Анализ и оценивание художественных работ учащихся на уроке изобразительного искусства презентация

Содержание

Слайд 2

АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Морева О.Л., кандидат пед.

наук,

Слайд 3

Цель занятия

Научиться организовывать совместный с учащимися анализ художественных работ на уроке изобразительного искусства.
Научиться

составлять критерии оценивания художественных работ учащихся для технологической карты урока изобразительного искусства.
Игра. Жюри конкурса детских рисунков.
Домашнее задание. Самостоятельная работа. Разработка критериев анализа и критериев оценки художественных работ учащихся для конкретного урока.
Просмотр видео детских рисунков

Слайд 4

В каких двух позициях должен выступать ученик на уроке изобразительного искусства?
О какой позиции

ученика на уроке мы будем говорить сегодня?

Слайд 5

Чем отличаются принципы оценивания художественных работ

в традиционном образовании,
исходя из требований современного образования?

Слайд 6

Принципы оценивания художественных работ учащихся

Традиционное образование
Оценивание авторитарное.
Учитель – судья.
Ученики выступают в пассивной

роли оцениваемого.

Требования современного образования
Оценивание мотивирующее, развивающее, через сотрудничество учителя и учеников.
Учитель организует обсуждение, сообщает общие для уроков и специальные для конкретного урока критерии оценивания работ.
Ученики - активные участники процесса оценивания, должны участвовать в анализе и обсуждении своих художественных работ и работ одноклассников, должны видеть, что учитель ценит их мнение.
Обсуждение художественных работ должно быть понятным для учащихся и объективным.

Слайд 7

Формы организации анализа и оценивания художественных работ на уроке

1.Коллективный опрос класса для самоанализа.
Т.А.Копцева

отмечает, что «анализ и оценка результатов детского труда – это важный фактор сотрудничества и партнёрства учителя и учеников на уроке» [1, с.24]. Анализ детского творчества одновременно важный этап развития творческой личности, формирования художественного вкуса и эстетических предпочтений у учащихся. На уроках изобразительного искусства предлагает проводить опросы-голосования для выявления отношения учеников к результатам и процессу своего труда. Это помогает учителю быстро определить общий уровень учащихся и уровень отдельных учащихся.

Слайд 8

Формы организации анализа и оценивания художественных работ на уроке

2. Сравнительный анализ своей работы

с работами других учащихся
Учебник ОС «Гармония» в качестве иллюстраций по темам содержит не только картины художников, но и удачные детские рисунки по темам урока в осваиваемых учащимися техниках. Педагогу рекомендуется изготавливать наглядное пособие с детскими рисунками по темам каждого года обучения. Это может быть раскладушка-гармошка с детскими рисунками, отражающими содержание образования в определённом классе, или видеопрезентация.

Слайд 9

Портрет пожилого человека ОС «Гармония» 2 кл. 3 четв. Какие вопросы можно задать учащимся

для анализа картины? Закрепление предыдущей темы лекции

Слайд 10

Портрет пожилого человека ОС «Гармония» 2кл. 3четв.

Слайд 11

Формы организации анализа и оценивания художественных работ на уроке

3.Промежуточный анализ и оценивание художественных

работ учащихся.
Во время урока учитель отбирает удачные детские работы и демонстрирует их учащимся. При этом учитель задаёт вопросы о соответствии художественного решения поставленным в задании целям.
Например: Удачно расположение деталей рисунка на листе, интересное композиционное решение работы? Получился ли выразительным главный персонаж рисунка? Удалось автору подобрать живописное сочетание красок в работе?

Слайд 12

Формы организации анализа и оценивания художественных работ на уроке

4. Итоговый анализ и оценивание

художественных работ учащихся
«…именно «действие оценка» становится базой, на которой начинают формироваться другие учебные действия. … особенно важно, что в процессе обсуждения у детей развивается способность к эстетическому суждению сначала о работах сверстников, а через это и о произведениях художников мастеров». Ю.А.Полуянов [2, с.37].
1.Обсуждать нужно только лучшие в художественном отношении рисунки, которые заранее отбирает учитель. Неудачные работы не обсуждаются, т.к. акцентирование на ошибках ничему не учит. Положительная оценка работы приводит к высоким последующим результатам, способствует раскрытию потенциальных возможностей детей.
2.На начальном этапе обучения анализу художественных работ учитель должен направлять обсуждение учащихся, задавать вопросы, указывать достоинства, защищать от несправедливой критики. Учитель не должен прямо высказывать своё мнение, но должен организовывать обсуждение и участвовать в нём.
3.В последующем обсуждение учащихся должно быть более самостоятельным. Ученики должны сами задавать вопросы друг другу, дискутировать. Учащиеся сами отбирают рисунки на выставку в классе. Факт отбора рисунка на выставку является высокой оценкой для учащихся.

