Слайд 2
![Зарождение стиля Хай-тек (англ. high-tech) — стиль в архитектуре и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-1.jpg)
Зарождение стиля
Хай-тек (англ. high-tech) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах
позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане —Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.
Слайд 3
![Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-2.jpg)
Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в
отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане —Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.
Слайд 4
![Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-3.jpg)
Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей
идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру.
Слайд 5
![Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-4.jpg)
Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола;
с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрая, разрабатывавших кинетические структуры.
Слайд 6
![Биосфера (фр. Montreal Biosphère) — музей в Монреале, Квебек, Канада,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-5.jpg)
Биосфера (фр. Montreal Biosphère) — музей в Монреале, Квебек, Канада, принадлежащий
Департаменту окружающей среды Канады и посвященный окружающей среде и водным ресурсам. Расположен в парке Жан-Драпо на острове Святой Елены посреди реки Святого Лаврентия.
Слайд 7
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-6.jpg)
Слайд 8
![Музей размещен в здании бывшего американского павильона на всемирной выставке](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-7.jpg)
Музей размещен в здании бывшего американского павильона на всемирной выставке
Экспо-67, был создан американским инженером и архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером и представляет собой один из самых известных геодезических куполов, которые принесли Фуллеру всемирную славу.
Слайд 9
![Геодезический купол 76 метров диаметром и 62 метра высотой, построенный из стальных стержней.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-8.jpg)
Геодезический купол 76 метров диаметром и 62 метра высотой, построенный из
стальных стержней.
Слайд 10
![Элементы конструкции геодезического купола](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-9.jpg)
Элементы конструкции геодезического купола
Слайд 11
![Согласно оригинальному проекту конструкция была покрыта извне прозрачной акриловой пленкой.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-10.jpg)
Согласно оригинальному проекту конструкция была покрыта извне прозрачной акриловой пленкой.
Это покрытие было уничтожено во время пожара 1976 года, и его было решено не восстанавливать.
Слайд 12
![В 1990 году Департамент окружающей среды Канады заключил соглашение с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-11.jpg)
В 1990 году Департамент окружающей среды Канады заключил соглашение с
мэрией Монреаля, согласно которому эта государственная организация получила право на использование конструкции Биосферы для создания музея, посвященного прежде всего экосистеме реки Святого Лаврентия. В течение следующих лет внутри купола были возведены музейные помещения и
5 июня 1995 года был официально открыт музей Биосфера, который стал первым в стране музеем, посвященным водной экосистеме.
Главной целью функционирования музея определена популяризация идей экономного использования водных ресурсов, борьбы с климатическими изменениями и обеспечения возобновляемости природных ресурсов.
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Особенности стиля Хай-тек Чарльз Дженкс относил хай-тек к позднему модернизму](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-13.jpg)
Особенности стиля Хай-тек
Чарльз Дженкс относил хай-тек к позднему модернизму со всеми
присущими ему чертами: прагматизмом, сложной простотой, технологичностью, гиперболой, монументальностью.
Слайд 15
![Для данного стиля были характерны использование простых линий и фигур,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-14.jpg)
Для данного стиля были характерны использование простых линий и фигур,
частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, прагматизм в планировании пространства, широкое применение стекла, трубчатых металлических конструкций, лестниц, выведенных за пределы здания, децентрированное освещение.
Слайд 16
![Цветовая гамма представлена в основном белым, серебристым и металлическими цветами.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-15.jpg)
Цветовая гамма представлена в основном белым, серебристым и металлическими цветами.
Слайд 17
![Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор – Кендзо Танге.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-16.jpg)
Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор – Кендзо Танге.
Слайд 18
![Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-17.jpg)
Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех
лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.
Слайд 19
![Архитекторы хай-тека часто включали элементы инженерного оборудования, такие как воздуховоды,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-18.jpg)
Архитекторы хай-тека часто включали элементы инженерного оборудования, такие как воздуховоды,
вентиляционные шахты и трубопроводы в композицию сооружения. Использовались и комбинированные системы из жестких и тросовых элементов.
Слайд 20
![Примером сооружения в стиле хай-тек было здание Конгресс холла в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-19.jpg)
Примером сооружения в стиле хай-тек было здание Конгресс холла в
Берлине архитекторов Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте. Благодаря алюминиевым наружным стенам устройству в них светопроемов это здание напоминало корабль.
