Слайд 2
![Балет – вид музыкально-театрального искусства Основа балета - танец. Балет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-1.jpg)
Балет – вид музыкально-театрального искусства
Основа балета - танец.
Балет - с итальянского
«ballo» - «танцую».
Современный балет - вид музыкально-сценического искусства, в основе которого лежит танец и пантомима.
Пантомима – язык выразительных жестов, поз и мимики.
В балетном спектакле объединяются другие виды искусств: музыка, живопись, архитектура, хореография, костюм.
Предшественники балета – народные танцы, игры, обряды, состязания, торжественные шествия.
Слайд 3
![Истоки балета Балет во Франции В XV веке придворные балы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-2.jpg)
Истоки балета
Балет во Франции
В XV веке придворные балы превратились в маленькие
спектакли. Теперь порядок выхода придворных, последовательность танцев организовывал «мастер бала» - балетмейстер.
А ряд танцев, объединенных в единое целое, получил название «балет».
На протяжении XV – XVI веков в моде были танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом. Их называли интермедиями, «выходами» придворных, дивертисментами.
Слайд 4
![Балет во Франции Во Франции в XVII веке произошел переворот:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-3.jpg)
Балет во Франции
Во Франции в XVII веке произошел переворот: балет поднялся
на уровень профессионального искусства и надолго соединил свою судьбу с оперой.
Объединение театральных жанров оперы и балета утвердилось в творчестве французского композитора Жана-Батиста Люлли.
Слайд 5
![Ж. – Б. Люлли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-4.jpg)
Слайд 6
![Балет во Франции В Париже была основана «Королевская академия танца»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-5.jpg)
Балет во Франции
В Париже была основана «Королевская академия танца» и оперный
театр «Королевская академия музыки».
В 1713 году при театре возникла балетная школа. Она стала главной балетной школой Европы, «цитаделью» классического балета.
Слайд 7
![Парижская опера – один их самых известных театров мира](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-6.jpg)
Парижская опера – один их самых известных театров мира
Слайд 8
![Балет во Франции В школе танца сложились строгие правила классического](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-7.jpg)
Балет во Франции
В школе танца сложились строгие правила классического балета.
Балетные танцы
разделились на сольные и массовые.
Сольные танцы: менуэт, гавот, сарабанд, бурре (те же танцы, что и в инструментальных сюитах XVII – XVIII веков).
Массовые танцы исполнял кордебалет – «хор балета».
Сочинял и записывал танцы хореограф.
«Хореография» - искусство записи танцев. Позднее это слово обозначало танцевальное искусство в целом.
Слайд 9
![Балет во Франции В операх Люлли танцы были самостоятельными эпизодами.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-8.jpg)
Балет во Франции
В операх Люлли танцы были самостоятельными эпизодами.
Эту традицию
продолжили в XVII – XVIII веках Г. Перселл, Ж. - Ф. Рамо, К. В. Глюк.
Во второй половине XVIII века балет отделился от оперы. Он стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства.
Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию.
Слайд 10
![Г. Персёлл К. В. Глюк Ж. – Ф. Рамо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-9.jpg)
Г. Персёлл
К. В. Глюк
Ж. – Ф. Рамо
Слайд 11
![Балет в России Учителями русских танцовщиков были хореографы из Франции](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-10.jpg)
Балет в России
Учителями русских танцовщиков были хореографы из Франции и Италии,
приглашенные работать в Петербург и Москву в XVIII веке.
Слайд 12
![Балет в России В Шляхетном корпусе, самом «престижном» учебном заведении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-11.jpg)
Балет в России
В Шляхетном корпусе, самом «престижном» учебном заведении Петербурга первой
половины XVIII века, танцы преподавал французский балетмейстер Ж. - Б. Ланде.
В 1738 году он открыл Танцевальную школу, которая затем превратилась в знаменитую Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой.
Балетная школа открылась в 1773 году в Москве при Воспитательном доме. Позднее в ней стали обучать профессиональных танцовщиков для Большого театра.
Слайд 13
![Петербург. Шляхетный корпус](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-12.jpg)
Петербург. Шляхетный корпус
Слайд 14
![Ж. - Б. Ланде](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-13.jpg)
Слайд 15
![Балет в России 1740-е годы: в балетных спектаклях стали участвовать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-14.jpg)
Балет в России
1740-е годы: в балетных спектаклях стали участвовать русские танцовщики,
обученные секретам профессионального мастерства.
Балет превратился в любимое придворное зрелище.
Сюжеты балетов были мифологическими, историческими, сказочными.