Слайд 13

Можно ли использовать параметры анализа произведений изобразительного искусства для обсуждения художественных работ учащихся?

1.

Вид картины. Академическая, декоративная, стилизованная, абстрактная. Станковая или монументальная. Жанр: исторический, батальный, аллегорический, религиозный, мифологический, бытовой, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. Символическое содержание (при наличии). Взаимосвязь названия картины, темы и сюжета.
2. Система построения изображения. Выделение точки зрения в картине: внутренняя или внешняя, фиксированная или множественная- совмещённая. Определение перспективы, использованной художником: ортогональная, аксонометрия, линейная, обратная, одноточечная, двухточечная, трёхточечная, угловая, фронтальная, сферическая, множественная. Выделение элементарных форм в произведении по основным категориям: равновесие (симметрия, асимметрия), очертание (внешние контуры), развитие, пространство, свет, цвет, движение, ритм, объём, контраст, выразительность.
3. Время. Время, в которое создавалось произведение изобразительного искусства, эпоха, господствующее художественное направление, его характеристики.
4. Личность художника. Принадлежность к художественному направлению, профессиональный уровень, художественных опыт, возраст, состояние физического и психического здоровья на момент создания картины. Национальные особенности. Отношение к изображаемому.
5. Художественные материалы, которые были доступны художнику в данную эпоху. Художественные особенности материала при написании картины, после её создания и при длительном хранении.
6. Выразительные средства, приёмы, художественные техники, использованные художником. Живопись - цветовая гамма, колорит, контраст и гармония, тепло-холодность. Графика - точка, линия, штрих, пятно, ритм, движение (динамика или статика).
7. Эмоциональное воздействие произведения искусства на зрителя. Какими способами и художественными приёмами художник добивается ответных чувств у зрителя.

Слайд 14

Принципы оценивания художественных работ учащихся

1. В анализе и оценивание работ должны принимать участие

все учащиеся.
2. Нельзя оценивание работ превращать в критику, это отбивает желание рисовать.
3. Оценка художественной работы учащегося должна состоять из двух слагающих: сначала нужно отметить в работе что-то позитивное, затем дать конструктивную критику и высказать рекомендации выхода из проблемной ситуации.

Слайд 15

Какие Вы можете выделить виды детских рисунков по способу создания?

Слайд 16

Виды детских рисунков по способу создания
1. Рисование с натуры постановок, пейзажей, людей, животных.
2.

Рисование по представлению, когда рисуемого объекта нет рядом, и ребёнок воссоздаёт образ по памяти.
3. Рисование на предложенную тему.
4. Рисование по собственному замыслу.
Какой вид рисунков преобладает в программе по изобразительному искусству?
Можно ли разные виды рисунков оценивать одинаковыми критериями?

Слайд 17

Критерии оценивания для рисунков с натуры Смотри памятку

Большое внимание рисованию с натуры уделяется

в программе В.С.Кузина. Одной из главных задач которой является обучение реалистическому рисунку. В других программах есть отдельные уроки, на которых дети делают наброски людей с натуры, рисуют деревья и натюрморты. При рисовании с натуры учитель должен объяснять приёмы и особенности работы, способы передачи пространства и объёма.
1. Композиционное решение и компоновка основных элементов на листе.
2. Грамотность построения конструкции и формы предмета.
3. Правильность передачи пропорций внутри предмета.
4. Использование перспективы при пространственном изображении, в зависимости от поставленных задач.
5. Правильность передачи объема предметов и светотеневой моделировки: свет, полутень, собственная тень, рефлекс, блики, падающая тень.
6. Владение выразительным языком художественного материала: краски, карандаши и др.

Слайд 18

Рисунок с натуры

Слайд 19

Рисунок с натуры

Слайд 20

Критерии оценивания для рисунков, выполненных по представлению, на предложенную тему и по собственному

замыслу Видео «Мадонна Литта» Леонардо

1. Необычный сюжет - авторский замысел, наличие творческой составляющей в работе (Б.П.Юсов: «Воображение стоит над творчеством»). Литературный пример.
2. Оригинальное композиционное решение. Когда тема рисунка задана педагогом, необходимо стимулировать детей на создание необычной композиции, оригинальной, авторской, отличной от работ других учащихся.
3. Выразительность художественных образов. Каждый художник в своих произведениях искусства создаёт авторские образы, додумывает, стилизует, декорирует изображаемый объект. На уроке перед практической частью необходимо показывать учащимся как один и тот же образ изображают разные великие художники. Создаваемый ребёнком образ должен быть выразительным, узнаваемым, декоративным.
3. Динамика и движение в рисунке. Для составления ярких и оригинальных композиций учащиеся должны вставлять в свои рисунки динамичные образы, пытаться передать движение.
4. Выразительное использование художественного материала, создание работы по законам и принципам выразительности живописных и графических материалов.

