Особый вид книжной графики презентация

Содержание

Слайд 2

*

История и современность

В глубину веков
Буквица или инициал ?
Художники книги
Поиграем в буквы

* История и современность В глубину веков Буквица или инициал ? Художники книги Поиграем в буквы

Слайд 3

*

В глубину веков

Буквицы были известны давно - они украшали страницы рукописных книг

еще с раннего российского (IХ в.) и дороссийского периода. Эти заглавные буквы употреблялись только в начале абзаца. Большая прописная буква, искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Буквицы часто выполняли красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка».
Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами. Буквица является не просто украшением произведения, но и отражает тему (где-то  - тайный смысл) работы.

* В глубину веков Буквицы были известны давно - они украшали страницы рукописных

Слайд 4

*

 Рукописные книги        

     Все рукописные книги переплетались, или, как тогда выражались, «крылись». Переплеты

изготовляли из деревянных досок, которые обтягивали кожей. Часто вместо кожи употребляли парчу, узорчатый бархат, атлас и другие дорогие ткани. Поверх кожи для предохранения переплета от порчи и для украшения прикрепляли металлические бляхи - жуки или жуковины, угольники, средники. Переплеты некоторых роскошных рукописей заключали в золотые и серебряные оклады. Верхнюю крышку переплета порою украшали драгоценными камнями, жемчугом.
Оформляли книгу замечательные мастера, среди них великие художники XIV в. - Феофан Грек и Андрей Рублев. Им приписывают создание четырех шедевров искусства русской книги конца XIV - начала XV в. - Евангелий, названных позднее по именам заказчиков и владельцев - бояр Федора Кошки, Богдана Хитрово и Бориса Морозова.

* Рукописные книги Все рукописные книги переплетались, или, как тогда выражались, «крылись». Переплеты

Слайд 5

*

Открываем книгу

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Яркие

разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово-желтыми полями пергаментного листа вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства. Наряду с буквицами, художественным оформлением книг являлись заставки - графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом,а также- концовки и миниатюры-выполненные от руки иллюстрации.

* Открываем книгу Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией.

Слайд 6

*

Буквица- чертеж мира

Аз

Буки

Веди

Глаголь

Добро

Есть

Живете

Земля

И

Како

Люди

.Мыслете

Мыслете

Он

Покой

Рцы

Слово

Твердо

Ук

Ферт

Х

Цы

Червь

Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть

мир глазами наших пращуров... Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. И хотя для большинства современных читателей буква есть буква, пусть даже декоративно украшенная, для древнерусского книжника понятие декоративности было чуждым. Он не просто украшал букву орнаментом, он, прежде всего, передавал и украшал мысль. Он не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание, которое таило в себе чертеж мира. 

* Буквица- чертеж мира Аз Буки Веди Глаголь Добро Есть Живете Земля И

Слайд 7

*

Буквица - нравоучительное слово

Аз - первая буква алфавита, причудливый зверь-птица. В древнерусской

культуре эта буква имела особое значение. От нее произошло само название - азбука, кроме того, эта буква символизировала начало всех начал.
Буки - олицетворяет собою второе место, поэтому фигурка человека будто сдерживает движение; человек словно вплетен в природную вязь трав, деревьев.
Добро - само название говорит за себя и равнозначно слову "добро". Буква ассоциируется с образом царя Давида - поэта, псалмопевца. В Древней Руси этот образ пользовался большим уважением, он призывал к стойкости и торжеству духа над повседневными тяготами.

Веди - в глубине мира, в сплетении всего живого изображена маска в царственном головном уборе, погруженная в глубокие размышления. Маска - символ тайны, которая окружает знание (знать - ведать).

Буквица Люди (из Евангелия XIV века) изображена в виде Ловчего, который закалывает кабана, символизирующего низменные побуждения людей

Глаголь - такое изображение четвертой буквы алфавита символизирует центральное положение человека, его особую решающую роль в природе, в мире.

Усваивая азбуку,человек не только запоминал буквы, но и размышлял о смысле, заложенном в названиях букв. Многообразие этих смыслов плодотворно сказалось на художественном оформлении буквиц.

* Буквица - нравоучительное слово Аз - первая буква алфавита, причудливый зверь-птица. В

Слайд 8

*

Буквица - нравоучительное слово

Рцы воспроизведена в виде бирюча новгородского веча,трубящего в

рог, в руке у него жезл с шариками, символизирующими трилистник мудрости. О чем он трубит, о чем возвещает? Буква Рцы означает одновременно глагол повелительного наклонения «рцы» : значит говори. Это призыв к изречению премудрости. Символ премудрости, трубящей в рог и созывающей слушателей: говори и слушай премудрость.

Есть - такое изображение буквы символизирует жадное поглощение мудрости, жажду познания.

Земля - это изображение восходит к образу цветущей земли, на которой произрастают не только цветы и деревья, но и человеческая жизнь.

