Слайд 2
![Цель урока: сообщить основные сведения о средневековом искусстве. Раскрыть понятие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-1.jpg)
Цель урока: сообщить основные сведения о средневековом искусстве. Раскрыть понятие «романский
стиль».
Задачи урока:
сформировать представление об основных этапах романского искусства
охарактеризовать основные виды искусства романского периода;
закрепить у учащихся навыки описания и анализа произведений романского стиля.
План презентации:
Введение. Представление темы. Повторение этапов средневекового искусства (3 минуты).
Введение понятий: «дороманский период», «романский период», «готический период» (5 минут).
Основная часть. Проработка основных понятий: «романский стиль», «романская архитектура», «базилика», проиллюстрированных с помощью планов романских соборов и фотографий фасадов. (5 минут).
Заключение. Закрепление понятий «романская архитектура», «скульптура в романском храме», «базилика» (5 минут).
Слайд 3
![Искусство Западной Европы средних веков Этапы средневекового искусства: Раннее средневековье](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-2.jpg)
Искусство Западной Европы средних веков
Этапы средневекового искусства:
Раннее средневековье (конец V
— середина XI веков)
Высокое средневековье (середина XI — конец XV веков)
Позднее средневековье (XVI—XVII века)
Слайд 4
![Искусство Западной Европы средних веков Этапы средневекового искусства (архитектуры). От](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-3.jpg)
Искусство Западной Европы средних веков
Этапы средневекового искусства (архитектуры).
От падения Римской империи
до конца X века. Дороманский период. Характеризуется отсутствием единого стиля и разнообразия форм, сложившихся в результате взаимодействия различных художественных традиций. К концу начинают складываться первоначальные основы романского стиля.
XI–XII вв. Романский период. Здания перекрывались полуциркульными сводами, подобными тем, какие применялись в Европе еще во времена древних римлян.
XIII–XIV вв. Готический период. Использование стрельчатой арки.
Слайд 5
![Дороманский период Искусство «темных веков» (VI – VIII вв.) Искусство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-4.jpg)
Дороманский период
Искусство «темных веков» (VI – VIII вв.)
Искусство меровингской Франции
(VI – VIII вв.)
Искусство Каролингской империи
(VIII – IX вв.)
Искусство Оттоновской Германии
(X – X вв.)
Слайд 6
![Романский стиль Романский стиль – один из важнейших этапов развития](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-5.jpg)
Романский стиль
Романский стиль – один из важнейших этапов развития средневекового европейского
искусства, художественный стиль, который развивался в Западной Европе (и в некоторых странах Восточной Европы) в X—XII веках, в некоторых регионах и в XIII веке.
Наиболее полно он выразился в архитектуре.
Термин «Р. с.» был введён в начале XIX в.
Слайд 7
![Романская архитектура Огромное различие между романской архитектурой и архитектурой предыдущих](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-6.jpg)
Романская архитектура
Огромное различие между романской архитектурой и архитектурой предыдущих веков заключалось
в невероятном росте строительной активности.
Монах Рауль Глабер в XI в. восклицал, что мир покрывается «белым плащем церквей». Церкви становились больше, совершенней с точки зрения архитектурных форм, их стиль все сильнее обнаруживал сходство со зданиями Древнего Рима.
Слайд 8
![Романская архитектура Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-7.jpg)
Романская архитектура
Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским
комплексам, церквям, замкам.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Основным типом сооружений, из которого развилась романская архитектура, была древнехристианская базилика
Слайд 9
![План базилики](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-8.jpg)
Слайд 10
![История базилики В Афинах базиликами называли место заседания архонта –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-9.jpg)
История базилики
В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей
трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.
В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах. В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений. Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.
Слайд 11
![Планировка базилики БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-10.jpg)
Планировка базилики
БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания,
прямоугольный в плане, состоит из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль).
Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, имеют самостоятельные покрытия.
Слайд 12
![Планировка базилики Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-11.jpg)
Планировка базилики
Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса
и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом.
В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой
Слайд 13
![Планировка базилики Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-12.jpg)
Планировка базилики
Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр.
«ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма.
Слайд 14
![Планировка базилики Христианские базилики часто строились с одним или двумя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-13.jpg)
Планировка базилики
Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами–
трансептами (лат. transeptum от лат. trans – за, septum – букв., ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы.
Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах – в православный крест).
Слайд 15
![Планы базилик](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-14.jpg)
Слайд 16
![Базилика. План. Разрез. Аксонометрия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-15.jpg)
Базилика. План. Разрез. Аксонометрия
Слайд 17
![Третья церковь Аббатства Клюни. План базилики](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-16.jpg)
Третья церковь Аббатства Клюни.
План базилики
Слайд 18
![Третья церковь Аббатства Клюни Гигантская базилика, известная как Третья церковь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-17.jpg)
Третья церковь Аббатства Клюни
Гигантская базилика, известная как Третья церковь в Клюни,
была сооружена в 1088—1095 годах и оказала сильное влияние на романский стиль в архитектуре.
