Слайд 2
![Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-1.jpg)
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных
промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.
Слайд 3
![Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-2.jpg)
Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки.
Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.
Слайд 4
![Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-3.jpg)
Особенностью дымковской игрушки
является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов,
зигзагов и полосок разной толщины
Слайд 5
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-4.jpg)
Слайд 6
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-5.jpg)
Слайд 7
![Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного, малинового, жёлтого, оранжевого, голубого, зеленого, синего и черного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-6.jpg)
Для росписи используют контрастные
сочетания ярких цветов:
красного, малинового, жёлтого,
оранжевого,
голубого, зеленого,
синего и черного
Слайд 8
![Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-7.jpg)
Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла
создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам.
Слайд 9
![КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА КОВРОВСКАЯ ИГРУШКА ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-8.jpg)
КАРГОПОЛЬСКАЯ
ИГРУШКА
ДЫМКОВСКАЯ
ИГРУШКА
КОВРОВСКАЯ
ИГРУШКА
ФИЛИМОНОВСКАЯ
ИГРУШКА
Слайд 10
![Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-9.jpg)
Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей
нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.
Слайд 11
![Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-10.jpg)
Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948).
Слайд 12
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-11.jpg)
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-12.jpg)
Слайд 14
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-13.jpg)
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-14.jpg)
Слайд 16
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-15.jpg)
Слайд 17
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-16.jpg)
Слайд 18
![Этапы изготовления дымковской игрушки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-17.jpg)
Этапы изготовления
дымковской игрушки
Слайд 19
![Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-18.jpg)
Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на
реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.
Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили.
Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Слайд 20
![Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней«примажут» стан, ручки, головку.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-19.jpg)
Свернут блин,
и получится
колокол юбки
для барыни.
К ней«примажут» стан, ручки,
головку.
Слайд 21
![Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при всем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-20.jpg)
Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем
желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Слайд 22
![Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-21.jpg)
Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили,
затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Слайд 23
![Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-22.jpg)
Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого
мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Слайд 24
![Герои дымковской игрушки: Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Купчихи. Офицеры. Скоморохи. Звери. Птицы.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/177738/slide-23.jpg)
Герои дымковской игрушки:
Барыни.
Кормилицы.
Кавалеры.
Мужики.
Горожанки.
Купчихи.
Офицеры.
Скоморохи.
Звери.
Птицы.