Содержание
- 2. Религия Древнего Египта Как вся жизнь египтян обусловливалась природою их страны, так и их религия состояла
- 3. Религия Древнего Египта Тотемизм Религия Древнего Египта формировалась под влиянием тотемизма. Тотемом, как правило, избиралось животное,
- 4. Религия Древнего Египта Примерно с 3000 г. до н. э. египетская официальная религия признавала фараона сыном
- 5. Религия Древнего Египта Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем
- 6. Религия Древнего Египта Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой
- 7. Религия Древнего Египта Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов,
- 8. Религия Древнего Египта Древние Египтяне верили, что мертвым могут понадобиться такие предметы, какими они пользовались при
- 9. Религия Древнего Египта Первая пирамида, построенная около 2700 года до н. э., была ступенчатой пирамидой в
- 10. Религия Древнего Египта Еще более важной, чем могила или физическая сохранность, была забота о душе, которая
- 11. Религия Древнего Египта Сначала только фараоны и члены их семей считались достойными вечной жизни. Поскольку считалось,
- 12. Религиозная реформа фараона Эхнатона Статуя фараона Эхнатона в стиле ранней Амарны. Каирский музей Эхнатон (также Ахенатен,
- 13. Обстановка в начале правления Аменхотепа IV Ещё в молодые годы Аменхотеп IV стал соправителем отца, который
- 14. Религиозная реформа фараона Эхнатона Вероятные причины реформ: Захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн
- 15. Пытаясь укрепить свою самодержавную власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых служилых людей, так называемыхнемху(что означало «сироты»,
- 16. Религиозная реформа фараона Эхнатона На конец 4-го года правления приходится резкий перелом в отношении царя с
- 18. Религиозная реформа фараона Эхнатона До 8-го года царствования фараона усиленно отстраивается новая столица. Там был сооружен
- 19. Религиозная реформа фараона Эхнатона К 9 — 10 годам правления Эхнатона относятся первые известные нам случаи
- 20. Религиозная реформа фараона Эхнатона Тем временем Атону возводились храмы по всему Египту (Фивы, Ахет-Атон, Гем-Атон, Гелиополь,
- 21. Религиозная реформа фараона Эхнатона В Египте росло недовольство. Теперь, не только жрецы и знать, но и
- 22. Скульптура, изображающая Эхнатона и Нефертити на девятом году их царствования. Лувр, Паирж, эксп. №E15593. Нефертити. Новый
- 23. Религиозная реформа фараона Эхнатона АРХИТЕКТУРНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА Кроме построенной новой столицы Ахетатона, "Горизонта Атона", согласно текстам Амарнских
- 24. Религиозная реформа фараона Эхнатона ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Значительные религиозные реформы, проведенный вследствие "амарнской революции",привели также
- 25. Религиозная реформа фараона Эхнатона ЛИТЕРАТУРА АМАРНСКОГО ПЕРИОДА В некоторых гробницах чиновников Эхнатона, в частности, в гробнице
- 26. Политика во времена реформ фараона Эхнатона Дипломатическая переписка показывает, что фараон Эхнатон поддерживал партнерскую систему связей,
- 27. Открытие такой родственной связи позволило сделать вывод, что среди захороненных останков был также погребен никто иной,
- 28. Значение Эхнатона Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее
- 29. Список использованных источников Васильев, Л. С. История религий Востока : Учебное пособие для вузов /Л. С.
- 31. Скачать презентацию
Религия Древнего Египта
Как вся жизнь египтян обусловливалась природою их страны,
Религия Древнего Египта
Как вся жизнь египтян обусловливалась природою их страны,
Религия Древнего Египта
Тотемизм
Религия Древнего Египта формировалась под влиянием тотемизма. Тотемом, как
Религия Древнего Египта
Тотемизм
Религия Древнего Египта формировалась под влиянием тотемизма. Тотемом, как
Самыми почитаемыми были культы быка, ибиса, коршуна, сокола, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея. Поклонение другим животным носило уже локальный характер. Животное, почитавшееся в одном номе, не считалось священным в другом. Нередко из-за этого разгоралась вражда между жителями разных областей. Но все же на священных ибисов, коршунов и соколов охота была запрещена везде. На львов могли охотиться только в честь праздника богини Бастет, в отдельных номах могли убивать крокодилов при условии возрастания их численности.
Религия Древнего Египта
Примерно с 3000 г. до н. э. египетская официальная
Религия Древнего Египта
Примерно с 3000 г. до н. э. египетская официальная
Религия Древнего Египта
Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом
Религия Древнего Египта
Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом
Религия Древнего Египта
Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного
Религия Древнего Египта
Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного
Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.
