Слайд 2Культура
Европы
эпохи
Просвещения
Слайд 3Вспомните:
Что такое «эпоха Просвещения»?
Каких мыслителей этой эпохи вы помните?
Слайд 4Литература
В литературе этого времени воплотились идеи о людях, действовавших согласно своему разуму, деловитых,
трудолюбивых, веривших в свои силы. Во многих героях романов мы можем увидит представителей «третьего сословия».
Слайд 5Литература
Писатели словно стремились убедить читателей, что возможности человека безграничны, он может переделывать мир
вопреки устоявшимся правилам и традициям.
Слайд 6Литература
Даниель Дефо
(1660 - 1731)
«Жизнь
и удивительные
приключения
Робинзона Крузо»
Роман о Робинзоне Крузо
стал гимном труду,
ясной человеческой
мысли,
настойчивости
и мужеству.
Слайд 7Задание
Какие черты в характере Робинзона, поступки говорят о нём, как человеке Нового времени?
Слайд 8Роман Дефо вызвал много шума и огромное количество подражаний.
На этом фоне резким стал
роман-пародия Дж.Свифта «Приключения Гулливера».
Как вы думаете, что могло вызвать критику?
Слайд 9Литература
Джонатан Свифт
(1660 - 1731)
«Путешествия
Гулливера»
Но не бесстрастное наблюдение
за человеческой природой,
а
искреннее сострадание
к людям, желание помочь
им сохранить человеческое,
предостеречь от скотства
побуждали Свифта говорить
горькие истины.
«Человек ценней,
чем мнили вы».
Слайд 10Задание
Что именно критикует Дж. Свифт в своём романе?
Слайд 11Литература
Пьер Огюстен
Карон де Бомарше
(1732— 1799)
«Женитьба
Фигаро»
Герой его комедии
— ловкий, обаятельный
слуга. Фигаро,
как и его создатель,
«вышучивал глупцов,
не робел перед злыми,
смеялся своей нищете»,
но никогда не продавал
своего человеческого
достоинства.
Слайд 12Фридрих Шиллер
(1759 - 1805)
Немецкий поэт,
философ,
историк и драматург,
представитель романтического
направления в
литературе.
Одни считали Шиллера
поэтом свободы,
другие — оплотом
буржуазной нравственности.
Доступные языковые
средства и меткие диалоги
превратили многие строчки
Шиллера
в крылатые выражения.
Слайд 13Руссо
Монумент, возникший злым укором
Нашим дням и Франции позором,
Гроб Руссо! Склоняюсь пред тобой!
Мир тебе,
мудрец, уже безгласный!
Мира в жизни ты искал напрасно,-
Мир нашел ты, но в земле сырой.
Язвы мира век не заживали:
Встарь был мрак — и мудрых убивали,
Нынче — свет, а меньше ль палачей?
Пал Сократ от рук невежд суровых,
Пал Руссо… но от рабов Христовых,
За порыв создать из них людей!
Слайд 14Задание:
О чём это стихотворение?
Каково отношение автора к смерти Руссо?
Что говорит поэт о
современности?
Слайд 15Задание
Да, человек ценней, чем мнили вы,
Порвёт он путы векового сна.
Свои права потребует обратно.
Как
вы думаете, что имеет ввиду в этих строках автор?
Слайд 16Иоганн Вольфганг Гете
(1749 - 1832)
«Фауст»
Философская драма
завершает век Просвещения
утверждением величия
борьбы
Человека
за свои идеалы.
Состарившийся Фауст
приходит к пониманию
вечной истины:
Слайд 17Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!
Всю
жизнь в борьбе суровой, непрерывной,
Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске славы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Слайд 19В XVIII в. процветало утончённое, изысканное придворное искусство.
Слайд 20Живопись
Рококо — стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века,
для него характерны изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Слайд 21Художественное искусство
Франсуа Буше
(1703 - 1770)
Портрет маркизы
де Помпадур.
1756.
«первый живописец короля»,
великолепный мастер
мифологических и
пасторальных сцен.
Слайд 23Вместе с тем, развивалось и другое искусство. Так, Антуан Ватто передаёт тончайшие человеческие
переживания, неуловимые настроения героев. Тем не менее его произведения не имеют ничего общего «с низкой и грубой прозой жизни».