Слайд 21

Рисунки на предложенную тему Художник рисует высоких людей. ОС «Гармония» 2 кл. 3 четв.

Критерий. Оригинальное композиционное решение В каком рисунке самое оригинальное композиционное решение?

Слайд 22

Рисунки на предложенную тему Образ кошки в искусстве ОС «Гармония» 4 класс 2 четверть

Слайд 23

Рисунки на предложенную тему Критерий. Выразительность художественных образов ОС «Гармония» 4 класс 2 четверть

Слайд 24

Критерии выставления отметки за художественные работы учащихся

«5» Рисунок авторский, неповторимый по сюжету,

оригинален по композиции. Такого рисунка нет среди работ в классе. Ребёнок передал своё отношение к теме, рисунок вызывает ответные чувства (радость, грусть, сострадание) у зрителей. «5» ставится за типичный рисунок с сюжетом, который встречается среди работ учащихся, но ребенком придумана оригинальная композиция, которой нет в рисунках других детей. Есть попытка передать настроение и своё отношение к изображаемому.
«4» Рисунок типичный для данного класса по сюжету и композиции. В классе несколько подобных рисунков, но отдельные изображения и элементы рисунка выразительны, декоративны. За такой рисунок можно поставить «5», с учётом индивидуальных способностей ребёнка, если ребёнок старался.
«3» Рисунок не самостоятельный по сюжету и композиции, является копией известных изображений на данную тему. Образы не выразительны, не узнаваемы, плохо проработаны, не дорисованы. Оценку «3» ставить не желательно. Неудачный рисунок– это недоработка учителя.
«2» На уроках изо не должна ставиться неудовлетворительная оценка. Это не способствует творческому развитию ребёнка, наоборот отбивает у него желание заниматься художественным творчеством.

Слайд 25

Анализ учителем эффективности занятия

Занятие проведено успешно- если половина рисунков в классе оригинальные, необычные,

видна индивидуальность ребёнка.
Занятие проведено хорошо – если в классе есть несколько рисунков оригинальных, необычных.
Занятие проведено неудачно – нет оригинальных рисунков, работы учащихся похожи друг на друга по сюжету, композиции, образы не выразительны, не видна индивидуальность ребёнка в работе, не освоена предложенная художественная техника.

Слайд 26

Литература

1.Копцева Т.А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений

[Текст] / Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.- 176 с.
2.Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. Книга для учителя [Текст] / Ю.А.Полуянов.- М.: Прометей, 1999.- 219 с.
3.Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство. Методическое пособие для учителя. 1-4 классы [Текст] /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В.Богданова.- М.: Издательский центр «Вента-Граф», 2015.- 208 с.
4.Морева О.Л.Анализ и оценивание художественных работ учащихся на уроке изобразительного искусства /Сборник конференции. Система оценивания качества образования в Севастополе.- Севастополь., 2017

Слайд 27

Задание для самостоятельной работы студентов

Выбрать любую тему урока по программе изобразительное искусство ОС

«Школа России» или ОС «Гармония».
1. Придумать 3-5 вопросов для обсуждения художественных работ учащихся, исходя из осваиваемой на уроке художественной техники.
2. Написать критерии выставления отметки за художественные работы для данного урока, исходя из художественной техники, поставленной задачи: живописность, композиционное решение, выразительность образа, передача настроения, освоение новой техники.
Объём самостоятельной работы 1 стр. Шрифт Times New Roman 14 или 12 кегль. Выравнивание по ширине страницы. Абзац начинается с красной строки. Пробел между абзацами не делать.

Слайд 28

Пример выполнения задания ОС «Гармония». 3 класс, 4 четверть. Тема урока: «В мире

книг»

Задание на практическую часть – создание буквицы (шрифтовой композиции) для обложки книги об искусстве (Древнего Египта, Древней Греции или Древней Руси).
Критерии для обсуждения и оценивания художественных работ учащихся в конце уроке.
1. Оригинальность формы и декора буквы.
2. Соответствие цветового – живописного решения теме книги.
3. Соответствие декора и орнамента выбранной эпохе.
Вопросы для обсуждения художественных работ учащихся.
1. Можно ли по нарисованной обложке книги догадаться о содержании, почему?
2. Попробуй по орнаменту определить тему книги?
3. Соответствует ли цветовое решение теме книги, почему?

Имя файла: Анализ-и-оценивание-художественных-работ-учащихся-на-уроке-изобразительного-искусства.pptx
Количество просмотров: 250
Количество скачиваний: 2