Слайд 2
![Особенности Византийского искусства. «Юстиниан в окружении придворных» . Настенная мозаика,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-1.jpg)
Особенности Византийского искусства. «Юстиниан в окружении придворных» . Настенная мозаика, 546-547,
Равенна. Сан Витале.
Позы персонажей, застывших в золотом пространстве, однотипны, но облик их индивидуален, индивидуальны и лица.
Слайд 3
![Капитель с изображением лошадей. 6в. Равенна. Художественный язык византийского искусства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-2.jpg)
Капитель с изображением лошадей. 6в. Равенна.
Художественный язык византийского искусства был выработан
в 5-6 веках.
Смысл особой эстетики в отказе от натурализма, в небрежном отношении к реальному миру. Выше всего ценится внимание к воображаемому во имя сохранения традиции, отказ от изображения повседневного в пользу сверхъестественного, которое возводится в культ.
Византийская капитель – это результат длительного процесса эволюции эллинистической римской капители коринфского ордера: от подражания форме листьев к абстрактным рисункам на поверхности капители.
Слайд 4
![Армянское искусство. Монастырь Мармашен, 10-13 вв. После кризиса центральной власти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-3.jpg)
Армянское искусство. Монастырь Мармашен, 10-13 вв.
После кризиса центральной власти монастыри являлись
центрами сохранения культуры. Гавит, сооружение примыкающее к церкви, место собраний
Слайд 5
![Коптское искусство – искусство христиан долины Нила и Эфиопии. Украшение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-4.jpg)
Коптское искусство – искусство христиан долины Нила и Эфиопии.
Украшение рукава
туники. Такие ткани с набивными рисунками использовали в обряде погребения и церковных облачениях.
Слайд 6
![Культура коптов формировалась под влиянием Александрии и Константинополя и сохранилась](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-5.jpg)
Культура коптов формировалась под влиянием Александрии и Константинополя и сохранилась до
19 века. Две страницы из Евангелия 1204 г. Каир, текст на коптском и арабском языках.
Слайд 7
![Македонские и фессалийские мастера «Страшный суд», 12 в. мозаика. Торчелло,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-6.jpg)
Македонские и фессалийские мастера «Страшный суд», 12 в. мозаика. Торчелло, внутренняя
сторона фасада. Храм Успения Богородицы 639 – 1008гг., три нефа, мраморные портал и крипта.
Кирпич – строительный материал Византии.
Слайд 8
![«Иисус из Назарета в образе императора», мозаика 494-520 гг.Равенна. Так](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-7.jpg)
«Иисус из Назарета в образе императора», мозаика 494-520 гг.Равенна.
Так изображали
Христа под влиянием придворного искусства: в военном облачении императора, ногами попирает змею и льва, в руках книга и крест, нимб – вокруг головы.
Слайд 9
![Символический образ врагов, побежденных Христом, содержащий ряд аллюзий: на верных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-8.jpg)
Символический образ врагов, побежденных Христом, содержащий ряд аллюзий: на верных язычеству
римских сенаторов, на варварских королей - еретиков, на ересь, на Сатану.
Для системы символики было характерно скрупулезное внимание к выбору одеяний, в которые базилевс должен был облачаться в разное время суток.
Слайд 10
![Иконография раннехристианская : лицо Христа как Доброго Пастыря Лицо Христа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-9.jpg)
Иконография раннехристианская : лицо Христа как Доброго Пастыря
Лицо Христа безбородое, голова
окружена имперским нимбом, прорезанным узкими лучами солнца. Эффект достигается сочетанием цветов от белого до охристо-желтого, серого, красного, черного.
Слайд 11
![Мозаика находится в тимпане атриума при входе в Архиепископскую часовню.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-10.jpg)
Мозаика находится в тимпане атриума при входе в Архиепископскую часовню.
Фигура
окружена четким коричневым контуром. Цветовые оттенки меняются в зависимости от освещения.
Тип воспроизведения на плоскости императорских статуй периода поздней античности.
Слайд 12
![Верхняя часть фигуры выполнена в более ярких, переливающихся тонах –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-11.jpg)
Верхняя часть фигуры выполнена в более ярких, переливающихся тонах – свидетельство
первоначального изображения. Кусочки смальты расположены под разными углами, для разного отражения света. Фибула с тремя подвесками – знак императорского отличия.
Слайд 13
![Золотой фон. Золотой фон распространен в европейском искусстве до15 века.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-12.jpg)
Золотой фон.