Слайд 21
![Берлинский международный конгресс-центр](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-20.jpg)
Берлинский международный конгресс-центр
Слайд 22
![Продольные фермы – диафрагмы были увеличены по высоте и сечениям](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-21.jpg)
Продольные фермы – диафрагмы были увеличены по высоте и сечениям
элементов. Перед зданием была установлена скульптура в виде соединения алюминиевых «колбас» подчеркивавшая геометрию сооружения.
Слайд 23
![Пожалуй, наиболее ярким и значимым творением в стиле хай тек](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-22.jpg)
Пожалуй, наиболее ярким и значимым творением в стиле хай тек
был построенный в 1972 – 1979 гг. по проекту архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду на площади Бобур Париже.
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-23.jpg)
Слайд 25
![Изначально проект подвергся жесткой критике, но к 1990-м годам, возмущение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-24.jpg)
Изначально проект подвергся жесткой критике, но к 1990-м годам, возмущение
улеглось, и Центр Жоржа Помпиду наряду с Эйфелевой башней стал одним из символов города.
Слайд 26
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-25.jpg)
Слайд 27
![Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших для центра Парижа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-26.jpg)
Здание представляет собой стеклянный параллелепипед очень больших для центра Парижа
размеров. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади.
Слайд 28
![При этом, арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-27.jpg)
При этом, арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим,
водопроводные — зеленым, электроподводка — желтым, а эскалаторы и лифты — красным.
Слайд 29
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-28.jpg)
Слайд 30
![Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Ренцо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-29.jpg)
Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Ренцо
Пияно и Ричарда Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транспортных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.
Слайд 31
![Первые сооружения в стиле хай-тек появились в Англии лишь в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-30.jpg)
Первые сооружения в стиле хай-тек появились в Англии лишь в 1980—1990-х
гг. (здание компании Ллойда, 1986 г.). Это было связано с тем, что принц Чарльз поддерживал новых классицистов, а не архитекторов хай-тек. Он считал, что подобные сооружения никак не вписываются в облик города.
Слайд 32
![Постепенно в развитии стиля хай-тек выделились две тенденции: усложнение внешнего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-31.jpg)
Постепенно в развитии стиля хай-тек выделились две тенденции: усложнение внешнего
облика здания техническими и технологическими элементами и
стремление к тектонической ясности сооружения.
Слайд 33
![Примером первой тенденции было построенное в 1986 г. архитектором Ричардом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-32.jpg)
Примером первой тенденции было построенное в 1986 г. архитектором Ричардом Роджерсом
здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити.
Слайд 34
![Трехпролетное с металлическим каркасом сооружение имело 12 этажей с четко](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-33.jpg)
Трехпролетное с металлическим каркасом сооружение имело 12 этажей с четко
выделенной объемно-планировочной структурой. Центральный атриум перекрывали стальные полуциркульные арки. Колонны каркаса были выполнены из круглых стальных труб, а междуэтажные перекрытия устраивались по металлическим балкам.
Слайд 35
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-34.jpg)
Слайд 36
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-35.jpg)
Слайд 37
![Постепенно к зданию были пристроены многочисленные помещения для размещения коммуникаций,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-36.jpg)
Постепенно к зданию были пристроены многочисленные помещения для размещения коммуникаций,
лифтов, лестниц и технологических балконов, все это придало зданию задуманный техничный силуэт.
Слайд 38
![Приверженцем второй тенденции развития хай-тека был английский архитектор Норман Фостер,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-37.jpg)
Приверженцем второй тенденции развития хай-тека был английский архитектор Норман Фостер,
в 1986 г. в Гонконге по его проекту было построено здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай—Гонконг.
Слайд 39
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-38.jpg)
Слайд 40
![Оно имело ствольно-мостовую конструктивную систему. Каждая из опор состояла из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-39.jpg)
Оно имело ствольно-мостовую конструктивную систему. Каждая из опор состояла из
четырех колонн круглого трубчатого сечения, которые объединялись жесткими перемычками в полый стержень — ствол.
Стволы объединялись однопролетными двухконсольными выполненными из труб чередующимися фермами высотой в два этажа. Фермы имели пролет в 38,4 м, в середине которого располагались стальные подвески и несущие конструкции междуэтажных перекрытий.
Подобная система обеспечила свободу планировки рабочих этажей банка в пролете свыше 38 м.
Между четырьмя парами стволов были сделаны три пространственных слоя без опор.
Слайд 41
![Шанхай—Гонконг представлял собой три одинаковых по толщине сооружения в 28,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-40.jpg)
Шанхай—Гонконг представлял собой три одинаковых по толщине сооружения в 28,
35 и 41 этаж с четким структурным образом, что в корне отличало его от Центра Жоржа Помпиду и здания страховой компании Ллойда. Здание даже сравнивали с готовящейся к запуску космической ракетой.
