Импрессионизм презентация

Содержание

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ИМПРЕССИОНИЗМ?

• Импрессиони́зм — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети

19 — начала 20 веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.
• Музыка́льный импрессиони́зм — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
• Точкой отсчёта «импрессионизма» в музыке можно считать (1886-1887 год), когда в Париже были опубликованы первые импрессионистические опусы Эрика Сати («Сильвия», «Ангелы» и «Три сарабанды») — и как следствие, пять лет спустя, получившие резонанс в профессиональной среде первые произведения Клода Дебюсси в новом стиле.

Эрик Сати

ЧТО ТАКОЕ ИМПРЕССИОНИЗМ? • Импрессиони́зм — одно из крупнейших течений в искусстве последней

Слайд 3

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

• Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской живописи.

Сам по себе термин «импрессионизм» по отношению к музыке носит подчёркнуто условный характер.
• Достаточно только перечислить названия наиболее ярких произведений Дебюсси или Равеля, чтобы получить полное представление о воздействии на их творчество как зрительных образов, так и пейзажей художников-импрессионистов.
• Окружающий мир в музыке импрессионизма раскрывается сквозь увеличительное стекло тонких психологических рефлексий, едва уловимых ощущений.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ • Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ

• Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам,

эмоционально сдержанные и строгие по стилю. При этом сильно изменилась и трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало.
• Импрессионистская гармония характеризуется резким повышением колористического, самодовлеющего компонента звука.
• Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ • Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным

Слайд 5

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

• Главной средой возникновения и существования музыкального импрессионизма постоянно оставалась Франция, где неизменным

соперником Клода Дебюсси выступал Морис Равель, после 1910 года оставшийся практически единоличным главой и лидером импрессионистов.
• На рубеже XIX—XX веков отдельные элементы стиля импрессионизма получили развитие и в других композиторских школах Европы, своеобразно переплетаясь с национальными традициями. Из подобных примеров можно назвать, как наиболее яркие: в Испании — Мануэль де Фалья, в Италии — Отторино Респиги, в Бразилии — Эйтор Вилла-Лобос, в Венгрии — ранний Бела Барток, в Англии — Фредерик Делиус, Сирил Скотт, Ральф Воан-Уильямс, Арнольд Бакс и Густав Холст, в Польше — Кароль Шимановский, в России — ранний Игорь Стравинский — (периода «Жар-птицы»), поздний Лядов, Микалоюс Константинас Чюрлёнис и Николай Черепнин.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ • Главной средой возникновения и существования музыкального импрессионизма постоянно оставалась Франция, где

Слайд 6

КЛОД ДЕБЮССИ

• Ашиль-Клод Дебюсси́ — французский композитор. Ведущий представитель музыкального импрессионизма.
• Родился 22 августа 1862

года в Сен-Жермен-ан-Ле (пригород Парижа) в семье мелкого торговца.
• В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию.
• В 1883 году Дебюсси получил вторую Римскую премию за кантату «Гладиатор». Не остановившись на достигнутом, он продолжил свои усилия в этом направлении и год спустя, в 1884 году, получил Большую Римскую Премию за кантату «Блудный сын».
• Пытаясь сделать крупную композиторскую заявку, в 1890 году Дебюсси начинает работу над оперой «Родриг и Химена» по либретто Катюля Мендеса. Однако эта работа спустя два года была брошена неоконченной.
• В 1893 году Дебюсси приступил к долгому сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». Год спустя, вдохновившись эклогой Малларме, Дебюсси написал симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», которая стала своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в музыке.

КЛОД ДЕБЮССИ • Ашиль-Клод Дебюсси́ — французский композитор. Ведущий представитель музыкального импрессионизма. •

Слайд 7

КЛОД ДЕБЮССИ

• В 1899 году, Дебюсси женится на Розали Тексье по прозвищу Лили,

работавшей манекенщицей в модном доме сестёр Калло. Однако в конце 1903 года или в начале 1904 года, у него начались скрытые от окружающих отношения с Эммой Бардак, с которой лично познакомился, когда он давал музыкальные уроки её сыну Раулю.
• В июле 1904 года Дебюсси и Эмма бросают своих супругов, бежав из Парижа.
• В 1905 году у них родилась дочь Клод-Эмма Дебюсси (1905—1919; домашнее прозвище «Шушу»), которой композитор посвятил цикл фортепианных пьес «Детский уголок», а также свой последний балет «Ящик с игрушками».
• Поздние годы семьи Дебюсси были омрачены его борьбой с раком, осложнениями после операции и трудностями при написании музыки смертельно больным композитором.
• Композитор умер 25 марта 1918 года.

КЛОД ДЕБЮССИ • В 1899 году, Дебюсси женится на Розали Тексье по прозвищу

Слайд 8

ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕБЮССИ

• Лунный свет • Прелюдия к "Послеполудню фавна" • Девушка с волосами цвета

льна • Затонувший собор • Фейерверк • Терраса, освещённая лунным светом • Арабеска (№1) (Ми мажор) • Арабеска (№2) (Соль мажор) • Детский уголок • Бергамасская сюита

ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕБЮССИ • Лунный свет • Прелюдия к "Послеполудню фавна" • Девушка

Слайд 9

ЧЕРТЫ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЫКЕ

• В музыкальном импрессионизме нет философских проблем, актуальных идей и

глубоких смыслов – это как бы дегустация самого прекрасного в этой жизни.
• Это искусство с акцентом не на эмоции, а на эстетику - никакой прозы, никаких романтических страстей: прежде всего рафинированный вкус и филигранная отделка.
• В музыке - ничего личного, только поэтичные картинки внешнего мира, чаще всего - бесконечно разнообразная природа.
• Здесь важно не "что", а "как"; импрессионисты меняют все привычные правила музыкальной выразительности и открывают в музыке совершенно новые категории звуковой красоты.

ЧЕРТЫ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЫКЕ • В музыкальном импрессионизме нет философских проблем, актуальных идей

Слайд 10

ПРИМЕР ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЫКЕ

• Клод Дебюсси. "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты" (1905)
Это самая

известная пьеса Дебюсси. И хотя в ней вполне традиционный музыкальный язык, по духу это настоящий импрессионизм. Поэтично, акварельно и атмосферно. Пьеса навеяна одноимённым стихотворением Поля Верлена. Вот последняя строфа, которая пояснит, почему в музыке слышатся переливы водных струй фонтана:
«А в дивной грусти лунной тишины, Где птицы зачарованные дремлют, Слышны рыданья льющейся воды, Но им лишь мраморные плиты внемлют».
• Клод Дебюсси. Прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна" (1892)
"Послеполуденный отдых фавна" - это небольшая поэма друга Дебюсси, французского символиста Стефана Малларме. А сама прелюдия для симфонического оркестра представляет собой изысканную музыкальную иллюстрацию к ней:
«Томный звук флейты, изображающий свирель лесного бога, всплески арфы, эфемерные звучания скрипок - не музыка, а грёза, "ленивый обморок полдневной духоты».

ПРИМЕР ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЫКЕ • Клод Дебюсси. "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты" (1905)

Имя файла: Импрессионизм.pptx
Количество просмотров: 64
Количество скачиваний: 0