Кино России презентация

Содержание

Слайд 2

Немного истории

Официальная история советского кино началась 27 августа 1919 года, когда Совнарком принял

декрет о национализации кинодела в Советской России, впоследствии этот день стал отмечаться как «День кино» (ныне — «День российского кино»)

Слайд 3

«Важнейшим из всех искусств для нас является кино» (с) В.И.Ленин

После высказывания В. И.

Ленина о том, что «Важнейшим из всех искусств для нас является кино», партийное руководство на местах приняло директиву к исполнению для продвижения киноиндустрии. В каждой республике в 1923 году постановлением партии было поручено создание своей национальной киностудии (киностудии появились в Ашхабаде, в Фрунзе, Ташкенте и т. д.)
Первый советский фантастический фильм — «Аэлита» (1924).
В 1925 году вышел на экраны фильм «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна, который считается одним из наиболее значимых фильмов за всю историю советского кино.
В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве.

Слайд 4

30-е

1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве. В состав жюри входили Борис

Шумяцкий (председатель), Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, Александр Аросев и Анри Дебри́. Главный приз фестиваля был вручён киностудии «Ленфильм» за кинокартины «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне»[6]. В 1959 году фестиваль был возобновлён как Московский международный кинофестиваль.
Достижением советского кинематографа в 1930-е годы оказалось создание особого кинематографического языка, который соединил в себе реалистические традиции русского сценического искусства, известные во всём мире как система Станиславского, с новейшими техническими приёмами, на которые тогда оказался способным мировой кинематограф.

Слайд 5

Система кинопроката и кинопоказа в СССР

По количеству киноустановок наша страна занимала первое место

в мире (около 35 тысяч установок, по данным НИКФИ на 1957 г.1, однако количе- ство мест в этих киноустановках невелико, так как в нашей стране очень маленькие по вмести- мости кинотеатры. если в Австралии средняя вместимость кинотеатра составляет 692 места, в Англии – 922, в США – 628, во Франции – 477, в Мексике – 652, в Португалии – 633, в Перу – 898, то в СССР средняя вместимость стационар- ного кинотеатра – 148 мест, т.е. примерно в 4–5 раз меньше, чем в ряде капиталистических стран. В результате, хотя у нас больше кинотеатров, чем в США, но мест в этих кинотеатрах значительно меньше: в США 12 млн мест, в Советском Со- юзе – 5 млн мест. еще более разительными дела- ются эти цифры при пересчёте количества мест на тысячу человек населения. Из стран с насе лением свыше 2 млн человек мы по количеству мест в кинотеатрах на тысячу человек населения находимся на 29 месте. Так, например, в Ав- стралии на тысячу человек приходится 130 мест, в кинотеатрах Новой Зеландии – 124 места, в Ве- ликобритании – 81, во Франции – 62, в Чехос- ловакии – 53, в Уругвае – 46 и т.д. В Советском Союзе на тысячу человек населения имеется все- го 18 мест (по данным Государственного научно- технического комитета при Совете Министров СССР) или 25 мест (по данным НИКФИ)» [7, с. 20–33].
Подобная ситуация складывалась из-за практики строительства не только в сёлах и малень- ких посёлках, но и в крупных городах малогабаритных кинотеатров с небольшим количеством зрительских мест и, как следствие этого, с низкой техникой показа. Это приводило к прежде- временному износу копий, к нехватке киноме хаников и к дальнейшему ухудшению состояния кинофикации страны.

Слайд 6

60-е.

Таким образом, киносеть страны стартовала в новый период своей истории с очень низкой

отметки. Тем не менее, чудо возрождения и стре- мительного развития не обошло и эту традици- онно отсталую и запущенную сферу советской киноиндустрии, хотя объективно развитие ее требовало намного больших усилий и совсем других средств.
В 1955 году Министерство культуры СССР совместно с МГК КПСС и Моссоветом внесло предложение о строительстве кинотеатров. По предварительным расчетам, к 1958 г. в столице необходимо было построить не менее 400 кино- театров. Кроме того, планировалось значительно расширить сельскую киносеть, главным образом за счет оборудования киноустановок в колхоз- ных клубах.
Затраты на строительство кинотеатров, по расчетам специалистов, должны были окупиться с лихвой в течение 1,5–2 лет. Так, строительство кинотеатра на 800 мест (для областных и про- мышленных центров) обходилось в 3 млн руб- лей. При средних показателях работы кинотеа- тра государство в течение двух лет должно было получить около 4 млн рублей.
Решение о массовом и ускоренном строи- тельстве новых кинотеатров на этот раз не оста- лось на бумаге.
Строительство кинотеатров продолжалось и в 1960-х гг. Для того чтобы городах на каждые 100 жителей было хотя бы 30 мест, по расчетам, произведенным в 1966 г., надо было построить за 5–7 лет 2,5–3 тыс. кинотеатров общей вместимо- стью 2,5 млн мест2. Был принят ряд мер и посла блений, стимулирующих местные власти на ини- циативное строительство новых киноточек. Так, в качестве поощрительной меры было позволено открывать кинотеатры в первых этажах обычных жилых зданий (по типу помещений для магази- нов), что намного удешевляло строительство.
К середине 1960-х годов кинопосещаемость существенно возросла. Особенно значительный рост ее произошел в сельской местности, соста- вив к 1966 г. 18,5 посещений в год.
Доходы от кинопроката росли в нашей стра- не небывалыми темпами. В течение года филь- мы смотрели свыше 4 млрд зрителей, валовый сбор от кино к 1966 г. составил около 1 млрд рублей3. Из этой суммы в доход бюджета в виде налога с кино, являющегося чистой прибылью государства, отчислялось 440 млн рублей, около 300 млн расходовалось на содержание киносети, и 170–180 млн. – на производство фильмов, их тиражирование, кинопрокат и покупку зару- бежных фильмов. Таким образом, кинематограф в СССР был единственным искусством, которое в те годы давало устойчивый, постоянный и все возрастающий доход.
На период с 1967 по 1975 гг. приходилась са- мая высокая кинопосещаемость в СССР за всю историю страны. Население, составляющее в то время около 240 млн человек, приобретало 4,5– 4,7 млрд билетов. На одного человека приходи- лось 20–21 посещение в год. Такая динамика и показатели качественного и количественного роста советской кинематографии в годы «отте- пели» не могли не радовать.

