Первобытная культура презентация

Содержание

Слайд 2

1. Общая характеритстика периода 2. Материальная культура 3. Появление искусства.

1. Общая характеритстика периода
2. Материальная культура
3. Появление искусства. Мифология
4. Изобразительное искусство
5. Появление

письменности
6. Дальнейшее развитие абстрактного мышления, накопление рациональных знаний

Вопросы лекции

Слайд 3

Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Культура

Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Культура первобытного

общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая культура насчитывает более 30 тыс. лет.

1. Общая характеристика периода

Слайд 4

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования,

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции

и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Их часто называют осколками или пережитками первобытного общества. Таким образом, первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века.
Слайд 5

1) язык; 2) письменность; 3) искусство; 4) религия; 5) мифология;

1) язык;
2) письменность;
3) искусство;
4) религия;
5) мифология;
6) наука;
7) нравственность и др.

Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в

глубокой древности первобытной эпохи:
Слайд 6

Некоторые современные проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования

Некоторые современные проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной

эпохи: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д.
Слайд 7

1) джунглях Амазонии; 2) в центральных районах Африки; 3) на

1) джунглях Амазонии;
2) в центральных районах Африки;
3) на островах Океании;
4) в глубинных районах Австралии.

Первобытная эпоха

не ушла в прошлое безвозвратно. Она еще продолжает существовать в локальных областях:
Слайд 8

Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения

Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения первых

классовых обществ и государств, а также письменности. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением Homo sapiens sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком.
Слайд 9

Кроманьонцы Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки

Кроманьонцы

Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков

- гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад.
Представляли собой людей высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники.
Слайд 10

Орудиями труда человек пользуется более 2 млн. лет. Это открыло

Орудиями труда человек пользуется более 2 млн. лет. Это открыло перед ним

широкие возможности:
1) использования природных ресурсов;
2) приспособления к окружающей среде;
3) коллективной охоты;
4) защиты от врагов.

2. Материальная культура

Слайд 11

1) совершенствуются орудия труда; 2) приемы обработки камня (пиление, сверление,

1) совершенствуются орудия труда;
2) приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование);
3) появляются луки, стрелы, керамическая

посуда.

В эпоху неолита:

Слайд 12

Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство.

Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти

два величайших достижения первобытной экономики сделали человека человеком.
Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к использованию металлов.
Слайд 13

3. Появление искусства. Мифология Отправной точкой художественного творчества человека могли

3. Появление искусства. Мифология

Отправной точкой художественного творчества человека могли быть: его эстетические

потребности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, необходимость закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д.
Биологическое и культурное развитие помогло человеку использовать символы. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает этой способностью.
Слайд 14

Важное место в первобытной культуре занимает мифология. Она, являясь основной

Важное место в первобытной культуре занимает мифология. Она, являясь основной формой

мировоззрения человека на ранней стадии развития, показывает, как он осознает себя, мир вокруг и свое место в этом мире.
На основе различных форм словесного творчества сформировалась и литература. Из мифологии выделились такие формы общественного сознания, как:
1) искусство;
2) политическая идеология и др.
Слайд 15

В древности человек еще не выделял себя из окружающей среды.

В древности человек еще не выделял себя из окружающей среды. Он

переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами.
Важнейшей чертой мифа является то, что заменяя в мифе одни символы другими, он делает описываемые предметы более доступными для понимания.
Как показали исследования, на ранних стадиях развития мифы были примитивны и кратки. Позднее мифология превратилась в развернутую систему связанных друг с другом мифов, образующих разветвленные циклы.
Слайд 16

Миф - это не сказка, это форма осмысления бытия первобытным

Миф - это не сказка, это форма осмысления бытия первобытным человеком,

которая для современного человека неприемлема. Человек традиционных культур видит в мифе единственно верное откровение действительности.
Миф - это первый способ осмысления мира.
Слайд 17

1) Этиологические («причинные», «объяснительные»). В них объясняется причина появления тех

1) Этиологические («причинные», «объяснительные»). В них объясняется причина появления тех или

иных природных, культурных и социальных событий, предметов или явлений. Это рассказы о происхождении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ стало результатом деятельности богов или героев.
2) Космогонические - в них повествуется о происхождении космоса в целом и отдельных его частей: солнца, луны, земли, планет.