Буквица Мыслете из псалтыри XIV века.Эта буквица представляет собой изображение двух рыбаков с богатым уловом рыбы в сети (сеть по-старославянски - мрежи). Сюжет этот перекликается с евангельским событием о призвании апостолов Андрея и Петра, бывших когда-то ловцами.Мудрец, ловящий мысль, подобен рыбаку, забрасывающему сеть. Между рыбаками-мыслителями идет спор. Левый рыбак говорит: «Потяни, корвин сын»; правый отвечает: «сам есть таков». Но сеть посередине уравновешена – это символ истины, рождающейся в споре.

Живете (по-древнеславянски жизнь значит "живот"). Из центра фигуры, напоминающей человека, переплетенной с древом жизни, расходятся вверх вправо и влево две вылетающие птицы. Все живое переплетено в единый бесконечный узор.

* Буквица - нравоучительное слово Рцы воспроизведена в виде бирюча новгородского веча,трубящего в

Слайд 9

*

Буквица-украшение мысли

В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них
приготовлялась

краска, и доныне не смываемая, не тускнеющая. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, еще дороже для нас само их начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а также о том, как наш далекий предок представлял себе мир и каким старался воплотить его в своем творчестве.

* Буквица-украшение мысли В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них

Слайд 10

*

Буквица- лист на дереве жизни

           Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение

корней. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.

* Буквица- лист на дереве жизни Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя,

Слайд 11

*

Стили книжных украшений

В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей.
Cтаровизантийский (или растительный-)

орнамент ХI-ХII вв. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений,переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.).На заставках и буквицах также встречаются изображения птиц, животных,человеческих лиц и фигур.

* Стили книжных украшений В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей. Cтаровизантийский (или

Слайд 12

*

Остромирова Евангелие

Буквицы Остромирова Евангелия (1056-1057)-одной из первых рукописных книг Руси- также можно

отнести к старовизантийскому стилю.Буквицы - самая замечательная особенность художественного оформления Остромирова Евангелия. Каждая из них оригинальна, отличается особым рисунком и комбинацией цветов. Загадочными для исследователей остаются восточные черты в рисунке заглавных букв, изображающих головы хищных птиц, фантастических химер - крокодилов и саламандр. В сложный орнамент удивительно вписаны и человеческие лица.
Фон этих причудливых буквиц в оригинале исполнен золотом.
.

* Остромирова Евангелие Буквицы Остромирова Евангелия (1056-1057)-одной из первых рукописных книг Руси- также

Слайд 13

*

Стили книжных украшений

Орнамент ХIII-ХIV вв. известен под названием тератологического или «чудовищного» (от

греческого слова «терас», «тератос»-чудовище. Для этого стиля характерны изображения фантастических зверей и птиц (драконов, змей, грифонов), а также людей, перевитых сложными сплетениями ремней или ветвей.

* Стили книжных украшений Орнамент ХIII-ХIV вв. известен под названием тератологического или «чудовищного»

Слайд 14

*

Стили книжных украшений

Конец XIV - начало XVI века --- время господства в

русской книге
неовизантийского стиля (стилизованное изображение растений на золотом фоне в геометрически правильных прямоугольных рамках) и
«жгутоватого» плетеного (балканского) стиля.

* Стили книжных украшений Конец XIV - начало XVI века --- время господства

Слайд 15

*

Буквица или Инициал?
Инициал и буквица не совсем одно и тоже. Буквица -

производное от слова «буква», а инициал, как первоначальная буква имени от латинского инициал (initialis - начальный).
Но самое главное отличие - в том, что буквица может существовать только в книге - настолько органична их связь, а инициал может украшая, обозначать принадлежность многих других предметов владельцу начальной буквы- инициалу.

* Буквица или Инициал? Инициал и буквица не совсем одно и тоже. Буквица

Слайд 16

*

Инициалы

Сравнивая древнерусские книги с западно-европейскими, можно заметить существенные различия в их

оформлении.Текст, орнамент полей, инициал,иногда превращающийся в сюжетную сцену, соединялись в манускрипте в неделимое декоративное целое. Здесь нет подтекста, тайного смысла буквиц.

«Бегство в Египет»; Paris, около 1420г

Прекрасный часослов герцога Беррийского. 1400г.

 Бревиария Амвросия. ок. 1390г.

* Инициалы Сравнивая древнерусские книги с западно-европейскими, можно заметить существенные различия в их

Слайд 17

*

Инициалы

В литургических книгах текст группировался так, чтобы во время службы можно

было быстро найти нужное место, а начало каждой части текста стали отмечать инициалом. Этот прием деления текста на смысловые части стал применяться затем и в книгах светского содержания.

Инициалы; Sudwest-deutschland, около 1200 г.

Псалтырь с календарем; XIIIв.

«Вознесение девы Марии»; Nordostl, Frankreich, 1288 г

* Инициалы В литургических книгах текст группировался так, чтобы во время службы можно

Слайд 18

*

Инициалы

Нередко богато декорированным инициалом занимали целую страницу. Текст на таких страницах

был очень коротким, иногда состоял из одного лишь слова. Подобные инициалы-страницы можно считать ранними предшественниками книжного титула.

«Госпожа Вселенная»; Osterreich, 1414 г.

Инициалы; Reichenau, около 980 г.

