
Народничество

Мирное

Революцион-ное

Слайд 29

1869 год – нечаевщина
«Катехизис революционера»
1870-е – кружок «чайковцев»
1871 год - чайковцы объединились с

кружком С.Л.Перовской. Результат – создание «Большого общества пропаганды».
Формирование идеологии панславизма.
Анархизм М.А.Бакунина
Революционная этика П.Л.Лаврова («Исторические письма», журнал «вперед!»
Весна 1874 года – «Хождение в народ». («идти и бунтовать народ»).
1876 год – вторая «Земля и Воля»
1879 год – Воронежский съезд – выход из организации Г.В.Плеханова.
Петербургский съезд – раскол на «Черный передел» и «Народную волю»

Слайд 30

Черный передел – пропаганда
Народная воля – терроризм
Теория захвата власти П.Н.Ткачева (журнал «Набат»).
«Самодержавие не

имеет ничего общего с существующим социальным строем»
Исполнительный комитет народной воли
А.Д.Михайлов, А.И.Желябов, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская, Н.Е.Суханов, Л.А.Тихонова, В.Н.Фигнер, М.Ф.Фроленко.
В августе 1879 года исполнительный комитет вынес смертный приговор императору.
Дело первомартовцев – казнены Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов, Рысаков
Народная воля фактически прекратила свое существование после ареста Лопатина в 1884 году.

Слайд 31

Итоги

Развитие марксистских идей.
Безрезультатность либеральной полемики.
Мысль, вылившись в террор, перестала быть субъектом отношений

с императором и императорской идеологией.
Имя файла: Мысль-ХІХ-века.pptx
Количество просмотров: 21
Количество скачиваний: 0