Русская культура в XVI - XVII веках презентация

Содержание

Слайд 2

I. Русская культура в XVI веке

I. Русская культура в XVI веке

Слайд 3

А) Просвещение

1553 г. — открытие Печатного двора (первой типографии) в Москве

А) Просвещение 1553 г. — открытие Печатного двора (первой типографии) в Москве

Слайд 4

1564 г. —

Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцом выпустил книгу «Апостол»

1564 г. — Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцом выпустил книгу «Апостол»

Слайд 5

1586 г. —

мастер Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку

1586 г. — мастер Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку

Слайд 6

Б) Литература

XVI век — расцвет древнерусской публицистики

Б) Литература XVI век — расцвет древнерусской публицистики

Слайд 7

Публицисты

Иван Пересветов: отстаивает идею сильной государственной власти
Андрей Курбский: обвинял царя в казнях и

опалах
Иван Грозный: оправдывал свой террор изменами бояр

Публицисты Иван Пересветов: отстаивает идею сильной государственной власти Андрей Курбский: обвинял царя в

Слайд 8

Ермолай Еразм. Трактат «Правительница»

подчеркивал тяжелое положение крестьян, притесняемых боярством;
призывал улучшить их положение, ограничив

повинности оброком в размере одной пятой урожая;
основа идей Еразма — милосердие к ближнему

Ермолай Еразм. Трактат «Правительница» подчеркивал тяжелое положение крестьян, притесняемых боярством; призывал улучшить их

Слайд 9

Летописание

«Воскресенская летопись» (1540-е гг.):
сформирована идеологическая концепция «Москва — Третий Рим», в которой была

отражена преемственность власти русских царей от князей и византийских императоров.

Летописание «Воскресенская летопись» (1540-е гг.): сформирована идеологическая концепция «Москва — Третий Рим», в

Слайд 10

«Степенная книга» — включила в себя родословие русских монархов «по степеням» от Владимира

Святославича до Ивана IV.
«Никоновская летопись» — компиляция большого количества письменных и устных источников, содержит уникальные сведения

«Степенная книга» — включила в себя родословие русских монархов «по степеням» от Владимира

Слайд 11

Лицевой летописный свод

Иллюстрированный («в лицах») летописный свод, созданный специально для Ивана Грозного. Содержит

16 тыс. миниатюр

Лицевой летописный свод Иллюстрированный («в лицах») летописный свод, созданный специально для Ивана Грозного.

Слайд 12

Слайд 13

Фольклор

о Ивана Грозном
о Ермаке Тимофеевиче
о походах на Казань, в Сибирь, обороне Пскова от

войск Стефана Батория
др.

Фольклор о Ивана Грозном о Ермаке Тимофеевиче о походах на Казань, в Сибирь,

Слайд 14

В) Архитектура

В) Архитектура

Слайд 15

Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле

1505—1508 гг.
Арх. Алевиз Новый

Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле 1505—1508 гг. Арх. Алевиз Новый

Слайд 16

Колокольня «Иван Великий»

1505—1508 гг. Арх. Бон Фрязин
1600 г.
Арх. Федор Конь (надстройка третьего

яруса)

Колокольня «Иван Великий» 1505—1508 гг. Арх. Бон Фрязин 1600 г. Арх. Федор Конь (надстройка третьего яруса)

Слайд 17

Архитектура XVI в. имела два «направления»:

строительство городских укреплений;
храмовое строительство.

Архитектура XVI в. имела два «направления»: строительство городских укреплений; храмовое строительство.

Слайд 18

Китай-город

1530-е гг.
Арх. Петр Фрязин

Китай-город 1530-е гг. Арх. Петр Фрязин

Слайд 19

Белый город

1580-е гг.
Арх. Федор Конь

Белый город 1580-е гг. Арх. Федор Конь

Слайд 20

Зямляной город

Конец XVI в.

Зямляной город Конец XVI в.

