целостности - неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.
Художник как бы обнаруживает «композиционную схему» предмета, созданную природой, схему его гармонии.
Целостно воспринимаются произведения, возникшие только подобным образом.
Когда же картина как бы «склеена» из кусочков и не имеет в основе своей широко задуманной конструктивной идеи, мы можем запомнить лишь отдельные выразительные фигуры из нее.
Все мастера идут своими путями к этой цели - к нахождению конструктивной идеи композиции.
Одни прямо - им свойственно дисциплинированно мыслить.
Сохранились первые эскизные наброски для знаменитой картины М.Б.Грекова «Тачанка» - пластическая абстракция будущей композиции. Греков рисовал перспективно сокращенный прямоугольник – пятно будущей тачанки, расположение которого в границах эскиза создавало чувство стремительного движения. Только найдя наиболее выразительную связь этого пятна с пространством, найдя конструктивную идею композиции, он приступает к рисованию с натуры коней, пулеметчиков и т.д.