Слайд 2
![Роспись хохлома – особый вид рисования, который появился примерно в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-1.jpg)
Роспись хохлома – особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии
в районе Нижнего Новгорода. Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи.
Существует две версии возникновения данного вида росписи: первая приписывает идею создания старообрядцам — приверженцам так называемой «старой» христианской веры до принятия различных религиозных реформ в начале ХVII столетия.
Слайд 3
![Многие из них, спасаясь от гонений за свои убеждения, переселились](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-2.jpg)
Многие из них, спасаясь от гонений за свои убеждения, переселились именно
в нижегородские земли, принеся с собой мастерство иконописи, книжной миниатюры, огромный багаж символики и узоров для росписи. В то же время здесь проживали мастера посудного дела, создававшие великолепную кухонную утварь из дерева.
Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи.
Слайд 4
![Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-3.jpg)
Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари
и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. В больших поселениях ремесленников Мурашково, Семеновское и Лысково создавали деревянную посуду, которую красили «под олово» – то есть, использовали технологии, предшествующие появлению хохломы, которая стала в один ряд с излюбленными техниками украшения: резьбой и выжиганием по дереву.
Слайд 5
![Роспись под хохлому — технология Основная технология создания изделий, к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-4.jpg)
Роспись под хохлому — технология
Основная технология создания изделий, к которым применяется
роспись хохлома, состоит из нескольких этапов. Изначально мастер бьет баклуши — подготавливает грубые деревянные бруски примерно такого же размера, какого должно быть изделие.
Слайд 6
![Следующий этап — выстругивание на специальном станке самого предмета: тарелки,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-5.jpg)
Следующий этап — выстругивание на специальном станке самого предмета: тарелки, ложки,
миски, ковша и т. д. Так мастер получает белье — деревянную заготовку под роспись, которую нужно загрунтовать с помощью жидкой очищенной глины и оставить сушиться примерно на 7-8 часов.
Ключевой момент в рабочем процессе — покрытие вещи олифой или специальным льняным маслом. От качества покрытия зависит прочность посуды и долговечность росписи на ней. С помощью специального тампона из овечьей шерсти, вывернутого наизнанку, мастер черпает олифу из миски и начинает быстрыми движениями втирать ее в деревянную поверхность — всего процедура выполняется около трех-четырех раз в течение суток.
Слайд 7
![Последний слой олифы сушат до такого состояния, когда палец мастера](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-6.jpg)
Последний слой олифы сушат до такого состояния, когда палец мастера чуть-чуть
липнет к покрытию, но уже не пачкается. Эта технология подготавливает предмет к следующему этапу — лужению, который заключается во втирании в изделие алюминиевого порошка. Процесс также выполняется с помощью вывернутого тампона из овечьей шерсти.
Только после этих подготовительных этапов выполняется хохлома — роспись картинки в цветочном или животном орнаменте. Основные используемые цвета — красный, черный, желтый, но иногда мастера применяют также зеленый и коричневый. Рисунки делают масляными красками в технике верхового письма или «под фон».
Слайд 8
![Верховое письмо Принцип верхового письма очень прост — на обработанную](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-7.jpg)
Верховое письмо
Принцип верхового письма очень прост — на обработанную заготовку наносится
рисунок красного, желтого или черного цвета. Как правило, роспись хохлома в этой технике использует узор «пряник» — крупный рисунок в центре, который опоясывают круги из более мелких орнаментов.
Слайд 9
![Рисунки под фон Мастера рисования «под фон» пользуются узором «кудрина»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-8.jpg)
Рисунки под фон
Мастера рисования «под фон» пользуются узором «кудрина» — золотыми
и красными рисунками на черном фоне. Получают их следующим образом: изначально рисуют большие цветные орнаменты, после чего свободное пространство заполняется черным фоном. Когда темная краска высыхает, сверху наносится рисунок «травка» – узоры из длинных и коротких травинок.
Готовые работы примерно 5 раз покрывают полупрозрачным лаком-закрепителем с желтоватым оттенком, предварительно просушивая каждый слой. Сухие изделия отправляют в раскаленную до 150 градусов печь и держат там около 3-4 часов, пока не образуется главный элемент хохломы – золотисто-бронзовая пленка.
Слайд 10
![Шаблоны росписи хохломы Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-9.jpg)
Шаблоны росписи хохломы
Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения —
имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы.
Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.
Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.
Слайд 11
![Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-10.jpg)
Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески
подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки.
Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.
Слайд 12
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-11.jpg)
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-12.jpg)
Слайд 14
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-13.jpg)
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-14.jpg)
Слайд 16
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-15.jpg)
Слайд 17
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-16.jpg)
Слайд 18
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-17.jpg)
Слайд 19
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-18.jpg)
Слайд 20
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-19.jpg)
Слайд 21
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-20.jpg)
Слайд 22
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-21.jpg)
Слайд 23
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-22.jpg)
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-23.jpg)
Слайд 25
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-24.jpg)
Слайд 26
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-25.jpg)
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-26.jpg)
Слайд 28
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-27.jpg)
Слайд 29
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-28.jpg)
Слайд 30
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-29.jpg)
Слайд 31
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/409268/slide-30.jpg)