Слайд 7

Однако при всей грандиозности приведен- ных выше цифр, существовавшая тогда система планирования и

финансирования кинопроиз- водства не была прямо и непосредственно на- целена на извлечение максимально возможной прибыли от проката картин. Каждый выпущен- ный студией фильм автоматически оплачивал- ся органами проката по его сметной стоимости с включением 5% плановой прибыли и надбав- ки за качество в пределах 5–10%. Причем раз- мер этой поощрительной надбавки определялся по вкусу чиновников еще до выхода фильма на экран, то есть без учета того, насколько хорошо
2 Строительство кинотеатров осуществлялось и за счет пла- новых капитальных вложений, и за счет кредитов Госбанка, причем ссудное строительство должно было обеспечивать- ся в полной мере фондами на материалы. – Прим. авт.
3 Валовый сбор средств от кино в 1966 г. вырос на 143 млн руб- лей (или на 16%) по сравнению с 1963 г. и составил: 1963 г. – 890 млн рублей, 1964 г. – 941 млн рублей, 1965 г. – 975 млн рублей и 1966 г. – 1036 млн рублей.
или, наоборот, неприветливо фильм будет при- нят зрителями (напомним, что этот «принцип» действовал с 1938 г.).
Художественные фильмы продавались ки- нопрокату как некий совершенно усредненный
«товар», оставляя киностудии абсолютно неза- интересованными в результатах продвижения фильма в прокате, в его успехе у зрителей. Та- ким образом, у киностудий отсутствовал один из главных стимулов – материальный – в борьбе за уровень выпускаемых картин.

Слайд 8

70-е

1970-е годы
Советские кинематографисты достаточно активно сотрудничали не только с коллегами из стран социалистического

лагеря (преимущественно — из Восточной Европы), но и с продюсерами, режиссёрами, актёрами из стран капитализма. Первым фильмом совместного производства был советско-финский фильм «Сампо», вышедший на экран в 1958 году. Среди удачных примеров сотрудничества: советско-итальянско-британский фильм «Красная палатка», снятый Михаилом Калатозовым в 1969 году, советско-итальянский фильм 1970 года «Ватерлоо» режиссёра Сергея Бондарчука и продюсера Дино Де Лаурентиса, советско-японский фильм «Москва, любовь моя», снятый в 1974 году Александром Миттой, советско-японский фильм 1975 года режиссёра Акиры Куросавы «Дерсу Узала», советско-французско-швейцарский фильм «Тегеран-43» (1980) с Аленом Делоном в одной из главных ролей, фильм 1987 года «Очи чёрные», снятый Никитой Михалковым с Марчелло Мастроянни в главной роли.
Сергей Бондарчук был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом. В советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»).
К середине 1970-х популярность в СССР начало набирать кино «массового» жанра — впервые был снят ряд советских фильмов катастроф («Экипаж» (1979) и пр. и боевиков («Пираты XX века» (1980) и др.)[8].

Слайд 9

80-е

С началом Перестройки советское кино начало менять свой облик. Знаковым событием позднего периода

истории советского кинематографа стал V съезд Союза кинематографистов, состоявшийся в мае 1986 года. На этом мероприятии было фактически свергнуто старое руководство Союза. С этого момента ведется отсчет эпохи так называемого «перестроечного» кино, когда в фильмах начинают подниматься ранее запретные темы, они становятся нарочито острыми и натуралистичными, иногда граничащими с откровенной «чернухой». Одновременно продолжают сниматься фильмы и в прежней стилистике.
Последние годы существования СССР стали плодотворным временем для кинематографа. В этот период выходят несколько популярных и во многом знаковых картин: «Покаяние» Т. Абуладзе (1987), «Забытая мелодия для флейты» Э. Рязанова (1987), «Маленькая Вера» В. Пичула (1988), «Интердевочка» П. Тодоровского (1989) и др.
В конце 1980-х появляется коммерческий кинематограф (см. Кооперативное кино). Первой коммерческой лентой стала комедия А. Эйрамджана «За прекрасных дам!» (1989), снятая кооперативом «Фора-фильм».
В октябре 1991 года на экраны вышел фильм-притча Э. Рязанова «Небеса обетованные», ставший своеобразным реквиемом ушедшим в историю советской стране и социалистическому строю. Символично, что именно эта картина стала лучшим фильмом последнего года советской истории по версии журнала «Советский экран», тем самым подведя черту и под историей советского кинематографа.

Слайд 10

Лидеры советского проката

Слайд 11

90-е: кина не будет?

Имя файла: Кино-России.pptx
Количество просмотров: 59
Количество скачиваний: 0