Содержание
- 2. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Немного об источнике. Повесть временных лет
- 3. ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ПВЛ От куда есть пошла земля русская (кто такие русы, где изначально расселялось племя
- 4. КИЕВСКАЯ ЛЕГЕНДА Племя «Русь» по иному называется племенем «полян». Первым русским князем назван Кий Поляне же
- 5. «ВАРЯЖСКАЯ ЛЕГЕНДА» Племя «Русь» по иному называется племенем «варягов». Первым русским князем назван Рюрик. В лето
- 6. ДРЕВНЕРУССОЕ ГОСУДАРСТВО
- 7. НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ Возникновение теории в XVIII столетии. Зигфрид Байер – основоположник норманизма. Его работа «О варягах»
- 8. НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В XVIII ВЕКЕ Герард Фридрих Миллер в диссертации «Происхождение имени и народа российского» в
- 9. НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В XIX ВЕКЕ Н.М. Карамзин (1776 – 1826) один из представителей норманизма. «История государства
- 10. НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В XIX ВЕКЕ С.М. Соловьев (1820-1879) началом Руси по существу не занимался, так как
- 11. НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В ХХ ВЕКЕ И СЕЙЧАС Реставрация норманизма относится к 60-м г. ХХ в. Работа
- 12. АНТИНОРМАНИЗМ. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ. XVIII ВЕК Основоположник антинорманизма – М.В. Ломоносов Считал, что часть варягов - руси
- 13. АНТИНОРМАНИЗМ. XIX ВЕК. Во второй половине XIX в. наиболее ярким антинорманистом выступает С. Гедеонов (1818-1878). В
- 14. АНТИНОРМАНИЗМ В ХХ ВЕКЕ. Одна из крупнейших советский исторических школ – школа академика Б.А. Рыбакова. Варяжская
- 15. АНТИНОРМАНИЗМ. ДРУГАЯ ВЕРСИЯ. А.Г. Кузьмин, профессор, основатель одной из ведущих исторических школ МПГУ. Варяжская легенда –
- 16. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
- 17. АНТИНОРМАНИЗМ Славяне. Предки древних славян жили в Центральной Европе, севернее Альп, постепенно протославяне начали движение с
- 18. АНТИНОРМАНИЗМ Варяги - в разное время это разные этнические группы. Согласно ПВЛ варяги жили по южному
- 19. АНТИНОРМАНИЗМ Руги-русы. Поляне. По происхождению близки к кельтам и иллирийцам. В Европе жили в 1 –
- 20. АНТИНОРМАНИЗМ Русы – сармато-аланы, потомки роксалан. В 8 – начале 9 в. в Среднем Поднепровье, в
- 21. КТО ЖЕ ПРАВ? Дискуссия между норманистами и антинорманистами, сложившись в 30-е гг. XVIII века, существует и
- 22. ОБЩИНА СЛАВЯН И РУСОВ. ЗЕМЛЯ И ВЛАСТЬ. Что бы это значило? Какой тип общины отразился в
- 23. ОБЩИНА СЛАВЯН И РУСОВ. ЗЕМЛЯ И ВЛАСТЬ. Что бы это значило? Какой тип общины отразился в
- 25. Скачать презентацию
Слайд 2ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Немного об источнике.
Повесть временных
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Немного об источнике.
Повесть временных
ПВЛ реконструируют по трем основным летописным спискам:
Лаврентьевская летопись (1377 г.)
Ипатьевская летопись (конец XIV – начало XV вв.)
Новгородская (первая) летопись (XIV в.)
Основа для реконструкции – Лаврентьевский список
Слайд 3ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ПВЛ
От куда есть пошла земля русская (кто такие русы, где изначально
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ПВЛ
От куда есть пошла земля русская (кто такие русы, где изначально
Кто на Руси перво нача княжити» (кто был первым русским князем)
На эти вопросы ПВЛ дает два разных ответа. Каковы же они?
Слайд 4КИЕВСКАЯ ЛЕГЕНДА
Племя «Русь» по иному называется племенем «полян».
Первым русским князем назван Кий
Поляне же
КИЕВСКАЯ ЛЕГЕНДА
Племя «Русь» по иному называется племенем «полян».
Первым русским князем назван Кий
Поляне же
И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян…
Обратите внимание!
Дата образования Киева и начала княжения у полян в летописи не указана.
Слайд 5«ВАРЯЖСКАЯ ЛЕГЕНДА»
Племя «Русь» по иному называется племенем «варягов».
Первым русским князем назван Рюрик.
В лето
«ВАРЯЖСКАЯ ЛЕГЕНДА»
Племя «Русь» по иному называется племенем «варягов».