Слайд 21

Составные части допетровской Москвы

Составные части допетровской Москвы

Слайд 22

Шатровый стиль —

отличительная особенность архитектуры XVI века;
в таких церквах нет внутренних столпов, вся

постройка держится на фундаменте;
основные принципы строительства заимствованы из деревянного зодчества

Шатровый стиль — отличительная особенность архитектуры XVI века; в таких церквах нет внутренних

Слайд 23

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

1532 г.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском 1532 г.

Слайд 24

Храм-башня

Храм-башня

Слайд 25

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

XVI век

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове XVI век

Слайд 26

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)

1555—1561 гг.
Арх. Постник Яковлев,

Иван Барма

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного) 1555—1561 гг. Арх.

Слайд 27

Г) Изобразительное искусство

Г) Изобразительное искусство

Слайд 28

Фрески Благовещенского собора. Сер. XVI в. Мастера Феодосий и Владимир

Фрески Благовещенского собора. Сер. XVI в. Мастера Феодосий и Владимир

Слайд 29

«Це́рковь вои́нствующая», икона, написанная по заказу Ивана Грозного в память о Казанском походе (1550-е

гг.)

«Це́рковь вои́нствующая», икона, написанная по заказу Ивана Грозного в память о Казанском походе (1550-е гг.)

Слайд 30

Трон, или царское место, Успенского собора Московского Кремля

рисунок Ф. Г. Солнцева

Трон, или царское место, Успенского собора Московского Кремля рисунок Ф. Г. Солнцева

Слайд 31

Копия «Мономахова трона» в экспозиции Исторического музея, 19 век

Копия «Мономахова трона» в экспозиции Исторического музея, 19 век

Слайд 32

II. Русская культура в XVII веке

II. Русская культура в XVII веке

Слайд 33

А) Основные тенденции:

Распространение Просвещения;
Начало «обмирщения» культуры (секуляризация);
Влияние культуры западных стран, культурные заимствования с

запада;
Появление новых жанров и стилей в разных видах искусства

А) Основные тенденции: Распространение Просвещения; Начало «обмирщения» культуры (секуляризация); Влияние культуры западных стран,

Слайд 34

Б) Просвещение

Б) Просвещение

Слайд 35

1634 г. — на московском печатном дворе напечатан букварь Василия Бурцова

1634 г. — на московском печатном дворе напечатан букварь Василия Бурцова

Слайд 36

Конец XVII в. — напечатан украшенный рисунками букварь Кариона Истомина

Конец XVII в. — напечатан украшенный рисунками букварь Кариона Истомина

Слайд 37

Сер. XVII в. — напечатана грамматика Мелентия Смотрицкого

Сер. XVII в. — напечатана грамматика Мелентия Смотрицкого

Слайд 38

Появление регулярных школ:

При Печатном дворе в Москве;
В Заиконоспасском монастыре

Появление регулярных школ: При Печатном дворе в Москве; В Заиконоспасском монастыре

Слайд 39

1687 г. — открытие славяно-греко-латинской академии (основатели – братья Лихуды)

1687 г. — открытие славяно-греко-латинской академии (основатели – братья Лихуды)

Слайд 40

В) Литература

В) Литература

Слайд 41

Влияние Смутного времени:

Народные песни о Григории Отрепьева, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой.
Историко-публицистические произведения

– «Сказание Авраамия Палицына», «Временник» Ивана Тимофеева.

Влияние Смутного времени: Народные песни о Григории Отрепьева, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой.

Слайд 42

Новые явления в литературе:

Появление вымышленного героя в литературе;
Появление новых жанров — бытовые и

сатирические повести:
«Повесть о Шемякином суде»,
«Повести о Ерше Ершовиче»,
«Слово о бражнике»,
«Повесть о Фроле Скобееве» и др.

