Слайд 2Дымковская игрушка
Русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит
от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале XIX века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию-игрушку лепили женщины и девушки, приурочивая её изготовление к весенней ярмарке. Дымковская игрушка прошла большой путь не только в своем внутреннем развитии. Он обусловлен ее новым местом и условиями жизни в современной культуре.
Слайд 3 История
Появилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI в. Но промысел оформился несколько позже — в XIX в.
Сюжетами для игрушки первоначально являлись мифологические персонажи (птица Сирин, двуглавый конь, «бабы» - женские символы плодородия и пр.), тотемные животные. Со временем они трансформировались в сказочных (медведь-музыкант) и персонажей бытового жанра - модниц и франтов 19-го века. Из городского быта прошлого столетия в игрушке также фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
К концу XIX века производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям.
Слайд 4Возникновение промысла
Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи
связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской» , имеющим языческие корни и посвященному солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утеряно, но сам ритуал сохранился до начала XX в.
Слайд 5Особенности производства Дымковской игрушки
Для их производства используется местная глина, тщательно перемешанная с
мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают , используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой доя придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым в молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом , используются вместо кистей палочки и перья.
Слайд 6Особенности производства Дымковской игрушки
Сегодня для росписи применяются темперные краски. И мягкие колонковые кисти.
Использование широкой гаммы-до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композициям схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.
Слайд 7Раскраска дымковской игрушки
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей
неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Слайд 8Раскраска дымковской игрушки