Религия Древнего Египта
Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм,
Религия Древнего Египта
Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм,
Религия Древнего Египта
Древние Египтяне верили, что мертвым могут понадобиться такие предметы,
Религия Древнего Египта
Древние Египтяне верили, что мертвым могут понадобиться такие предметы,
Религия Древнего Египта
Первая пирамида, построенная около 2700 года до н. э.,
Религия Древнего Египта
Первая пирамида, построенная около 2700 года до н. э.,
Пирамида Джоссера
Пирамида Хуфу
Религия Древнего Египта
Еще более важной, чем могила или физическая сохранность, была
Религия Древнего Египта
Еще более важной, чем могила или физическая сохранность, была
Другая часть погребальной церемонии была связана с почитанием Осириса. Имя Осириса могло быть присоединено к имени умершего или умерший мог быть изображен с чертами Осириса в надежде, что это дает ему некоторые преимущества на предстоящем суде.
Коленопреклонённый проситель Ани перед Осирисом в Царстве мёртвых. За Осирисом - богини Исида и Нефтида
Религия Древнего Египта
Сначала только фараоны и члены их семей считались достойными
Религия Древнего Египта
Сначала только фараоны и члены их семей считались достойными
Религиозная реформа фараона Эхнатона
Статуя фараона Эхнатона в стиле ранней Амарны.
Религиозная реформа фараона Эхнатона
Статуя фараона Эхнатона в стиле ранней Амарны.
Эхнатон (также Ахенатен, Ахенатон, Ихнатон иХуэнатон; в переводе с древнеегипетского означает"Угодный Атону") - древнеегипетский фараон из XVIII-й Династии, который управлял государством в течение 17 лет и умер, вероятно, в 1336 или 1334 году до н.э. Вплоть до 5-го года своего правления был известен под именем"Аменхотеп IV" ("Амон доволен"). Прежде всего известен благодаря своему отказу от традиционного египетского многобожия и внедрения в качестве государственного культа поклонения солнечному диску Атону, который иногда относят к ранним проявлениям монотеизма или генотеизма. Ранние надписи, сохранившиеся со времен этого фараона, уподобляют Атона к солнцу, а более поздние избегают называть его "богом", давая понять, что это солнечное божество имеет статус выше обычных египетских богов.
Обстановка в начале правления Аменхотепа IV
Ещё в молодые годы Аменхотеп IV
Обстановка в начале правления Аменхотепа IV
Ещё в молодые годы Аменхотеп IV
В начале правления Аменхотепа, с царями Митанни и Вавилонии существовали дружественные отношения. Царь Митанни Тушратта, прося нового фараона о продлении дружбы между обоими дворами, советовал ему справляться о международных делах у матери, и сам просил вдовствующую царицу оказывать влияние в благоприятном ему смысле на сына. Также вавилонский царь Бурна-Буриаш II прислал Аменхотепу поздравительное письмо в связи со вступлением последнего на престол, в котором он заверял фараона в своей дальнейшей дружбе. Хеттский царь Суппилулиума I также написал ему письмо, в котором он жаловался, что не получил ответа на своё первое письмо и требовал, чтобы Аменхотеп IV, подобно своему отцу, был дружен с ним и выполнял «братские» обязательства. Однако Аменхотеп с самого начала правления был недоволен Суппилулиумой I и не ответил даже на его первое письмо, в котором хеттский царь, видимо, поздравлял египетского царя с восшествием на престол. Видимо, между Хеттским царством и Египтом наметились серьёзные разногласия, о которых умалчивал в своём письме Суппилулиума.
Религиозная реформа фараона Эхнатона
Вероятные причины реформ:
Захват египетскими фараонами большой добычи во
Религиозная реформа фараона Эхнатона
Вероятные причины реформ:
Захват египетскими фараонами большой добычи во
Происхождение Аменхотепа, сына царицы Тейи, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол.
Возможно реформа была необходима для создания общей религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.