Первым русским князем назван Рюрик.
В лето
Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок над Волховым, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавая волости и города, рубя – тому Полоцк, тому – Ростов, этому – Белоозеро…
Слайд 6ДРЕВНЕРУССОЕ ГОСУДАРСТВО
ДРЕВНЕРУССОЕ ГОСУДАРСТВО
Слайд 7НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ
Возникновение теории в XVIII столетии.
Зигфрид Байер – основоположник норманизма. Его работа «О варягах»
НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ
Возникновение теории в XVIII столетии.
Зигфрид Байер – основоположник норманизма. Его работа «О варягах»
В анналах упоминался народ «рос», высказывалось предположение, что это «свеоны» - шведы. Другое их название – варяги. По Байеру варяги – германоязычные шведы. Байер предложил объяснение этнонима «варяг» как германо-скандинавское – «Варг» - волк, переосмысленное как разбойник. В качестве параллели приводилось русское – «вор».
Слайд 8НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В XVIII ВЕКЕ
Герард Фридрих Миллер в диссертации «Происхождение имени и народа российского»
НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В XVIII ВЕКЕ
Герард Фридрих Миллер в диссертации «Происхождение имени и народа российского»
!!! Это положение остается одним из основных в норманизме и по сей день.
Третьим основополжником норманизма считают Августа Шлецера. Изучение византийских источников привело Шлецера к весьма важному заключению о существовании не одной, а двух «Русей» - одна на Балтике, вторая – в степях Причерноморья.
Слайд 9НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В XIX ВЕКЕ
Н.М. Карамзин (1776 – 1826) один из представителей норманизма. «История
НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В XIX ВЕКЕ
Н.М. Карамзин (1776 – 1826) один из представителей норманизма. «История
Считал, что наличие неславянских имен в княжеской династии и социальной верхушке древнерусского общества является аргументом в пользу скандинавского происхождения варягов.
«Русы» по его мнению – простонародное название «норманнов», данное по внешнему облику – «красные».
Не отвергал и версию такого источника XVI в. как «Степенная книга», согласно которой Балтийская Русь помещалась на юго-восточном побережье Балтики, в частности у устья Немана. Но Неманскую Русь рассматривал как колонию норманнов-скандинавов.
Слайд 10НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В XIX ВЕКЕ
С.М. Соловьев (1820-1879) началом Руси по существу не занимался,
НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В XIX ВЕКЕ
С.М. Соловьев (1820-1879) началом Руси по существу не занимался,
Варягов помещал в Скандинавии. Рюрика признавал скандинавом, но его функции сводил к роли «третейского судьи». С.М. Соловьев распространял тот порядок наследования власти, который в отечественной традиции считается «лествичным» (то есть переход власти от брата к брату вначале и только после к следующему колену рода) на передачу власти до IX века между славенскими племенными князьями-вождями. Этот порядок порождал усобицы, которые и вынуждали эти племена обращаться к «третейским судьям».
Русь был склонен искать на юге, считал, что она появляется и упоминается в источниках раньше варягов.
К 70-м годам XIX века в России норманизм стал терпеть поражению от своих оппонентов и был перенесен как теория для развития в Западную Европу.
Слайд 11НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В ХХ ВЕКЕ И СЕЙЧАС
Реставрация норманизма относится к 60-м г. ХХ
НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В ХХ ВЕКЕ И СЕЙЧАС
Реставрация норманизма относится к 60-м г. ХХ
Современные норманисты-филологи выстраивают следующий ряд:
- «родсы» - именование гребцов на шведском языке, шведская область «Рослаген» - провинция гребцов,
на свой лад финны произносят это название как «руотси», эстонцы как «роотси», в русской огласовке – «русы».
- Т.о. славяне стали называть «руссами» всех шведов, придав этому понятию этническое значение.
Слайд 12АНТИНОРМАНИЗМ. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ. XVIII ВЕК
Основоположник антинорманизма – М.В. Ломоносов
Считал, что часть варягов -
АНТИНОРМАНИЗМ. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ. XVIII ВЕК
Основоположник антинорманизма – М.В. Ломоносов
Считал, что часть варягов -
Живя на южном балтийском побережье они в своем языке испытали влияние германцев и германо-скандинавов. Это сказалось на отдельных варяжских именах, т.к. они находились в тесном контакте¸ в частности заключали многочисленные браки.
Между тем Ломоносов категорически отказывался признавать русь или только варягов германским народом, поскольку в русском языке практически отсутствовало влияние германизмов.
