Слайд 2Раскол православной церкви
В 1666 году Русская Православная Церковь раскалывается в результате реформ патриарха
Никона.
Слайд 3Создание Святейшего Правительствующего Синода
В 1721 году императором Петром I создается Святейший Правительствующий Синод
для управления Церковью.
Церковь фактически стала одним из государственных учреждений.
Слайд 4Падение авторитета православного духовенства
Со времен Николая I священники подобно чиновникам назначаются начальством, без
учета желаний прихожан.
Низкая оплата труда сельского духовенства вынуждала рассчитывать на пожертвования.
Низкий духовный уровень духовенства.
Слайд 5Падение авторитета Русской Православной Церкви
Раскол православия, создание Синода, все это, соединившись с катастрофической
духовной неграмотностью народа и неспособностью православного священства это исправить привело к падению авторитета Русской Православной Церкви и поискам Бога вне её.
Слайд 6Духоборы
Стремление к жизни по духу
Слайд 7Наименование
Наименование дано архиепископом Амвросием (в миру Авраам Никитич Серебренников)
Архиепископ имел в виду «люди
борющиеся с духом»
Однако, сами духоборы трактуют это наименование как «поборники духа»
Слайд 8Духоборы
Основатель крестьянин Силуан Колесников (17?? — 1775).
Был очень грамотным человеком, знал труды европейских
философов и богословов.
Славился строгим образом жизни и благотворительностью.
Организовал общину в селе Никольском Екатеринославской губернии.
В 1775-1785 учение было продолжено в Тамбовской губернии, с. Горелое Илларионом Побирохиным (17??—1791).
Побирохин был человеком богатым, торговал шерстью.
В отличии от Колесникова, одобрявшего чтение Библии, Побирохин этого чтения не одобрял, называя Библию «большой хлопотницей». Библии он противопоставил «книгу животную».
Вместе с семьей сослан в Сибирь на поселение.
Слайд 9Духоборы
Одним из достижений духоборов стал отказ от обрядоверия, стремление жить по духу.
Однако же,
для многих это стремление превратилось в пренебрежение к Библии.
Слайд 10Молокане
Люди возлюбившие Писание
Слайд 11Версии происхождения названия
Употребление молока в пост.
От названия реки Молочная в Мелитопольском уезде, куда
ссылали молокан.
Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2)
Слайд 12Возникновение молоканства
Возникло в 1760-х годах.
Основателем является Семен Уклеин.
Уклеин был портным. Странствуя в поисках
заработка он познакомился с Илларионом Побирохиным и в результате стал духобором.
Уклеин женился на дочери Побирохина.
Через пять лет Уклеин оставил духоборчество, разошедшись с Побирохиным во взглядах на Священное Писание.
Слайд 13Отрицание православных догматов
Молокане отказались признавать почитание икон, мощей.
Отказались они и от таинств.
Отказались от
крещения.
Слайд 14Спасение в молоканстве.
Библия – источник веры.
Основным мотивом религиозных проповедей по сей день является
вера во второе пришествие Христа и наступление тысячелетнего царства, куда попадут только истинно верующие.
Залог спасения человека - его добрые дела.
Добросовестный труд - одна из заповедей молоканской этики «добрых дел».
Слайд 15Молокане
Во многом учение молокан вылилось в обрядовость и самоправедность.
И все же, провозгласив безусловный
авторитет Писания, они наиболее близко подошли к евангельскому христианству.
Неслучайно, что большинство лидеров баптистов и евангельских христиан были выходцами из молоканской среды.
Слайд 16Деятельность Александра I
Начало пробуждения.
Начала религиозных свобод.
Деятельность РБО.
Незаконченный перевод Библии на русский язык.
Слайд 17Синодальный перевод
В 1863 г. вышел синодальный перевод Нового Завета, а в 1876 г.
– синодальный перевод Библии.
Во многом это стало возможным благодаря митрополиту Филарету (Дроздову).
Отныне Писание стало доступным.
Слайд 18Миграция иностранных колонистов в Россию
К середине XVIII века в России оказалось большое количество
пустующих территорий.
Для их заселения Екатериной II было принято решение пригласить иностранцев.
4 декабря 1762 года вышел указ, согласно которому приглашаются все иностранцы кроме евреев.
22июля 1763 года выходит второй указ «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться, в которых губерниях они пожелают, и о дарованных им правах».
Организацией переселения руководит граф Потемкин-Таврический
Слайд 19Особенности уклада жизни колонистов
Приглашались для переселения преимущественно протестанты, меннониты, лютеране, пиетисты…
Колонисты жили очень
обособленно. Немалая часть из них даже не знала русского языка.
Славились своим трудолюбием.
По закону они не имели права на благовестие православным и закон этот исправно исполняли.
Слайд 20Пробуждение в среде колонистов
Вюстовские кружки, для которых был характерен упор на личностное спасение.
Братские
меннониты. Стали практиковать крещение погружением.
Гюпферы.
Слайд 21Штундизм
В середине ХIХ ст. в немецких колониях произошло духовное пробуждение, которое приобрело форму
штундизма
Это движение подарило христианству таких ярких деятелей, как Онищенко, Рябошапка, Ратушный.
Слайд 22Иван Григорьевич Рябошапка (1831-1900)
Простой крестьянин.
Вчерашний крепостной.
Яркий проповедник.
Служитель.
Слайд 23Немецкая баптистская церковь
Возникновение первой немецкой баптистской общины на Украине, в Новом и Старом
Данциге.
15 сентября 1864 года в Старом Данциге состоялось первое водное крещение по вере. Среди двадцати крещаемых был и Иван Прицкау
Слайд 24Первая русская баптистская церковь
В 1867 году Никита Исаевич Воронин принимает крещение от баптиста
Мартина Кальвейта.
В 1869 году, в Тифлисе основана первая русская баптистская школа.
Слайд 25Деятельность Мазаевых
Известное семейство Мазаевых.
Впоследствии Дей и Гавриил Мазаевы руководят баптистским союзом.
Слайд 26Духовное движение среди дворян
Разочарование в православии и духовный поиск привели к тому, что
в начале XIX века началось духовное обновление среди дворян.
Особенно ярко это проявилось в Санкт-Петербургском духовном пробуждении.
Слайд 27Герои Петербургского пробуждения
Василий Александрович Пашков.
Модест Модестович Корф.
Алексей Петрович Бобринский