Пытаясь укрепить свою самодержавную власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых служилых
Пытаясь укрепить свою самодержавную власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых служилых
Религиозная реформа фараона Эхнатона
Рельеф, представляющий молодого фараона Аменхотепа IV, прежде чем он сменил свое имя на 'Эхнатон'. Новый музей в Берлине
Малая статуя фараона Эхнатона с египетской Синей короной войны. Каирский музей
Религиозная реформа фараона Эхнатона
На конец 4-го года правления приходится резкий перелом
Религиозная реформа фараона Эхнатона
На конец 4-го года правления приходится резкий перелом
По-видимому, на 6-ом году царствования Аменхотепа IV борьба резко обостряется и вскоре достигает апогея. Фараон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и, в 300 км к северу от этого центра почитания Амона-Ра, приказывает основать новую столицу — Ахет-Атон (Ах-Йати,«Заря Атона», ныне городище Тель эль-Амарна). Несколько раньше фараон переименовывает себя в Эхнатона (Их-не-Айти,«Полезный для Атона»). Новые личные имена получают также члены его семьи и его сановники.
Религиозная реформа фараона Эхнатона
До 8-го года царствования фараона усиленно отстраивается новая
Религиозная реформа фараона Эхнатона
До 8-го года царствования фараона усиленно отстраивается новая
Стела, на которой указаны некоторые титулы фараона Эхнатона и имя бога Атона, обрамленные в картуши. Была обнаружена в Большом храме Атона в Ахетатоне. Египетский музей в Турине
Солнечный диск Атон
Религиозная реформа фараона Эхнатона
К 9 — 10 годам правления Эхнатона относятся
Религиозная реформа фараона Эхнатона
К 9 — 10 годам правления Эхнатона относятся
Религиозная реформа фараона Эхнатона
Тем временем Атону возводились храмы по всему Египту
Религиозная реформа фараона Эхнатона
Тем временем Атону возводились храмы по всему Египту
Планировка храма Атона в Ахетатоне. Зарисовка рельефа из гробницы Мерира в Ахетатоне
Религиозная реформа фараона Эхнатона
В Египте росло недовольство. Теперь, не только жрецы
Религиозная реформа фараона Эхнатона
В Египте росло недовольство. Теперь, не только жрецы
Правда, по некоторым намёкам, очень смутным и неопределенным, можно предположить, что в последние годы правления под воздействием матери царицы Тэйе, или просто осознав надвигающуюся опасность, Эхнатон отказался от крайнего ригоризма и пошёл на некоторые уступки. По-видимому, в связи с этим у Эхнатона произошёл разлад с его главной женой Нефертити, ревностной сторонницей культа Атона. Так как, начиная с 15-го года правления Эхнатона, имя Нефертити не упоминается, как это было ранее, рядом с именем фараона, хотя точно известно, что она была жива и после смерти Эхнатона.
Эхнатон правил не менее 17 лет, последний известный год его правления — 17-ый.
Скульптура, изображающая Эхнатона и Нефертити на девятом году их царствования. Лувр,
Скульптура, изображающая Эхнатона и Нефертити на девятом году их царствования. Лувр,
Нефертити. Новый музей в Берлине
Религиозная реформа фараона Эхнатона
АРХИТЕКТУРНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Кроме построенной новой столицы Ахетатона, "Горизонта Атона", согласно
Религиозная реформа фараона Эхнатона
АРХИТЕКТУРНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Кроме построенной новой столицы Ахетатона, "Горизонта Атона", согласно
Карнак - повторно использованные каменные блоки (1957, 1990-1995 гг.);
Асьют - повторно использованные каменные блоки (1931 г.);
Мемфис - несколько блоков и объектов (1970).
Религиозная реформа фараона Эхнатона
ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Значительные религиозные реформы, проведенный
Религиозная реформа фараона Эхнатона
ИЗМЕНЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Значительные религиозные реформы, проведенный
Появились исключительные элементы, которые показывают фараона в более гуманистическом аспекте, разделяющего свое время либо со своей любимой, либо играющего со своими дочерьми на коленях, или тоскующего во время траурного прощания с одной из своих дочерей.