Ломоносов выдвигал гипотезу о «Неманской Руси». В основе – легенда о призвании Рюрика из Пруссии или «из немец» (летописи XV века). Ломоносов обратил внимание на то, что Неман в нижнем течении носит название «Руса» (позднее название сохранилось за одним из рукавов Немана). С этой рекой Ломоносов и связывал «варягов-русь», пришедших в Новгород.
Слайд 13АНТИНОРМАНИЗМ. XIX ВЕК.
Во второй половине XIX в. наиболее ярким антинорманистом выступает
С. Гедеонов
АНТИНОРМАНИЗМ. XIX ВЕК.
Во второй половине XIX в. наиболее ярким антинорманистом выступает
С. Гедеонов
Д.И. Иловайский (1832-1920). Сборник «Разыскания о начале Руси» (1876). Варяжская легенда ПВЛ – поздняя вставка, с которой не стоит считаться как с подлинником.
Гедеонов и Илловайский – главный спор конца XIX века: Стоит ли считаться с варяжской легендой?
Гедеонов – ЗА, Илловайский – ПРОТИВ. Оба – за то, чтобы признавать легенду поздней вставкой в ПВЛ.
Итог споров: Направление антинорманизма, связанное с исследованием южного, славянского Берега Балтики как исходной точки варягов было перечеркнуто. Историю Руси искал только на юге.
Слайд 14АНТИНОРМАНИЗМ В ХХ ВЕКЕ.
Одна из крупнейших советский исторических школ –
школа академика Б.А.
АНТИНОРМАНИЗМ В ХХ ВЕКЕ.
Одна из крупнейших советский исторических школ –
школа академика Б.А.
Варяжская легенда – поздняя и фальсифицированная вставка в летопись.
Зарождение Древней Руси следует искать в развитие племени полян, центр зарождения – Поднепровье.
Изначально племя расселялось по притокам Днепра – по реке Рось. От сюда и возникло его название «росы». Со временем это название распространилось на все территории, входившие в орбиту господства полян.
ХХ век в советской историографии – господство марксизма. Одно из утверждений классика этого течения Ф. Энгельса «государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу». Другими словами – образование государства – следствие экономической и социальной дифференциации внутри общества. Образование государства происходит в момент образования классового общества.
Советский антинорманизм использует этот тезис как один из основополагающих.
Слайд 15АНТИНОРМАНИЗМ. ДРУГАЯ ВЕРСИЯ.
А.Г. Кузьмин, профессор, основатель одной из ведущих исторических школ МПГУ.
Варяжская легенда
АНТИНОРМАНИЗМ. ДРУГАЯ ВЕРСИЯ.
А.Г. Кузьмин, профессор, основатель одной из ведущих исторических школ МПГУ.
Варяжская легенда
Центры зарождения древнерусского государства следует искать как в Поильменье, так и в Поднепровье.
«Русь» – название, которое по-разному переводится в разных языках. «Русь» (кельтский) – красный, рыжий. «Русь» (тюркский) – белый, царственный.
«Русь» - название нескольких разноэтничных племен, каждое из которых участвовало как в образовании северо-западного центра, так и южного центра.
Слайд 16ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
Слайд 17АНТИНОРМАНИЗМ
Славяне.
Предки древних славян жили в Центральной Европе, севернее Альп, постепенно протославяне начали движение
АНТИНОРМАНИЗМ
Славяне.
Предки древних славян жили в Центральной Европе, севернее Альп, постепенно протославяне начали движение
Во 2-4 в. славяне входили в Готское государство Германариха, в 5 в. – составляли большинство Гуннской державы Атиллы. Но в отличие от гуннов и германцев славяне не были воинственным племенем, не принимали участия в битвах, поэтому в исторических письменных источниках не упоминаются, а прослеживаются по археологическим данным.
После распада государства Атиллы славяне в 6 – 7 в. выходят на историческую арену, расселяются на территориях Прибалтики, Балкан, Средиземноморья, Приднепровья, достигают Испании и Северной Африки. Почти везде славяне ассимилируют местное население.
Византийские и германские средневековые авторы называют южных славян – склавинами, восточных – антами, славян, живших по южному берегу Балтийского моря, – венедами. В 6-7 вв. восточные славяне заселили территорию своего нынешнего проживания. ЕЕ границы – западная – Карпаты, восточная – Днепр и Дон, северная – о. Ильмень.
Слайд 18АНТИНОРМАНИЗМ
Варяги - в разное время это разные этнические группы. Согласно ПВЛ варяги жили
АНТИНОРМАНИЗМ
Варяги - в разное время это разные этнические группы. Согласно ПВЛ варяги жили
Название «варяги» тождественно названию «Варины». Оба именования имеют один корень «вар» - вода и разные суффиксы. Переводятся «варяги» как поморяне, люди жившие у воды.