Новые явления в литературе: Появление вымышленного героя в литературе; Появление новых жанров —

Слайд 43

Появления жанра автобиографии — «Житие протопопа Аввакума»

Появления жанра автобиографии — «Житие протопопа Аввакума»

Слайд 44

Казнь протопопа Аввакума

Казнь протопопа Аввакума

Слайд 45

Г) Архитектура:

Г) Архитектура:

Слайд 46

Направление развития архитектуры:

Гражданское строительство

Храмовое строительство

Направление развития архитектуры: Гражданское строительство Храмовое строительство

Слайд 47

Теремной дворец в Кремле Арх. Бажен Огурцов, Антип Констпантинов 1635—1636 гг.

Теремной дворец в Кремле Арх. Бажен Огурцов, Антип Констпантинов 1635—1636 гг.

Слайд 48

Теремной дворец (современный вид)

Теремной дворец (современный вид)

Слайд 49

Ростовский кремль Построен в 1670—1680-е гг.

Ростовский кремль Построен в 1670—1680-е гг.

Слайд 50

Слайд 51

Палаты купцов Поганкиных в Пскове. 1670-е гг.

Палаты купцов Поганкиных в Пскове. 1670-е гг.

Слайд 52

Коломенский дворец 1660—70-е гг.

Коломенский дворец 1660—70-е гг.

Слайд 53

Слайд 54

Современный вид дворца после реконструкции

Современный вид дворца после реконструкции

Слайд 55

Особенности храмового строительства в XVII веке:

Преобладание пятиглавых соборов;
Стремление к богатому убранству церквей (кокошники,

карнизы, колонны, оконные наличники, изразцы).
Запрет строительства шатровых церквей в 1660-х гг.
Появление нового стиля – московское (нарышкинское) барокко (конец XVII века).

Особенности храмового строительства в XVII веке: Преобладание пятиглавых соборов; Стремление к богатому убранству

Слайд 56

Черты нарышкинского барокко:

Здания красного и белого цвета;
Высота и стройность;
Богатое украшение из колонн и

пилястр.

Черты нарышкинского барокко: Здания красного и белого цвета; Высота и стройность; Богатое украшение

Слайд 57

Церковь Покрова в Филях

1690—1694 гг.

Церковь Покрова в Филях 1690—1694 гг.

Слайд 58

Слайд 59

Колокольня Новодевичьего монастыря

Ок. 1690 г.

Колокольня Новодевичьего монастыря Ок. 1690 г.

Слайд 60

Новоиерусалимский монастырь Вторая пол. XVII в.

Новоиерусалимский монастырь Вторая пол. XVII в.

Слайд 61

Слайд 62

Современный вид

Современный вид

Слайд 63

Шатёр ротонды храма Воскресения

Шатёр ротонды храма Воскресения

Слайд 64

Слайд 65

Д) Изобразительное искусство

Основные черты:
Отход от канонов прошлых веков;
Появление икон нового (фряжского — итальянского)

письма;
Появление светского жанра – портрета (парсуны);
Художественный центр — Оружейная палата

Д) Изобразительное искусство Основные черты: Отход от канонов прошлых веков; Появление икон нового

Слайд 66

Фряжское письмо

прием иконописи и стенописи, отличающееся внешней достоверностью в передаче материального мира

Фряжское письмо прием иконописи и стенописи, отличающееся внешней достоверностью в передаче материального мира

Слайд 67

«Богоматерь с Младенцем»

Конец XVII в.
Карп Золотарев

«Богоматерь с Младенцем» Конец XVII в. Карп Золотарев

Слайд 68

Спас Нерукотворный

Сер. XVII в.
Симон Ушаков

Спас Нерукотворный Сер. XVII в. Симон Ушаков

Слайд 69

Древо государства Российского

Сер. XVII в.
Симон Ушаков

Древо государства Российского Сер. XVII в. Симон Ушаков

Слайд 70

Федор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного

Втор. пол. XVII в.
Богдан Салтанов

Федор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного Втор. пол. XVII в. Богдан Салтанов

Слайд 71

Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве

Федор Иванович

М.В.

Скопин-Шуйский

Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в

Имя файла: Русская-культура-в-XVI---XVII-веках.pptx
Количество просмотров: 75
Количество скачиваний: 0