Реформы Никона. Раскол презентация

Содержание

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ XVII ВЕКА

Разрушение системы государственного управления в результате династического кризиса => СМУТА

Церковный

раскол. Реформа Никона 1653
Старообрядчество

Зарождение капиталистических отношений: мануфактуры, рост торгового капитала, формирование Всероссийского рынка
Окончательное закрепощение крестьян
обострение социальных противоречий => «бунташный век»

Актуализация знаний

Слайд 3

Русская православная церковь в XVIIв.
Реформа патриарха Никона и Раскол

Слайд 4

Домашнее задание:

П.24
Готовимся к контрольной работе ☺

Слайд 5

План:
1.Церковь после Смуты.
2.Реформа патриарха Никона.
3.Усиление разногласий между церковной и светской властью.
4.Церковный собор

1666-1667 гг.
5.Протопоп Аввакум.
6. Протесты старообрядцев.

Слайд 6

Почему церковный раскол является национальной трагедией России?

Проблемный вопрос

Слайд 7

1. Церковь после Смуты.

Слайд 8

Смута привела к противоречиям среди священнослужителей:
патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского, Филарет-Лжедмитрия

II.
Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки разграбили церковную утварь, осквернили мощи святых, уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей.
Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники (в плен попал митрополит Филарет, отец царя Михаила Федоровича)

Церковь после Смуты

Слайд 9

В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор

избрал его новым Патриархом всея Руси.
Филарет стал фактически вторым царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы, касавшиеся церкви, решить не смог.

Н.Тютрюмов. Портрет
патриарха Филарета.

Церковь после Смуты

Слайд 10

Власть:
Царь
Церковь:
Патриарх

Михаил Романов
1613 -1645

Филарет Романов
1619 - 1633

Церковь после Смуты

Слайд 11

Вопрос: чья власть выше — Патриарха или царя? — шел из глубины

веков. По образцу Византийской империи митрополиты, а потом Патриархи подчинялись светской власти. Высших иерархов Церкви ставили на свои посты великие князья, а позднее цари. Но со временем Церковь в России получила огромную силу.
Церковь после Смуты

Слайд 12

Государство нуждалось в церкви во время борьбы с иноземными захватчиками и в период

централизации государства. Но чем сильнее, крепче становилась в России самодержавная власть монарха, тем меньше отводилось места Церкви в этой системе. Царская власть не желала мириться с существованием этого государства в государстве.
Церковь после Смуты

Слайд 13

Дворянское сословие с вожделением поглядывало на безбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли.

К середине XVII в. Церковь лишилась многих своих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ ведал всеми населенными церковными землями, кроме патриарших; судебные и налоговые льготы так­же остались лишь за патриаршими владениями.
Церковь после Смуты

Слайд 14

В условиях упорядочения жизни государства необходимо было также привести в соответствие с требованиями

времени церковные обряды и книги. За долгие столетия в церковном богослужении накопилось немало ошибок. Тексты в церковных книгах были искажены малограмотными переписчиками.
Церковь после Смуты

Слайд 15

Русские иконописцы порой отходили от канонических правил изображения святых ликов и религиозных

сюжетов. Даже крестное знамение на Руси претерпело изменение — вместо трех перстов, что символизировало Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, на Руси стали креститься двумя. Широко праздновались святки, исполнялись некоторые языческие обряды, подрывавшие церковные догматы.

Церковь после Смуты

Слайд 16

Мнения верующих разделились

Часть верующих (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги

и обряды, вернувшись к древнерусским образцам.

Другие верующие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться к греческим источникам, с которых они в своё время переписывались.

Патриарх Иосиф

Алексей Михайлович

Слайд 17

После смерти патриарха Иосифа главой церкви (по предложению Алексея Михайловича) был избран новгородский

митрополит Никон.

Патриарх Никон

Слайд 18

В руководящих кругах Церкви и государства при активном участии царя Алексея Михайловича

началась подготовка к очищению церковной службы от искажений. Проводником этих новшеств стал Патриарх Никон (1605—1681), возведенный в сан в 1652 г. Мордвин Никита рано осиротел, с детства пристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре.

Церковь после Смуты

Стал священником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Одного за другим они с женой потеряли трех малолетних детей. После этого он ушел в скит на Белом море, постригся в монахи под именем Никона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошел по Руси. Никон был представлен царю, произвел на него большое впечатление и был оставлен в Москве.