Домашний алтарь для поклонения Атону и царской семье. Барельеф изображает семью Эхнатона под живительными лучами бога Атона. Каирский музей
Изображение Эхнатона в типичном амарнском стиле
Религиозная реформа фараона Эхнатона
ЛИТЕРАТУРА АМАРНСКОГО ПЕРИОДА
В некоторых гробницах чиновников Эхнатона, в
Религиозная реформа фараона Эхнатона
ЛИТЕРАТУРА АМАРНСКОГО ПЕРИОДА
В некоторых гробницах чиновников Эхнатона, в
"Ты тот, кто развивает зародыш в женском теле, Ты тот, кто создает семя в мужчине, Ты тот, кто дает жизнь ребенку в чреве матери, кто дает ей утешение и успокаивает ее слезы, Ты - кормилец того, кто еще находится в утробе матери, Ты тот, кто не перестает давать дыхание каждому живому существу. Когда он выходит из материнской утробы, чтобы начать дышать, в день его рождения Ты открываешь его рот и даришь то, что ему необходимо"
Гимн Атону. Оригинальные тексты были найдены в одной из гробниц Амарны
Политика во времена реформ фараона Эхнатона
Дипломатическая переписка показывает, что фараон Эхнатон
Политика во времена реформ фараона Эхнатона
Дипломатическая переписка показывает, что фараон Эхнатон
Этот баланс поддерживался довольно продолжительное время, хотя и имел тенденцию стать нестабильным из-за проявившейся воинственности Хеттского царства, начавшего атаковать границы Митанни, которое тщетно пыталось обратиться за помощью к Египту. Лидерство, которого достигли хетты на международном уровне, привело к целому ряду военных столкновений между ними и Египтом. Напряженная обстановка сохранялась, начиная со времени правления Тутанхамона и вплоть до Рамсеса II, сумевшего добиться прочного мира с хеттами и установить новый "статус-кво" на международной арене.
Вероятно, что во времена своего правления фараон Эхнатон продолжал в полной мере играть важную роль и принимать решения в отношениях с иностранными державами того времени, о чем свидетельствуют тексты "Амарнских писем". Некоторые из этих глиняных табличек были направлены в адрес его матери - царицы Тийи, - которая, как предполагают, занимала место регента в течение короткого периода времени сразу после смерти предыдущего правителя, Аменхотепа III, пока новый царь Эхнатон в достаточной мере не ознакомился с ведением дипломатических отношений.
Открытие такой родственной связи позволило сделать вывод, что среди захороненных останков
Открытие такой родственной связи позволило сделать вывод, что среди захороненных останков
В сентябре 2010 года ежемесячное издание "National Geographic" объявило, что группа ученых во главе с Захи Хавассом провела ряд исследований, в ходе которых они изучали мумию фараона Тутанхамона и его ДНК.
Подробное изучение ДНК юного фараона позволило установить личности целого ряда мумий, обнаруженных довольно давно, однако имена которых до этого времени оставались неизвестными. Основываясь на мумии Тутанхамона и предполагаемых останков Аменхотепа III, было установлено, что одна из мумий, обнаруженных в гробнице KV55, принадлежада человеку, являвшемуся отцом молодого фараона и сыном Аменхотепа III.
Значение Эхнатона
Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших
Значение Эхнатона
Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших
В целом, переворот Эхнатона крайне отрицательно сказался на Египте. Точное количество человек, казненных и подвергшихся гонениям, неизвестно, однако, скорее всего, оно было весьма велико. Авторитет царской власти среди самых различных слоев общества был подорван, что привело к ее постепенному ослаблению, переходу власти к жрецам фиванских храмов и постепенному превращению Египта в теократическое государство. В итоге кочевники ливийцы захватили большую часть Египта, и Новое Царство пало.
Список использованных источников
Васильев, Л. С. История религий Востока : Учебное
Список использованных источников
Васильев, Л. С. История религий Востока : Учебное
Жак, Кристиан. Египет великих фараонов: История и легенда : пер. с фр. /Кристиан Жак ; Под общ.рук. Е.В. Пантюшева ; Институт востоковедения РАН . – Москва : Наука, 1992 . – 334 с. : ил.
Жак, Кристиан. Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета : пер. с фр. / Кристиан Жак ; пер. Т.А. Баскакова ; вступ. ст. Т.А. Баскакова . – М. : Молодая гвардия, 1999 . – 215 с.
Египтопедия. Все о древнем египте [Электронный ресурс]http://egyptopedia.info/e/1583-ekhnaton-amenkhotep-iv – Дата доступа: 10.12.2017.
История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Наука, 1988. — 623 с.
Перепелкин, Ю.Я. Переворот Амен-Хотпа IV /.Ю.Я Перепелкин. - М.: Наука, 1967. - 292 с.
Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта. Среднее царство. История искусства Древнего Востока. Том I. Выпуск II / М.Э. Матье. Под общ.ред.проф. Н.Д.Флиттнер. - Лен.: Гос.Эрмитаж. 1941г. -152 с. ил.
Рак,И. В. Египетская мифология / И. В Рак. — М: Изд-во Терра, 2004. — 320 с: ил.; 96 ил.
Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. — М.: Политиздат, 1990. — 622 с.; ил.
Тураев, А. Б. История Древнего Востока / А. Б. Тураев. — Мн.: Харвест, 2004 г. — 752 с.