Иллюстрация к Библии Иона. «Родословная Христа»; Bayern, около 1430 г.

* Инициалы Нередко богато декорированным инициалом занимали целую страницу. Текст на таких страницах

Слайд 19

*

Инициалы

Расцвет инициала в Западной Европе относится к раннему и позднему средневековью.

По изысканности исполнения и тонкости вкуса книги того времени –манускрипты, ничуть не уступали ювелирному изделию.

«Царь Давид»; Salem, 1493 г.

«Молитва царей»; Salem, Uberlingen, около от и до 1597/99 гг.

Троичный солнечный диск; Regensburg, около 1490 г.

* Инициалы Расцвет инициала в Западной Европе относится к раннему и позднему средневековью.

Слайд 20

*

Инициал –почерк эпохи

В XV веке в первых печатных книгах уже стали появляться

одноцветные инициалы, основанные на гармонии черной краски и белого фона бумаги. Ренессанс стал второй эпохой расцвета в истории инициала. Графикой инициала занимаются такие крупные мастера, как П. Веронезе, Урс Граф, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн младший, Жоффруа Тори, Жан ле Ройе и др.
В XVI в. очень распространены инициалы, заключенные в рамку. Их делали обычно черными.

* Инициал –почерк эпохи В XV веке в первых печатных книгах уже стали

Слайд 21

*

Инициал – почерк эпохи

Формы некоторых инициалов развиваются подобно росчерку пера,

свободно и размашисто. Очень часто в таком размашистом и богатом «танцующими» линиями инициале буква остается почти незаметной.
Инициалы стиля барокко были перегружены игривой орнаментикой.
В эпоху классицизма исчезает всякое украшение инициала, и он принимает вид обычной, несколько укрупненной прописной буквы. Стремление к простоте и рационалистической ясности решений, характерное для классицизма, привело к оформлению книги только типографским материалом, с помощью которого и стремились достигнуть гармонии и красоты книжных элементов.

* Инициал – почерк эпохи Формы некоторых инициалов развиваются подобно росчерку пера, свободно

Слайд 22

*

Инициалы

Инициалы А. Терце представляют из себя целую серию - «Мир артиста»

- Милан 1902г.

* Инициалы Инициалы А. Терце представляют из себя целую серию - «Мир артиста» - Милан 1902г.

Слайд 23

*

Инициалы

Серия инициалов Г. Фиорини – «Букеты» (1900г.)

* Инициалы Серия инициалов Г. Фиорини – «Букеты» (1900г.)

Слайд 24

*

Инициалы

Серия инициалов А. Дандреа «Memento more» 1900г.

* Инициалы Серия инициалов А. Дандреа «Memento more» 1900г.

Слайд 25

*

Художники книги

И. Билибин.-признанный мастер оформления книги и верный продолжатель русских национальных традиций в

искусстве.Здесь можно увидеть его буквицы к «Сказке о царе Салтане»(1905г.), «Василисе Прекрасной»(1900г.), «Царевне-Лягушке»(1899г.), к статье А. Успенского «Древнерусская живопись» 1906г., к роману А. Толстого «Петр Первый»(1937г.)

* Художники книги И. Билибин.-признанный мастер оформления книги и верный продолжатель русских национальных

Слайд 26

*

Буквицы М.В. Добужинского к «Тупейному художнику» Н. Лескова(1921г.) и
А.Н. Бенуа –

к «Азбуке в картинках»(1904г.) и к «Истории живописи всех времен и народов».

Художники книги

* Буквицы М.В. Добужинского к «Тупейному художнику» Н. Лескова(1921г.) и А.Н. Бенуа –

Слайд 27

*

Художники книги

Буквицы - гравюры В.А.Фаворского к «Поморским сказкам» К.Шергина(1957г.)

* Художники книги Буквицы - гравюры В.А.Фаворского к «Поморским сказкам» К.Шергина(1957г.)

Слайд 28

*

Художники книги

Буквицы замечательной художницы Т.Мавриной к «Сказке о мертвой царевне и семи

богатырях», «Сказке о царе Салтане» и ее «Сказочной азбуке».

* Художники книги Буквицы замечательной художницы Т.Мавриной к «Сказке о мертвой царевне и

Слайд 29

*

Художники книги

* Художники книги

Слайд 30

*

Поиграем в буквы

Детские работы, в которых содержание
сказок помещается внутри буквы.

«Зима и

Весна»

«Кот в сапогах»

«Колобок»

«Лиса и заяц»

«Буратино»

Буквицы к басням И.Крылова «Лиса и виноград» и «Свинья под дубом»

* Поиграем в буквы Детские работы, в которых содержание сказок помещается внутри буквы.

Слайд 31

*

Поиграем в буквы

«Праздничные» буквицы, выполненные детьми, из которых можно составлять фразу-поздравление к Новому

году или к 8 Марта.

* Поиграем в буквы «Праздничные» буквицы, выполненные детьми, из которых можно составлять фразу-поздравление

Имя файла: Особый-вид-книжной-графики.pptx
Количество просмотров: 104
Количество скачиваний: 0