Слайд 19

Патриарх Никон (22 июля 1652 год)

Слайд 20

Около царя сформировался кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежали духовник царя

Стефан Вонифатьев, выходец из священников протопоп Аввакум, окольничий Федор Ртищев. В этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церковных книг в соответствие с оригиналами, введения проповедей в церковную службу.

Церковь после Смуты

Слайд 22

В чем заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему ее проведение пришлось

именно на середину XVII в.?
Причина церковной реформы: необходимость наведения порядка в церковных обрядах. Проведение церковной реформы пришлось именно на середину XVII в. потому, что к этому времени позиции церкви были сильны. К тому же формировалась и самодержавная форма власти царя.

Задание

Слайд 23

Церковная реформа

1653 - 1655

Крещение тремя перстами
Поясные поклоны
Иконы и церковные книги исправлены по греческим

образцам

Реформа патриарха Никона

Слайд 24

Кроме уже предпринятых нововведений, при Никоне стали внедряться поясные поклоны в церквах

(а не до полу), трехперстное крещение. Началось повсеместное исправление книг, с которых теперь делали печатные оттиски в соответствии с нормами современного языка. Написанные не по древним канонам иконы убирали из храмов. По сути, все эти нововведения были чисто обрядовыми.

Реформа патриарха Никона

Слайд 25

Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной

и монастырской среде, требовал истового исполнения служб и обрядов. Большинство церковников не приняло этих нововведений. Малограмотные, погрязшие в мирских делах священники и монахи враждебно отнеслись к дисциплинарным мерам Никона, им было привычно произносить давно заученные священные тексты.

Реформа патриарха Никона

Слайд 26

Земский собор 1654

Одобрил церковную реформу
Предложил привести обряды в соответствии не только греческой,

но и русской традицией

Реформа патриарха Никона

Слайд 27

Церковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные книги

Реформа патриарха Никона

Слайд 28

Реформа патриарха Никона

Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы

XVII в.

Слайд 29

Последствия реформ
Централизация церкви
Установление единства РПЦ с остальным православным миром
Установление контроля над священниками и

усиление дисциплины
Контроль над верующими
Развитие церковного образования
Усиление личной власти Никона
Церковный раскол

Слайд 30

Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?
Реформа патриарха Никона на развитие

церковной жизни повлияла негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить по единым церковным обрядам.

Задание

Слайд 31

3.Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Слайд 32

Усиление разногласий между светской властью и церковью

Алексей Михайлович

Патриарх Никон

Усиление разногласий между церковной

и светской властью

Слайд 33

Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру

Михаила Федоровича и Филарета.
Царь перестал посещать
патриарший Успенский Собор
Обиженный патриарх отказал царю в благословении и, заявив о сложении патриарших полномочий, удалился в Новоиерусалимский монастырь.

Патриарх Никон.

Усиление разногласий между церковной и светской властью

Слайд 34

Царь поначалу занимал нейтральную позицию. Но, пользуясь расположением к нему царя, Никон

сосредоточил в своих руках огромную власть. Никон вмешивался в дела управления страной, обличал действия властей. В своих проповедях в Успенском соборе Московского Кремля он не раз публично рассуждал о преимуществе духовной власти над светской, священства над царством.

Усиление разногласий между церковной и светской властью

Слайд 35

В 1658 г. произошел разрыв между царем и Никоном. Никон оставил патриаршество

и уехал в Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь. В 1666 г. на общем Соборе вселенских патриархов, съехавшихся в Москву, он был лишен патриаршего сана. Никону определили жить простым монахом в дальнем Ферапонтовой монастыре, затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер.

Усиление разногласий между церковной и светской властью

Слайд 36

4.Церковный собор 1666-1667 гг.

Слайд 37

В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патриархов и устроил суд

над Никоном.
Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.
Собор осудил противников реформы и передал их лидеров в руки светских властей.

Лишение Никона
на Соборе
Патриаршего сана.
Неизвестный художник.
(19 век).

Церковный собор 1666-1667 гг.

Слайд 38

Церковный собор 1666 -1667

Поддержал церковную реформу

Проклял ее противников (старообрядцев)

Обычай креститься двумя пальцами Никон

заменил троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т. д. Все эти новшества были поддержаны светской властью и утверждены церковным собором 1656 г.

Жестокие преследования старообрядчества не прекращались. Тысячи противников реформ вынуждены были бежать на окраины страны. Крайней формой протеста были самосожжения – «гари».

Раскол

Церковный собор 1666-1667 гг.

Слайд 39

Общие характеристики:

Слайд 40

Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?
Сущность церковного раскола: борьба старого и

нового в жизни государства и общества
Значение церковного раскола: показал силу царской власти, неотвратимость перемен.