Виды мифов:

Слайд 18

3) Антропогонические, повествующие о происхождении человека из животных, земли, глины,

3) Антропогонические, повествующие о происхождении человека из животных, земли, глины, дерева

и т.п.
4) Астральные (о звездах и планетах), солярные и лунарные.
5) Тотемические мифы, указывающие на представления, согласно которым между людьми и тотемами существует родство.

Виды мифов:

Слайд 19

Культ предков Одной из наиболее распространенных форм первобытных верований стал

Культ предков

Одной из наиболее распространенных форм первобытных верований стал культ предков

– почитание духов умерших родственников. Считалось, что эти духи, злые и добрые, могут влиять на жизнь людей. Существовало множество способов, с помощью которых люди пытались умилостивить духов предков и нейтрализовать их злую волю.
Слайд 20

1) анимизм; 2) тотемизм; 3) магия. Разновидностями первобытных верований являются:

1) анимизм;
2) тотемизм;
3) магия.

Разновидностями первобытных верований являются:

Слайд 21

4. Изобразительное искусство В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного

4. Изобразительное искусство

В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:
1) графика (рисунки, силуэты);
2) живопись

(изображения в цвете, выполненные минеральными красками);
3) скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины);
4) декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости; рельефы, орнаменты).
Слайд 22

Слайд 23

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту,

их возраст около 40 тыс. лет. Среди них особое место занимают так называемые палеолитические «Венеры» – изображения, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Найдены обобщенно выразительные изображения животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них.
Слайд 24

Слайд 25

История находок древней живописи Первые находки сделаны в XIX веке

История находок древней живописи

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах

Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства»).
Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере

В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля

Мут во Франции. В 1901 г. здесь же в пещере Ле-Комбатель в долине Везера обнаружено около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.
Слайд 30

Для раннего периода развития наскальной живописи были характерны: 1) примитивные

Для раннего периода развития наскальной живописи были характерны:

1) примитивные рисунки;
2) неясные знаки;
3) волнистые линии;
4) отпечатки

кисти руки.
Слайд 31

С развитием абстрактного мышления, языка, мифологии, религии, накоплением рациональных знаний

С развитием абстрактного мышления, языка, мифологии, религии, накоплением рациональных знаний у

человека возникла потребность воплотить в искусстве сложные образы: солнце, землю, огонь, воду. Получает распространение орнамент, состоящий из стилизованных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квадрат и т. п.

5. Дальнейшее развитие абстрактного мышления, накопление рациональных знаний

Слайд 32

В то же время появляется стремление украсить все предметы, которыми

В то же время появляется стремление украсить все предметы, которыми пользовался

человек. Орнамент или отдельные символы покрывали древнюю керамику – самый распространенный вид декоративного творчества. Человек украшал и самого себя:
1) раскраской тела;
2) ожерельями;
3) бусами;
4) браслетами.
Слайд 33

Орнамент Особая область первобытного искусства - орнамент. Орнамент (от лат.

Орнамент

Особая область первобытного искусства - орнамент. Орнамент (от лат. ornamentum -

украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены таким способом украшенные костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.
Слайд 34

Слайд 35

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии.

Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Юж. Азии, Африке (получила название по пещере Ле-Мустье во Франции)

Погребения

Слайд 36

Неандертальский мальчик, грот Тешик-Таш, Узбекистан

Неандертальский мальчик, грот Тешик-Таш, Узбекистан

Слайд 37

Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды

Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов),

религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация).
Слайд 38

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: 1)

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида:
1) с

надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и
2) грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.
Слайд 39

К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников-мегалитов: 1) менгиры; 2) дольмены; 3) кромлехи.

К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников-мегалитов:

1) менгиры;
2) дольмены;
3) кромлехи.

Слайд 40

1) музыки; 2) танца; 3) театрализованного представления; 4) прикладного искусства.

1) музыки;
2) танца;
3) театрализованного представления;
4) прикладного искусства.

Накопленные археологические данные позволяют проследить возникновение и развитие других

видов первобытного художественного творчества:
Имя файла: Первобытная-культура.pptx
Количество просмотров: 80
Количество скачиваний: 0