Слайд 2
![Этикет, определение понятия Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-1.jpg)
Этикет, определение понятия
Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих
отношений.
Этикет – составная часть внешней культуры (манеры, одежда)
Слайд 3
![Появление этикета Появился в Италии, позднее стал способом существования королевских](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-2.jpg)
Появление этикета
Появился в Италии, позднее стал способом существования королевских дворов (Испания,
Франция, Англия)
В традиционных обществах этикет осуществлялся через ритуал (Япония, Китай)
Слайд 4
![Испанский король Филипп 111](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-3.jpg)
Испанский король Филипп 111
Слайд 5
![ритуал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-4.jpg)
Слайд 6
![ритуал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-5.jpg)
Слайд 7
![Этикет в России Формировался под влиянием этики паулинизма, религиозной литературы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-6.jpg)
Этикет в России
Формировался под влиянием этики паулинизма, религиозной литературы и канонов
житейской мудрости
Поучение Владимира Мономаха (Х11 в.) – основа Псалом
Домострой (ХУ1 в.) – основа паулинизм
Русские кодексы и нравоучения Х1-ХУ11 вв. определяли занятия и образ жизни феодалов, купечества, горожан, духовенства, отличались мелочной регламентацией
Слайд 8
![Домострой (ХУ1 в.) В ХУ1 в. Русские самодержцы приступают к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-7.jpg)
Домострой (ХУ1 в.)
В ХУ1 в. Русские самодержцы приступают к строительству «Третьего
Рима», мечтая о «Небесном Иерусалиме» (культурный локус «Святой Руси» - богоизбранной страны). Это находит отражение в книжности «Сказания о князьях Владимирских», «Стоглав» и в иконописи
64 главы свода житейских правил, состоит из 3-х частей: как веровать (о строении духовном), как царя чтить (о строении мирском), о строении домовном ( как жить с домочадцами)
Слайд 9
![Сказание о князьях Владимирских](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-8.jpg)
Сказание о князьях Владимирских
Слайд 10
![Икона «Церковь воинствующая» (1552 г.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-9.jpg)
Икона «Церковь воинствующая» (1552 г.)
Слайд 11
![Ст. Макарий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-10.jpg)
Слайд 12
![Великие Минеи Четьи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-11.jpg)
Слайд 13
![Купеческая семья (ХУ11 в.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-12.jpg)
Купеческая семья (ХУ11 в.)
Слайд 14
![Домострой (калька с древнегреческого – хозяйство, экономика) Уважительное отношение к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-13.jpg)
Домострой (калька с древнегреческого – хозяйство, экономика)
Уважительное отношение к труду,
отличное от средневекового, который воспринимал труд как кару Божью (семантика слова «труд» - рабство, подвиг, болезнь и т.п.)
Сближение «мира небесного» и «мира земного» (модель – торговый город Новгород, наибольшая концентрация церквей была на торговой стороне, в самой церкви находился склад товаров)
Значение семейной жизни (выполнение социальных ролей: «женский мир» в домовом пространстве, «мужской мир» - сеять и воевать, внедомашнее пространство)
Слайд 15
![Храм в Новгороде](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-14.jpg)
Слайд 16
![Храм в Новгороде](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-15.jpg)
Слайд 17
![Фрески Знаменского храма (Новгород)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-16.jpg)
Фрески Знаменского храма (Новгород)
Слайд 18
![Домострой «женский мир» в России мог находиться вне дома (поле),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-17.jpg)
Домострой
«женский мир» в России мог находиться вне дома (поле), встречались вопросы
раздела имущества между супругами и соблюдения долговых обязательств (женщина часто выступала в роли безжалостных ростовщиц)
Женщина имела право на владение (Х1-Х111 вв.) и распоряжение имуществом, позднее и распоряжения недвижимостью
Законы оберегали женщин от физического насилия, встречаются статьи, предусматривающие наказания и женщин за издевательство над мужьями
Слайд 19
![«Юности честное зерцало» (светский этикет Петра 1, ХУ111 в.) Куртуазность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-18.jpg)
«Юности честное зерцало» (светский этикет Петра 1, ХУ111 в.)
Куртуазность жизни дворянина
Культура
поведения в церкви, на улице, званых приемах
Высшая знать должна знать иностранные языки, уметь танцевать, учиться конной езде, фехтованию, красноречию
Было предписано: в носу не ковыряться, не жрать, как свинья, не дуть в ушное, не говорить, когда во рту пища, губ рукой не вытирать, перстов не облизывать, костей не грызть, ножом зубов не чистить, около своей тарелки не делать заборов, громко не сморкаться и т.п.
Отношение к слугам – допускалось физическое насилие
Отношение между родителями и детьми – беспрекословное подчинение старшим
Слайд 20
![Особенности этикета Х1Х в. Усложненность правил поведения для женщин (мужчины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-19.jpg)
Особенности этикета Х1Х в.
Усложненность правил поведения для женщин (мужчины должны были
подчеркивать привилегированное положение женщин – обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней дверь, нести ее вещи и т.п.)
Строгая регламентация правил приема гостей, застольных манер, одежды, темы бесед
Запретными темами для бесед были: политика, религия, болезни, обсуждать прислугу, отношения между полами, любые проблемы, касающиеся присутствующих за столом
Неукоснительное соблюдение этих правил давало возможность быть принятым в своем кругу
Влияние этикета на частную жизнь
Слайд 21
![Этикет ХХ века Менее разветвленная система этикетных норм Более демократичен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-20.jpg)
Этикет ХХ века
Менее разветвленная система этикетных норм
Более демократичен
Остаются по-прежнему базовые составляющие
этикета:
вежливость
естественность
достоинство
такт
ответственность, верность своему слову
Слайд 22
![Этикет необходим для установления контактов, достижения взаимопонимания профессионального роста сохранения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-21.jpg)
Этикет необходим для
установления контактов,
достижения взаимопонимания
профессионального роста
сохранения устойчивых хороших
отношений в любой социальной группе (успех в бизнесе на 85% зависит от умения общаться с людьми, 15% - от профессиональных знания –Д. Карнеги)
Слайд 23
![Выводы Этикет – важная часть общечеловеческой культуры Создан в соответствии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/380160/slide-22.jpg)
Выводы
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры
Создан в соответствии с представлениями человечества
о красоте, добре, справедливости, порядке, бытовой целесообразности