Постановки отличались роскошью костюмов и декораций.
На сцене происходили «чудеса»: сказочные герои внезапно «проваливались сквозь землю» или «взлетали в небеса», вызывая восторг у публики. Иногда в сказочных «полетах» участвовали не только солисты, но и группы кордебалета.
Слайд 16
![Балет в России Вторая половина XVIII века: профессионализм русских танцовщиков](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-15.jpg)
Балет в России
Вторая половина XVIII века: профессионализм русских танцовщиков не уступал
мастерству западных.
«Золотой век» балета в России – XIX столетие. Русский балет стал превосходить западный. XIX век внес много нового в искусство балета. В балете, как и в литературе, музыке, живописи, возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроений, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы выразительности в танце и пантомиме.
Слайд 17
![Балет в России Музыку для балетов писали второстепенные композиторы-ремесленники, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-16.jpg)
Балет в России
Музыку для балетов писали второстепенные композиторы-ремесленники, а подчас и
рядовые оркестранты.
Музыка даже одного спектакля часто напоминала пестрое лоскутное одеяло, «сшитое» из «разноцветных» частей.
Такое неравноправие наблюдалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера – композитор Петр Ильич Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.
Слайд 18
![П. И. Чайковский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-17.jpg)
Слайд 19
![М. Петипа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Кто сочиняет балет? Композитор – музыка Либреттист – содержание Балетмейстер – хореография](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-19.jpg)
Кто сочиняет балет?
Композитор – музыка
Либреттист – содержание
Балетмейстер – хореография
Слайд 21
![Кто исполняет балет? Балерины – солисты Танцоры – солисты Кордебалет Дирижер Симфонический оркестр](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-20.jpg)
Кто исполняет балет?
Балерины – солисты
Танцоры – солисты
Кордебалет
Дирижер
Симфонический оркестр
Слайд 22
![Традиционные схемы балета, выработанные французской школой: Сольные танцы классического балета](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-21.jpg)
Традиционные схемы балета, выработанные французской школой:
Сольные танцы классического балета делятся на
2 вида:
1. Классический танец. Он выражает настроения, чувства героев.
Классический танец бывает сольным и ансамблевым:
pas de-deux (па-де-дё) – танец двоих
pas de-trois (па-де-труа) – танец троих
pas de-quatre (па-де-катр) – танец четверых
Центральный номер балета, исполняемый главными героями, называется Pas de-deux. Он состоит из Adagio (дуэт), вариаций (сольные номера героя, затем героини) и быстрой коды.
2. Характерный танец. Он отражает характеры: национальный, фантастический, комический, сказочный.
Массовые танцы исполняет кордебалет. В классических танцах кордебалета главный принцип композиции – симметрия и геометрическая правильность. Хореографические группы образуют круги, квадраты, звезды.
Слайд 23
![Балетные термины Вариации – сольный танец героя. Pas-de-deux – танец](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-22.jpg)
Балетные термины
Вариации – сольный танец героя.
Pas-de-deux – танец двух героев.
Pas-de-trois –
танец трех героев.
Кордебалет – большой общий танец .
Батман – поднятие ноги на 90 градусов.
Гранд-батман – поднятие ноги на 180 градусов.
Фуэте – вращение на месте на одной ноге.
Плие – приседание на выворотных стопах.
Слайд 24
![Pas-de-deux (па-де-де)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-23.jpg)
Слайд 25
![Вариации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-24.jpg)
Слайд 26
![Кордебалет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-25.jpg)
Слайд 27
![Батман и гранд-батман](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-26.jpg)
Слайд 28
![Фуэте](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-27.jpg)
Слайд 29
![Пачка – костюм балерины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-28.jpg)
Слайд 30
![Пуанты - специальная обувь балерины, которая позволяет встать на полупальцы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-29.jpg)
Пуанты - специальная обувь балерины, которая позволяет встать на полупальцы
Слайд 31
![Анна Павлова](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-30.jpg)
Слайд 32
![Тамара Карсавина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-31.jpg)
Слайд 33
![Матильда Ксешинская](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-32.jpg)
Слайд 34
![Майя Плисецкая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-33.jpg)
Слайд 35
![Екатерина Максимова](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-34.jpg)
Слайд 36
![Марис Лиепа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-35.jpg)
Слайд 37
![Илзе Лиепа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-36.jpg)
Слайд 38
![Андрис Лиепа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-37.jpg)
Слайд 39
![Ульяна Лопаткина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-38.jpg)
Слайд 40
![Светлана Захарова](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/109709/slide-39.jpg)