В конце VIII века на земли варягов стали наступать франки. Основным направлением переселения варягов стало восточное побережье Балтийского моря.
На восток они переселялись с отдельными группами другого племени – руссов, которые жили по берегу Балтийского моря. В силу этого в ПВЛ возникло двойное наименование племени – «варяги – русь».
Во главе племени варягов-руси стоял Рюрик – выходец из одного из варяжских (вэринских) племен. Он основывает в IX в. города Ладогу, Белоозеро, Изборск. Эти названия славянские. Это говорит за то, что варяги-русь к этому времени уже говорили на славянском языке.
Слайд 19АНТИНОРМАНИЗМ
Руги-русы. Поляне. По происхождению близки к кельтам и иллирийцам. В Европе жили в 1 –
АНТИНОРМАНИЗМ
Руги-русы. Поляне. По происхождению близки к кельтам и иллирийцам. В Европе жили в 1 –
1 группа осталась на Рюгене, 2 – ушла в Прибалтику, 3 – к Римской империи, поселилась по Дунаю, в римской провинции Норик (территория нынешней Австрии). Руги – русы в 5 в. в Норике основали свое государство Ругиланд или «Руссию», «Рутению». В 6 веке Ругиланд распался. Начались 2 волны переселения на восток (1 – 6-7 вв., 2 – 10 в.)
Эти русы стали основой Приднепровской Руси. С ними связано предание о Кие.
Руги-русы - соседи вэринов-варягов. Руги, оставшиеся на берегах Балтийскоо моря и о. Рюген в 7 – 8 вв. смешались со славянами и варинами-варягами. О. Рюген стал называться Руйеном, Руссией.
В нач. 9 в. славяноязычные русы и их соседи варяги под натиском франков переселяются на восточное побережье Балтийского моря. Во второй половине 9 века эти объединенные племена пришли к новгородским славянам как варяги-русь.
Слайд 20АНТИНОРМАНИЗМ
Русы – сармато-аланы, потомки роксалан.
В 8 – начале 9 в. в Среднем Поднепровье,
АНТИНОРМАНИЗМ
Русы – сармато-аланы, потомки роксалан.
В 8 – начале 9 в. в Среднем Поднепровье,
В него входили и славянские племена поляне, северяне, радимичи. В начале 9 века русы-аланы были вытеснены венграми.
Часть их переселилась в Прибалтику на о. Саарема (Остров руссов). Они стали известны историкам как «Руссия-тюрк» т.е. Аланская Русь – еще одна из Балтийских Русей.
В 9 в. они были славянизированы. Из Руси-алан выходят Олег Вещий и Игорь Старый. Их династия утверждается у славян после смерти Рюрика и его братьев.
Никакого родства между Рюриком и Игорем нет. Их по летописям разделяет минимум два поколения.
Слайд 21КТО ЖЕ ПРАВ?
Дискуссия между норманистами и антинорманистами, сложившись в 30-е гг. XVIII века,
КТО ЖЕ ПРАВ?
Дискуссия между норманистами и антинорманистами, сложившись в 30-е гг. XVIII века,
Это самая давняя и одна из самых острых дискуссий отечественной историографии.
По мнению В.О. Ключевского эта проблема не столько научная, сколько политическая.
А на чьей стороне ВЫ?
Обоснуйте свой выбор в коротком эссе.
Слайд 22ОБЩИНА СЛАВЯН И РУСОВ. ЗЕМЛЯ И ВЛАСТЬ.
Что бы это значило?
Какой тип общины отразился
ОБЩИНА СЛАВЯН И РУСОВ. ЗЕМЛЯ И ВЛАСТЬ.
Что бы это значило?
Какой тип общины отразился
Поляне, по обычаю отцов, кротки и тихи, стыдливы перед своими снохами и сестрами, матерями и родителями; глубоко стыдливы также перед свекровями и деверями. Имеют брачный обычай: не ходит зять за невестой, но приводят ее вечером, а на утро приносят за нее – что дают.
Какой тип семьи у полян
– малая или большая?
Слайд 23ОБЩИНА СЛАВЯН И РУСОВ. ЗЕМЛЯ И ВЛАСТЬ.
Что бы это значило?
Какой тип общины отразился
ОБЩИНА СЛАВЯН И РУСОВ. ЗЕМЛЯ И ВЛАСТЬ.
Что бы это значило?
Какой тип общины отразился
А древляне жили зверинским образом, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и брака и у них не бывало, но умыкали девиц у воды. И радимичи, и вятичи, и северяне имели одинаковый обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, а были игрища между селами. И сходились на эти игрища, на пляски, и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по договоренности между ними. Имели же по две и по три жены.
Какой тип семьи у большинства славянских племен – малая или большая?