Общественные движения 19 века презентация

Содержание

Слайд 2

Общественное движение при Александре I.

Дворцовый переворот и убийство императора Павла I многими в

России были восприняты как настоящее, а не календарное начало нового века. «Дней Александровых прекрасное начало» - так впоследствии назовет Пушкин это время. Действительно, хотя Александр и произнес сакраментальную фразу о том, что «батюшка скончался, при мне всё будет, как при матушке», т.е. при Екатерине II, но уже первые шаги нового правителя показали, что это была лишь декларация, предназначенная для ушей царедворцев. Была создана комиссия под началом М.М.Сперанского, которая приступила к работе над проектом будущей российской конституции. Император всерьез намеревался уже тогда, в начале века, отменить крепостное право. Всё общество жило предчувствием перемен. Однако время шло, а августейшие обещания так и повисли в воздухе.

Слайд 3

После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания французских войск за территории России

у значительного числа мыслящих русских людей произошло серьезное разочарование в Александре I. За красивыми словами многие увидели пустоту, за презентабельной внешностью – внутреннюю пустоту и холодность. Именно тогда и появился феномен общественного мнения – впервые в российской истории. Равно как и впервые вчерашние боевые офицеры наряду с людьми сугубо штатскими стали объединяться в тайные общества – с тем, чтобы, абсолютно независимо от воли и отношения верховной власти, взять на себя заботы о завтрашнем государственном устройстве России. Тем более, что за плечами у многих был заграничный поход и возможность сравнить, как там, «у них». Сравнение, увы, было не в пользу России. Росло и ширилось масонское движение. Его влияние не стоит преувеличивать – дань моде и веяние времени. Известно, что даже Пушкин, находившийся в это время в Южной ссылке, вступил в Кишиневскую масонскую ложу. Этот факт никак не отразился на его литературном творчестве, да и на судьбе тоже. Параллельно с этим движением стали возникать кружки и клубы. Одним из наиболее известных стал кружок «Зеленая лампа», куда входили некоторые будущие декабристы, и в котором состоял совсем еще юный Пушкин.

Слайд 4

К концу 1810-х гг. брожение умов организационно оформилось сначала в «Союз спасения», а

затем в «Союз благоденствия». Эти организации еще не были явно оппозиционными и противоправительственными. Однако уже тогда звучали и призывы к свержению самодержавия как такового, и даже к истреблению всей царствующей фамилии. Оба Союза последовательно самораспустились, когда стало известно о наличии в их рядах тайных агентов правительства. Усилив конспирацию, будущие декабристы в начале 20-х гг. основали два крупных общества – Северное и Южное. Первое находилось на Украине, возглавляемое П.И.Пестелем. Второе – в северной российской столице, Санкт-Петербурге. Душой этого общества были Н.М.Муравьев и поэт К.Ф.Рылеев.

Слайд 9

Общественное движение в годы правления Николая I.

1823 г. — создание кружка любомудров.
30—40-е

гг. XIX в. — дискуссии о путях общественного развития между западниками и славянофилами.
1844—1849 гг. — существование кружка петрашевцев

Западничество — одно из направлений русской общественной мысли 1840—1850-х гг. Представители этого направления считали историю России частью общемирового исторического процесса, были сторонниками развития страны по западноевропейскому пути; критиковали самодержавие и крепостничество; выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др.

Слайд 10

Либерализм — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVII—XVIII вв.

и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.
Славянофильство — одно из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. XIX в. Представители этого направления выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве, противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.

Социализм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также установление общественного строя, воплощающего эти принципы.

Слайд 11

Направления в идейной жизни общества при Николае I

Слайд 13

Кружки 20—30-х гг.
Помимо становления либеральных течений, в России получала распространение и революционная

идеология. Большую роль в ее зарождении сыграли студенческие кружки 20—30-х гг., в которых участвовали и будущие либералы, и будущие сторонники революционных идей.

В московской гостиной 40-х гг. XIX в. С картины художника Б. М. Кустодиева. Слева изображены В. П. Боткин и Д. Л. Крюков, беседующие с М. С. Щепкиным; вошедший В. Г. Белинский здоровается с хозяином дома А. А. Елагиным, за столом сидят (слева направо) П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, за ними стоят А. С. Хомяков и П. В. Киреевский; справа — сидит А. П. Елагина, стоят А. И. Герцен и А. И. Тургенев

Слайд 14

Конец 20-х — начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения.

Небольшие кружки быстро раскрывались полицией, так и не успев перерасти в тайные организации и выработать свою программу. Изменился состав кружков. Если во времена декабристов это была военная молодежь, выходцы из высших слоев, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоев общества.
В 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев Критских в Московском университете, в 1831 г. — кружок Н. П. Сунгурова, участники которого вынашивали планы вооруженного восстания.
Одним из объединений, в котором были представлены и будущие западники, и славянофилы, и будущие революционеры, был кружок, созданный в 1833 г. молодым философом и литератором Н. В. Станкевичем. В него входили такие разные люди, как Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и М. А. Бакунин.
В 1834 г. был разгромлен кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Кружки были раскрыты во Владимире, Нежине, Курске, на уральских заводах.

Слайд 15

Общественное движение: либералы и консерваторы.

Особенности российского либерализма середины 50-х – начала 60-х гг.

Слайд 16

А.И.Кошелев

К.Д.Кавелин

Слайд 17

Разногласия в либеральном движении

И.А.Гончаров

Слайд 20

Распространение марксизма в России

Плеханов
Георгий Валентинович – первый российский революционер, вставший на путь

марксизма

Слайд 22

«Освобождение труда»

Цель – подготовка пролетариата к социалистической революции
Задачи:
Перевод на русский язык важнейших трудов


К. Маркса и Ф. Энгельса
Полный разрыв с народничеством
Борьба с самодержавием
Организация пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде

Слайд 23

!

Стремление сплотить общество при помощи русской самобытности, национализма, православия, самодержавия.
Русские традиции!

Имя файла: Общественные-движения-19-века.pptx
Количество просмотров: 23
Количество скачиваний: 0