Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе презентация

Содержание

Слайд 2

Урок 1 Раннехристианская архитектура.

Урок 1

Раннехристианская архитектура.

Слайд 3

Введение Термин «Средние века» появился в эпоху Возрождения им обозначался

Введение

Термин «Средние века» появился в эпоху Возрождения им обозначался период с

момента падения Римской империи в 5 в. до 15 столетия
В 395 г. Римская империя разделилась на две части — Западную и Восточную. Первая из них пала под нашествием германских племен, вторая, получившая название «Византийской империи», просуществовала целое тысячелетие — до захвата Константинополя турками в 1453 г.
Византи́йская импе́рия, Византи́я — название Восточной Римской империи в западной исторической науке. Название «Византийская империя» государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «римской», «ромейской»
Слайд 4

Византийская культура На берегу Босфора римским императором Константином в 324

Византийская культура

На берегу Босфора римским императором Константином в 324 -330 гг.

был возведён Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Именно с этого момента обычно ведут историю Византии.
Искусство Византии было по преимуществу христианским искусством, призванным служить Церкви. Искусство представляло и толковало принципы христианской веры. Мотивы и образы византийского искусства пришли из античного мира. Византийское искусство развивалось на протяжении тысячелетия и охватило огромную территорию современные Италию, Грецию, Турцию, Египет, Сирию, Болгарию, Сербию, Македонию, Армению, Грузию и др. страны.
Культура Византии подарила миру:
крестово-купольный храм;
синтез мозаичных и фресковых росписей;
иконографию.
Слайд 5

Согласно Апостольским Постановлениям, храм должен быть продолговатым, как корабль, обращенным

Согласно Апостольским Постановлениям, храм должен быть продолговатым, как корабль, обращенным на

восток (в сторону Иерусалима, где ожидалось Второе пришествие Христа) и иметь в восточной части помещение для алтаря. Считалось, что храмы лучше ставить на открытых и высоких местах.

Василий Великий и
Иоанн Златоуст.
Икона XII в.

Византийская архитектура

Слайд 6

Византийская архитектура Тип античного храма переосмыслен в соответствии с новыми

Византийская архитектура

Тип античного храма переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями.


Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху.
Храм - место собрания верующих для участия в церковных таинствах.
Главное внимание уделяется организации внутреннего пространства.
Слайд 7

В IV в. в культовой архитектуре Византии возникают новые типы

В IV в. в культовой архитектуре Византии возникают новые типы храмов,

принципиально отличающиеся от своих античных предшественников:
центрические купольные здания,
церковные базилики,
крестово-купольные храмы.
Слайд 8

1. Центрические здания восходят к античным мавзолеям, небольшие, служили крещальнями

1. Центрические здания

восходят к античным мавзолеям,
небольшие, служили крещальнями

(баптистериями) или мартириями (поминальными храмами над могилами мучеников)
в плане имели форму квадрата, круга, восьмиугольника или равноконечного (греческого) креста
В маленьком итальянском городе Равенне до наших дней сохранились крестообразная в плане церковь (мавзолей Галлы Плацидии) и восьмигранный баптистерий - крещальня (баптистерий Провославных).
Слайд 9

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне Около 440 г

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне Около 440 г

Слайд 10

Баптистерий Православных в Равенне V в.

Баптистерий Православных в Равенне V в.

Слайд 11

2. Базилика Базилика Св. Дмитрия V в в Салониках. Греция

2. Базилика

Базилика Св. Дмитрия V в в Салониках. Греция

Слайд 12

Характерные черты базилики: Прямоугольное в плане здание Внутреннее помещение делится

Характерные черты базилики:
Прямоугольное в плане здание
Внутреннее помещение делится колоннами на продольные

проходы-нефы (с греч. корабль)
Нечетное количество неф(1,3,5,7 )
Центральная часть выше боковых и перекрывается двускатной крышей
Окна располагались в верхней, части среднего нефа и обеспечивали хорошую освещенность
Слайд 13

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне VI в.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне VI в.

Слайд 14

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне VI в. Интерьер

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне VI в.
Интерьер

Слайд 15

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне VI в.

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне VI в.

Слайд 16

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне VI в. Интерьер

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне VI в. Интерьер

Слайд 17

К Х веку сложился особый тип храма – крестово-купольный храм 3. Крестово-купольный храм

К Х веку сложился особый тип храма – крестово-купольный храм

3. Крестово-купольный

храм
Слайд 18

квадратное в плане здание делилось рядами столбов на нефы -

квадратное в плане здание делилось рядами столбов на нефы - межрядовые

пространства, идущие от входа к алтарю.
Нефов 3, 5 или 7, ширина центрального в два раза больше боковых.
по центру здания располагались четыре главных столба, на которые опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма.
Эти столбы выделяли в пространстве храма поперечный неф - трансепт.
Квадратное под купольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием.
куполов могло быть от 1 до 13 (главный купол символизирует Христа, 5 куполов - Христа с евангелистами, 13 куполов - Христа с апостолами).
Слайд 19

Слайд 20

Крестово-купольная композиция получила большое распространение как в Византии, так и в других странах, особенно на Руси.