Золотой фон распространен в европейском искусстве до15 века.
Золотая поверхность не
однородна.
Фон лишает место действия всякой конкретности
Наделяет жизнью и божественной силой
Слайд 14
![Христос во Славе. Мозаика свода апсиды, 13 в., Торчелло, собор.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-13.jpg)
Христос во Славе. Мозаика свода апсиды, 13 в., Торчелло, собор.
Слайд 15
![«Вильгельм Сицилийский преподносит Богоматери храм» Мозаика, собор в Монреале, 1180-1194.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-14.jpg)
«Вильгельм Сицилийский преподносит Богоматери храм» Мозаика, собор в Монреале, 1180-1194.
Центр византийского
искусства в Италии – Равеннский экзархат.
До 751г. Он находился в руках греков, в 756 году франки передали его папе.
Равеннские мозаичные комплексы – вершина византийского искусства.
Здания с центрическим плафоном – константинопольская модификация римского Пантеона.
Слайд 16
![Мраморный саркофаг с изображением Двенадцати апостолов. 5 век. Равенна.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-15.jpg)
Мраморный саркофаг с изображением Двенадцати апостолов. 5 век. Равенна.
Слайд 17
![Архангел Михаил Икона с клеймами неизвестного мастера, ризница собора Святого Марка. Ювелирное искусство.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-16.jpg)
Архангел Михаил
Икона с клеймами неизвестного мастера, ризница собора Святого Марка.
Ювелирное искусство.
Слайд 18
![Византийское искусство в Италии Мастер должен был строго соблюдать правила](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-17.jpg)
Византийское искусство в Италии
Мастер должен был строго соблюдать правила в изображении
фигур, предметов, имеющих символическое значение.
Композиция основа на двух геометрических сетках: для фигуры архангела ( 3:2) и для соблюдения общих пропорций и для заднего плана.
Слайд 19
![Пропорции фигуры и ее местоположение определяются второй сеткой. Модуль –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-18.jpg)
Пропорции фигуры и ее местоположение определяются второй сеткой.
Модуль – диаметр нимба
\4:1\.
У небесной полусферы, на которую архангел упирается ногами тот же диаметр.
От головы до края одеяния, от одного края крыла до другого фигура вписана в квадрат, треть его длины составляет модуль.
Слайд 20
![Фигуры в медальонах, клейма, придают глубокий смысл изображению. Украшен 54](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-19.jpg)
Фигуры в медальонах, клейма, придают глубокий смысл изображению.
Украшен 54 драгоценными камнями.
Справа
от Христа, в позе благославления – апостол Петр \указ. на Рим\.
Налево от Христа – мученик святой Мина с крестом
Под ними четыре медальона с образами святых воинов.
Слайд 21
![Поясное изображение Христа: иконография Спасителя, благославляющего правой рукой, левой держащий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-20.jpg)
Поясное изображение Христа: иконография Спасителя, благославляющего правой рукой, левой держащий книгу.
Элементы,
которые определяют пропорции всей фигуры, - это нимб и лик.
Их соотношение: одна величина – лик, полторы – голова, четыре – нимб.
В фигуре архангела соотношение лика и нимба тоже 1:4, но головы и лика – 1:2.
Слайд 22
![Второй план – иранская техника эмали. Очищенная стеклянная масса в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-21.jpg)
Второй план – иранская техника эмали.
Очищенная стеклянная масса в расплавленном виде
распределявшаяся по металлу.
Колоннада, поддерживающая арки, и обрамленный как ковер или мозаика прямоугольник, на фоне которого сфера – элементы, указывающие на архитектурное пространство. Райский сад.
Слайд 23
![Кони собора Святого Марка. Венеция 832год. Позолоченная бронза, больше , чем в натуральную величину.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-22.jpg)
Кони собора Святого Марка. Венеция
832год.
Позолоченная бронза,
больше , чем
в натуральную величину.
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-23.jpg)
Слайд 25
![Панагия Халкейон, церковь «В кузнецах» Шедевр латинского искусства, 1028.Салоники. Греция.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/148385/slide-24.jpg)
Панагия Халкейон, церковь «В кузнецах»
Шедевр латинского искусства, 1028.Салоники. Греция.
В плане греческий
крест, один центральный купол возведен над порталом и два над нартексом.
Стены облицованы красным кирпичом.
Внутри фрески 11 и 14 веков.