Задание

Слайд 41

Раскол

Отделение от Русской Православной церкви части верующих, не принявших церковной реформы патриарха

Никона 1653 – 1655 гг
Противники официальной церкви получили название раскольников, или старообрядцев

Слайд 42

Раскол

Церковный собор 1666-1667 гг.

Слайд 43

Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия, в

том числе неистовый протопоп Аввакум .В своих страстных проповедях он стал обличать Никона в богоотступничестве, насилии над людьми. В ответ Никон отправил его и других ревнителей в ссылку. В глазах староверов они обрели ореол мучеников.
Церковь и государство.
Раскол – отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев) не признавших церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона.

Слайд 44

В.О. Ключевский

«Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от

господствующей православной церкви»

Слайд 45

Последствия раскола

Он – проявление самых различных черт национального русского характера.
Он – реакция общества

на перемены в духовной и политической жизни России.
Он поколебал авторитет церкви.
Он лишил духовенства политической власти в пользу светского направления развития России.

Слайд 46

5. Протопоп Аввакум.

Слайд 47

Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, который теперь обличал не только никониан, но

и царя. За свои антиправительственные проповеди он был сожжен.
Со временем старообрядцы стали своеобразной частью русского православного населения со своими обрядами и традициями, старой церковной утварью и древними книгами.

Протопоп Аввакум

Слайд 48

Протопоп Аввакум

Милорадович С. Путешествие Аввакума по Сибири

Слайд 49

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Слайд 50

Земляная тюрьма

Слайд 51

Сожжение протопопа Аввакума. 14 апреля 1682. (Пустозерск)

Слайд 52

Исторические оценки протопопа Аввакума
Д.С. Лихачев – пророк, борец, мученик и страдалец.
В литературе

– «неистовый», т.е. необычайно сильный, буйный, безудержный.

Слайд 53

6. Протесты старообрядцев

Слайд 54

Церковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением прихожан. Намоленные книги и иконы были

частью их веры. И вдруг оказалось, что все это у них отнимают, к тому же заставляют креститься тремя перстами.
Несогласные объявили себя приверженцами старой веры — староверами. Так начался раскол в Русской Православной Церкви и обществе.
Церковь и государство.
Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу (1653-1656 гг.) патриарха Никона.

Слайд 55

Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу .

почему так непримирима была

власть по отношению к староверам на протяжении нескольких столетий ?

Слайд 56

В Москве был выбран новый Патриарх. Правительство продолжало дело очищения Церкви. А

это означало, что креп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходе войск староверы сжигали себя. Такие самосожжения назывались гари.

Протесты старообрядцев

Слайд 57

Как вы думаете, все ли верующие приняли реформы и стали им следовать?

Суриков. Боярыня

Морозова

Слайд 58

Среди староверов оказались люди из разных социальных слоев: знаменитая боярыня Морозова, купцы,

крестьяне, посадские люди. Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнутыми святынями: иконы бросали в костер, книги уничтожали. Запрещалось проведение языческих праздников и обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к церков­ным службам били батогами, сажали на цепь, ссылали.

Протесты старообрядцев

Слайд 59

Противники Никона были уже рассеяны по просторам России. Аввакум сидел на цепи

в холодной яме. Отказался принять реформу Никона Соловецкий монастырь, монахи заперлись в осаде.

Протесты старообрядцев

Слайд 60

Почему раскол стал трагическим явлением русской истории?

Слайд 61

Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?
Реформа патриарха Никона на развитие

церковной жизни повлияла негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить по единым церковным обрядам.

Задание

Слайд 62


Официальная
Православная
церковь

Старо-
обрядчество

Итоги церковной реформы Никона

Слайд 63

Вывод

Церковь, укрепившая свои позиции после смуты, пыталась занять ведущее положение господствующее положение

в политической системе. Реформы Никона привели к расколу общества и противостоянию его значительной части официальной власти .
Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти

Слайд 64

Проект
«Церковный раскол — трагедия российской истории».
*Почему реформы патриарха Никона привели к расколу

Русской православной церкви?
*Почему они казались столь важными для людей ХVII в.?
*Каковы были последствия церковного раскола?
*Почему раскол считают трагическим событием российской истории?
*Можно ли было, на ваш взгляд, избежать церковного раскола?
*Какие уроки следует извлечь из этого события российской истории?
Имя файла: Реформы-Никона.-Раскол.pptx
Количество просмотров: 22
Количество скачиваний: 0