Крестово-купольная композиция получила большое распространение как в Византии, так и в

других странах, особенно на Руси.
Слайд 21

Урок 2 Храм св. Софии в Константинополе

Урок 2

Храм св. Софии в Константинополе

Слайд 22

Храм - модель Вселенной Своды и купола храма олицетворяют небо

Храм - модель Вселенной

Своды и купола храма олицетворяют небо
Пространство ближе к

полу – землю
Алтарная часть – рай, пребывание Бога
Западная часть – ад, преисподнюю
В связи с этим сформировалась каноническая система росписей с определением места фресок, мозаик, икон в интерьере
Слайд 23

Храм - модель Вселенной Скупость и простота наружного облика византийских

Храм - модель Вселенной

Скупость и простота наружного облика византийских храмов

контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле.
Слайд 24

Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней

Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней архитектуры,

столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера.

Мавзолей Галлы Плацидии

Внешнюю кирпичную поверхность стен "украшают" только плоские вертикальные выступы - лопатки, соединенные со столь же плоскими арками ("глухая аркада").

Слайд 25

Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные

Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные поверхности

стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой, в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.

Мавзолей Галлы Плацидии .

Слайд 26

Люнет: 1 — в распалубке свода; 2 — над дверью.

Люнет: 1 — в распалубке свода; 2 — над дверью.

  Люнетта (от

французского lunette, буквально — лунка), арочный проём в своде или стене, ограниченный снизу горизонтально. В сквозных люнетах обычно помещаются окна, «глухие» Л. нередко украшают росписью или скульптурой.
Слайд 27

Mозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в. "Добрый Пастырь" Mозаика

Mозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.

"Добрый Пастырь" Mозаика мавзолея Галлы

Плацидии (середина V века, Равенна, Италия)

В мавзолее Галлы молодой Христос в простых одеждах скромно восседает на пригорке. Вокруг него по зеленой траве гуляют овечки, к одной из них он ласково прикасается. Живость позы, как и вся композиция, явно унаследованы из античности. Однако, Добрый Пастырь опирается не на пастушеский посох, а на крест, как бы утверждая его над миром в знак триумфального шествия христианства.

Слайд 28

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.

Слайд 29

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.

Слайд 30

Храм св. Ирины в Константинополе. Византийские строители были хорошими конструкторами,

Храм св. Ирины в Константинополе.

Византийские строители были хорошими конструкторами, они

успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана.
Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры. Эта система в дальнейшем заимствуется различными архитектурами, по-новому интерпретируется и обогащается.
Строители восточных областей Римской империи вообще были более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь очень часто строили центричные в плане сооружения и пробовали различные способы возведения сводов. Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм св. Ирины в Константинополе.
Слайд 31

Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной

Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты,

стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.
Слайд 32

Собор Святой Софии в Константинополе построен в 532 - 537

Собор Святой Софии в Константинополе

построен в 532 - 537 гг.

при императоре Юстиниане
архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета
в плане собор представляет собой крест (70х50 м)

- это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом

Слайд 33

Главный собор столицы империи строили мастера Анфимий из Тралл и

Главный собор столицы империи строили мастера Анфимий из Тралл и Исидор

из Милета. Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола Софии Константинопольской. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли. Писатель Прокопий Кесарийский, живший в VI в., говорил о Софии Константинопольской: «Всякий… сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело».

Собор Святой Софии

Купол храма (диаметром 31,4 м) возведен на 4 столбах с помощью сложной системы полукуполов и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект — чаша купола кажется легко парящей над храмом.

Слайд 34

Слайд 35

Главный собор империи не мог остаться без внутреннего украшения —

Главный собор империи не мог остаться без внутреннего украшения — сверкающих

мозаик. В основном они имели декоративный характер.
Слайд 36

Слайд 37

Собор Святой Софии изнутри Собор изнутри представляет собой ярчайшую палитру

Собор Святой Софии изнутри

Собор изнутри представляет собой ярчайшую палитру различных золотых

оттенков. Солнце пробивается сквозь окна и заливает все пространство храма красивейшими световыми переливами, а стены покрыты обилием различных мозаик и чудотворных ликов святых.
Слайд 38

Деисус Мозаика храма Св. Софии в Константинополе Конец XIII в. Фрагмент

Деисус
Мозаика храма Св. Софии в Константинополе
Конец XIII в. Фрагмент


Слайд 39

Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом Мозаика храма Св. Софии в Константинополе XI в.

Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом Мозаика храма Св.

Софии в Константинополе XI в.
Слайд 40

Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турция, Стамбул

Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами.
Турция,

Стамбул
Слайд 41

Слайд 42

Исламские элементы Михраб, расположенный в апсиде Минбар, откуда имам читает проповеди

Исламские элементы

Михраб, расположенный в апсиде

Минбар, откуда имам читает проповеди

Слайд 43

Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати Исламские элементы ru.wikipedia.org/wiki

Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати

Исламские элементы

ru.wikipedia.org/wiki

Имя файла: Раннехристианская-архитектура.-Храм-св.-Софии-в-Константинополе.pptx
Количество просмотров: 214
Количество скачиваний: 1