Слайд 2
Цель :
Ознакомить учащихся с развитием русского зодчества, живописи и письменности в данный
период; ознакомить с главными явлениями русского быта; охарактеризовать основные этапы и направления развития; сформировать представления о целостности культуры.
Слайд 3
План :
1. Условия развития русской культуры.
2. Просвещение. Начало книгопечатания.
3. Литература:
устное народное творчество и письменность.
4. Развитие зодчества и живописи как отражение развития духовной культуры:
а) зодчество: крепостное и храмовое строительство;
б) фресковая живопись.
5. Быт и нравы.
Слайд 4
Условия развития русской культуры
Этот период в культуре был временем большого национального духовного
подъема и одновременно становления единого централизованного государства. Влияние патриотической темы на культуру в целом было очень значительным.
Как отразилось в зодчестве, литературе, летописании чувство гордости за крепнущее государство , за избавление от иноземного господства?
Слайд 5
Просвещение. Начало книгопечатания.
Вспомните, кто и когда изобрел печатный станок?
В чем значение
книгопечатания?
Слайд 6
Слайд 7
Первая точно датируемая книга «Апостол» увидела свет в Москве в 1564 г.
Ее выпустил Иван Федоров и Петр Мстиславец. Она не имеет ни одной опечатки, шрифт отличался четкостью.
Слайд 8
Развитие зодчества и живописи
1. Зодчество: крепостное и храмовое строительство. Взаимосвязь национальных и
итальянских мотивов. Небывалый размах зодчества, особенно в правление Ивана III. Новое строительство не только крепостей, но и новых храмов, особенно в Кремле, было значительно больше прежнего.
Слайд 9
Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. 1532 г.
Слайд 10
Строительство собора Василия Блаженного на Красной площади.
Слайд 11
Покровский собор «на рву» (собор Василия Блаженного) в Москве. 16 в. Зодчие Барма
и Постник
Слайд 12
Слайд 13
Приглашение новых мастеров. Италия в то время была в культурном отношении передовой
европейской страной. Итальянские мастера ( Аристотель Фиораванти, Алоиз Новый и др.) научили строить и русских, так как каменное строительство было развито лишь в Пскове, Новгороде и Москве. Федор Конь – строитель Белого города в Москве и Смоленской крепости.
Слайд 14
Фресковая живопись и иконопись
Андрей Рублев и Дионисий. Живопись была представлена главным образом
иконописанием. Стоглавый собор утвердил ее каноны, более жестко подходил к воспитанию иконописцев. Живопись Андрея Рублева и Дионисия считалась в 16 веке образцовой.
Миниатюра – другой вид живописи. Ими украшались печатные книги. Одновременно зарождался жанр светского портрета – парсуны – прежде всего изображались цари.
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Парсуна с изображением царевича Димитрия
Слайд 18
Вопросы для повторения:
1. Почему поворот в московской архитектуре произошел в правление Ивана
III ?
2. Как вы думаете, почему московские князья приглашали зодчих из Италии ?
В чем значение миниатюрной живописи в истории русского искусства ?
Слайд 19
Быт и нравы
Самостоятельно ознакомьтесь с бытом и нравами России 16 века, используя текст
учебника и раздаточный материал.