Длина базилики составляла 187 м, высота — 30 метров, что делало её самой большой церковью Европы вплоть до строительства Собора Святого Петра.
Слайд 19
![Аббатство Клюни. 1088—1095](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-18.jpg)
Аббатство Клюни. 1088—1095
Слайд 20
![Третья церковь Аббатства Клюни. Реконструкция](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-19.jpg)
Третья церковь Аббатства Клюни. Реконструкция
Слайд 21
![Аббатство Клюни. 1088—1095](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-20.jpg)
Аббатство Клюни. 1088—1095
Слайд 22
![Аббатство Клюни. 1088—1095](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-21.jpg)
Аббатство Клюни. 1088—1095
Слайд 23
![Третья церковь Аббатства Клюни. 1088—1095](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-22.jpg)
Третья церковь Аббатства Клюни.
1088—1095
Слайд 24
![Церковь Сен-Нектер. Оверни. Франция. Около 1080 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-23.jpg)
Церковь Сен-Нектер. Оверни. Франция.
Около 1080 г.
Слайд 25
![Церковь Всех Святых в Валенцано. Италия. Строительство начато в 1060 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-24.jpg)
Церковь Всех Святых в Валенцано. Италия. Строительство начато в 1060 г.
Слайд 26
![Клуатр монастыря Сен-Трофим. Арль. Франция XII в.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-25.jpg)
Клуатр монастыря Сен-Трофим. Арль. Франция XII в.
Слайд 27
![Церковь Св. Гонората. Некрополь Алискамп. Арль. Франция. XII в.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-26.jpg)
Церковь Св. Гонората. Некрополь Алискамп. Арль. Франция. XII в.
Слайд 28
![Мост Сен-Бенезэ. Авиньон. Франция.1177](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-27.jpg)
Мост Сен-Бенезэ. Авиньон.
Франция.1177
Слайд 29
![Собор Св. Михаила в Хильдесхайме. Германия. 1010-1033](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-28.jpg)
Собор Св. Михаила в Хильдесхайме. Германия. 1010-1033
Слайд 30
![Романская скульптура Расцвет с 1100 года, В основном использовалась во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-29.jpg)
Романская скульптура
Расцвет с 1100 года,
В основном использовалась во внешнем украшении соборов.
Рельефы
чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях.
Слайд 31
![Рельеф церкви Сен-Мадлен в Везеле. Франция. 1104-1279](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-30.jpg)
Рельеф церкви Сен-Мадлен в Везеле. Франция. 1104-1279
Слайд 32
![Романская скульптура Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-31.jpg)
Романская скульптура
Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в
храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.
Слайд 33
![Скульптуры портала Шартрского собора. 1145. http://www.cathedrale-chartres.fr/](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-32.jpg)
Скульптуры портала
Шартрского собора. 1145. http://www.cathedrale-chartres.fr/
Слайд 34
![Романская скульптура Скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-33.jpg)
Романская скульптура
Скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками
языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.
Слайд 35
![Романская скульптура](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-34.jpg)
Слайд 36
![Романская скульптура Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-35.jpg)
Романская скульптура
Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Во
фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые.
Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии.
Слайд 37
![Кафедральный собор Сен-Лазар. Главный портал. Отен. Франция. 1130-1145](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-36.jpg)
Кафедральный собор Сен-Лазар. Главный портал. Отен. Франция. 1130-1145
Слайд 38
![Скульптуры портала Сен-Трофим. Арль. Франция. XII в.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-37.jpg)
Скульптуры портала Сен-Трофим.
Арль. Франция. XII в.
Слайд 39
![Хильдесхайм, собор Св. Михаила (1010-1033 гг.). Интерьер](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-38.jpg)
Хильдесхайм, собор Св. Михаила (1010-1033 гг.). Интерьер
Слайд 40
![Церковь Сен-Поль в Исуаре. Франция ок. 1130-1150. Интерьер. Роспись колонн](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-39.jpg)
Церковь Сен-Поль в Исуаре. Франция
ок. 1130-1150.
Интерьер. Роспись колонн
Слайд 41
![Кафедральный собор. Верона. Италия. Первая половина XII века](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-40.jpg)
Кафедральный собор. Верона. Италия. Первая половина XII века
Слайд 42
![Кафедральный собор Св. Петра в Вормсе. Германия. 1130—1181](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-41.jpg)
Кафедральный собор Св. Петра в Вормсе. Германия. 1130—1181
Слайд 43
![Особенности архитектуры романского собора: В основе плана — раннехристианская базилика,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-42.jpg)
Особенности архитектуры романского собора:
В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация
пространства
Увеличение хора или восточной алтарной части храма
Увеличение высоты храма
Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн.
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки.
Слайд 44
![Замок Шомон Сюр Луар (на Луаре). X век. Франция](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/592440/slide-43.jpg)
Замок Шомон Сюр Луар (на Луаре). X век. Франция