Слайд 24Антуан Ватто
(1684—1781)
«Равнодушный»
Слайд 27В середине XVIII в. почти в каждом лавочке или магазине можно было купить
гравюры серии «Выборы». Автор воссоздал историю выборов в парламент и заглянул за кулисы.
Слайд 28Художественное
искусство
Уильям Хогарт
(1697 - 1764)
«Выборы»
(Серия гравюр)
Слайд 31Жан Батист
Симеон Шарден
(1699 — 1779)
Художественное
искусство
«С рынка»
«Натюрморт
с атрибутами
искусств»
Слайд 32«Карточный домик»
1737
Шарден
Мыльные пузыри 1733-1735
Слайд 33Скульптура
Жан Антуан Гудон
(1741 —1823)
«Вольтер»
По словам
самого автора,
он пытался сохранить
и
сделать
«несокрушимыми
образы людей,
составляющих славу
своего народа».
Слайд 35В произведениях Гудона мы видим величие духа, внутреннюю силу, в проницательном взгляде и
улыбке – силу Разума.
А кто-то с головой погрузился в античную историю и мифологию…
Слайд 36Жак Луи Давид
(1748— 1825)
«Смерть Марата»
«Клятва Горациев»
Слайд 37Музыка
Иоганн Себастьян Бах
(1685—1750)
Иоганн Себастьян Бах
при жизни
не был знаменит.
Светскому обществу
его произведения
казались слишком
серьезными, а церковь
отвергала их из-за
недостаточно
богобоязненного
характера.
Слайд 38Музыкальное
искусство
Вольфганг Амадей Моцарт
(1756—1791)
Современники называли
Моцарта истинным
чудом XVIII в
Жизнь его была
коротка,
полна нищеты,
унижений и одиночества,
хотя были в ней и великие радости,
любовь, счастье, творчество.
С 3 лет он начал учиться музыке,
в 4 сочинил свой первый концерт,
в 12 лет написал оперу,
премьера которой состоялась
в миланском театре,
а в 14 Моцарт стал
академиком самой
престижной музыкальной
академии в Италии.
Последние десять лет жизни
Моцарт провел в Вене.
Слайд 39 Музыкальное искусство
Людвиг ван Бетховен
(1770—1828)
В годы напряженной
борьбы с самим собой
Бетховен
создает
удивительные по силе
и красоте произведения.
«Соната в роде фантазии»
(«Лунная»)
— повествование о несчастной
любви композитора.
До конца своих дней
Бетховен вынашивал
замыслы произведения,
посвященного
прославлению разума,
утверждению торжества
и победы светлых сил.
Слайд 40Наука
1. Француз, Пьер Симон Лаплас, книга «Изложение системы мира»: завершил картину мироздания, построенного
на тяготении, в котором Бог не обнаруживает себя даже как творец небесных светил. (Достижения в области механики, физики, математики)
Слайд 412. Немецкий философ и математик, Готфрид Вильгельм Лейбниц, считал, во Вселенной, кроме земной,
есть и другие цивилизации, но земная самая совершеннейшая.
Изобрёл первую счётную машину – арифмометр.
Слайд 423. Шведский натуралист, Карл Линней, разработал «Систему природы»: первую классификацию всех известных растений
и животных.
Слайд 434. Английский врач Эдвард Дженнер сделал в 1796 г. первую прививку от чёрной
оспы.
Слайд 44Вопросы:
1. В чём видели основную цель искусства просветители?
2. Какую роль отводили ему в
общественной жизни?
Слайд 45 - Можно ли сказать, что просветители XVIII в. были наследниками гуманистов Возрождения?
- Приведите примеры, подтверждающие вашу мысль.
Слайд 46Художественная культура эпохи Просвещения воспринимала идеалы Возрождения и, творчески осмыслив их, утверждала гуманистические
ценности нового времени.
Слайд 47Задания
1. Прокомментируйте следующие высказывания:
«Искусство должно поучать» (Дидро)
«Забавлять поучая» (Бомарше).
Согласны вы с ними?
Как вам
кажется, изменилось ли понимание роли искусства сейчас?
Слайд 48Задания
2. Бетховен, высоко ценивший наследие Баха, сказал о нём: «Не ручей! Море должно
быть имя ему» (Бах – по-немецки – ручей).
Что имел ввиду Бетховен? Согласны ли вы с ним?