Подобное сравнение было неслучайным. Фостер говорил: «Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолет “Конкорд”, практикой военных учреждений, занимающихся созданием мостов, способных выдержать нагрузки от танков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских».
Слайд 42
![К концу 1990-х гг. второе направление развития хай-тека полностью вытеснило](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-41.jpg)
К концу 1990-х гг. второе направление развития хай-тека полностью вытеснило
первое. В 1997 г. по проекту Роджерса было построено здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
Основным стремлением архитектора стало создание величественного, но не помпезного сооружения, которое бы отражало демократическую направленность организации.
Слайд 43
![Симметрия в композиции здания отсутствовала. Административная часть суда располагалась на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-42.jpg)
Симметрия в композиции здания отсутствовала. Административная часть суда располагалась на берегу
водоема и повторяла очертания береговой линии. Сооружение было расчленено горизонтальным поэтажными ленточными тягами, усеченными по высоте к вертикальному объему для соединения административного корпуса с залами судебных заседаний.
Слайд 44
![Центром композиции являлись два зала судебных заседании. Они представляли собой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-43.jpg)
Центром композиции являлись два зала судебных заседании. Они представляли собой
два глухих алюминиевых цилиндра со скошенным верхом, обращенных друг к другу повышенными сторонами и поднятых над землей.
Несмотря на сложность композиции, в здании Европейского суда четко прослеживалась лишенная ненужных усложнений архитектурная форма.
Холодный алюминиевый блеск облицовки сочетался с теплым красным цветом
Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек.
Слайд 45
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-44.jpg)
Слайд 46
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-45.jpg)
Слайд 47
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-46.jpg)
Слайд 48
![Джеймс Лоу Cybertecture egg (Кибертектурное яйцо) Офисный комплекс с апартаментами. Мумбай, Индия 2010 год](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-47.jpg)
Джеймс Лоу Cybertecture egg (Кибертектурное яйцо)
Офисный комплекс с апартаментами. Мумбай, Индия
2010 год
Слайд 49
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-48.jpg)
Слайд 50
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-49.jpg)
Слайд 51
![С 1980-х годов здания в стиле хай-тек являлись элитными сооружениями.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-50.jpg)
С 1980-х годов здания в стиле хай-тек являлись элитными сооружениями.
Ч. Дженкс даже назвал их «банковскими соборами».
Престижные фирмы стремились иметь офисы в подобных сооружениях.
Слайд 52
![Как создается хай-тек Для создания архитектуры хай-тека используются трубы с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-51.jpg)
Как создается хай-тек
Для создания архитектуры хай-тека используются трубы с круглым и/или
прямоугольным сечением. Кроме этого, имеется внедрение системы специальных жестких и тросовых элементов, помимо применяемых традиционных несущих конструкций рам и ферм.
Слайд 53
![Материалы, с помощью которых реализуются проекты данного направления, имеют сугубо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-52.jpg)
Материалы, с помощью которых реализуются проекты данного направления, имеют сугубо
искусственное происхождение. Так, в противовес направлениям, использующим натуральные материалы, здесь преобладает стекло, пластик, бетон, металлические прокатные и профилированные детали и конструктивные элементы. При этом проектирование зданий происходит с упором на функциональность, даже конструктивные элементы сооружений практически не скрываются.
Слайд 54
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-53.jpg)
Слайд 55
![Что касается материалов для наружной отделки, то фасад в стиле](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-54.jpg)
Что касается материалов для наружной отделки, то фасад в стиле
хай тек выполняется исключительно сухим способом. Применяется система каркасов и обшивных панелей и специальных стекол, которые монтируются на крепежные зажимные или винтовые элементы. Сам же каркас, к которому монтируются эти панели, состоит из специальных металлических профилей. Эта конструкция гораздо быстрее в выполнении и проще, нежели штукатурные, так называемые «мокрые» фасады. Преимущественно облицованные стеклом сооружения данного стиля являются дочерним направлением «слик-тек».
Слайд 56
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-55.jpg)
Слайд 57
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-56.jpg)
Слайд 58
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-57.jpg)
Слайд 59
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-58.jpg)
Слайд 60
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-59.jpg)
Слайд 61
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-60.jpg)
Слайд 62
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-61.jpg)
Слайд 63
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-62.jpg)
Слайд 64
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-63.jpg)
Слайд 65
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/297922/slide-64.jpg)