Содержание
- 2. Цель и задачи дисциплины Общая цель курса – развитие концептуального мышления у дизайнера. Образовательные цели курса:
- 3. Задачи дисциплины: Сформировать проектное мышление как основу профессиональной деятельности дизайнера. ознакомить с понятием композиции, её основными
- 4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основы композиции в графическом дизайне; типологию композиционных средств и
- 5. Раздел 1. Основы композиции в графическом дизайне Графический дизайн – это вся визуальная среда (фирменный стиль,
- 6. Историческая справка Аналогом графического дизайна в античности является то, что древние обозначали словом «технэ» - искусство,
- 7. В Средние века прообразы графического дизайна можно найти в следующих областях искусства. 1) Средневековая книжная миниатюра.
- 8. В XIX веке прогресс типографской техники приводит к ускорению процесса печати, снижению цен на печатную продукцию,
- 9. Период модерна – время интенсивного развития рекламного плаката. Наиболее выдающиеся мастера: П. Боннар, Э. Грассе, Ч.
- 10. 50-е годы XX века считаются временем «бума» дизайна, особенно в Соединенных Штатах Америки. Из простых художников
- 11. Композиция (от лат. сompositio – соединение, связь) представляет собой совокупность пространственных, чувственных, световых, перспективных и иных
- 12. Визуальное восприятие Особенности психофизиологии восприятия определяют различную значимость зон чистого листа. К зонам активного восприятия относятся
- 13. Ассоциативность элементов – бессознательные стереотипы, закрепившиеся в культуре за различными формами, предметами и явлениями, которые лежат
- 14. Художественное и нехудожественное видение. Четкой демаркационной линии между этими двумя типами восприятия провести нельзя, однако, нельзя
- 15. Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в
- 16. Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину. Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости
- 17. Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевернутом виде форма неустойчива. Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит
- 18. Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные – расширяют. Квадратное поле, ограниченное горизонтальными
- 19. Восприятие точки, линии, пятна на плоскости Неподвижная точка. Точка начинает движение и образует линию. Вертикальная линия
- 20. Зависшая точка, готовая к раскачиванию, колебаниям маятника. Образуется Мнимая оптическая линия. Это связано с устойчивым прочтением
- 21. Для создания композиций также необходимо развить чувство меры, то есть количественное ощущение массы элемента или элементов
- 22. Изменим средства выражения, не меняя размера. Нам кажется, что все круги имеют разный размер. Чтобы восстановить
- 23. Виды композиции Плоскостная формальная; декоративная; станковая; шрифтовая. Пластическая Фронтальная Объемно –пространственная Глубинно-пространственная 23
- 24. ПЛОСКОСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - средство передачи на плоскости той или иной смысловой (текстовой или изобразительной информации, а
- 25. Плоскостная композиция в свою очередь делится на: Формальная композиция – композиция, лишенная предметного содержания и построенная
- 26. Декоративная композиция – композиция, смысл которой сводится к украшению чего-либо. В декоративной композиции отсутствует какое-либо содержание,
- 27. Станковая композиция. Станковой композицией, как правило, называют картину, написанную на мольберте (станке) (рис. 15). Шрифтовая композиция
- 28. ПЛАСТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ - особенность данной композиции, заключается в том, что она предусматривает компоновку рельефных элементов на
- 29. ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – выражается в формах, развитых в двух координатах по горизонтали и вертикали с подчиненной
- 30. ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ - композиция, составленная из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях (рис. 18).
- 31. ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ - композиция, создающая связь с пространством, в котором они размещены (рис. 19). Такая композиция
- 32. Типы композиции ЗАМКНУТАЯ КОМПОЗИЦИЯ - Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно
- 33. ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ - Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за
- 34. СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - основная черта симметричной композиции — равновесие. Оно настолько крепко держит изображение, что является
- 35. АСИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ -асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя
- 36. СТАТИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения,
- 37. ДИНАМИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции прекрасно отражает наше
- 38. Форма в композиции Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга) изделия исходя
- 39. Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим
- 40. Средства композиции Формат Композиционный и геометрический центр; Динамика и статика; Симметрия и асимметрия; Метр и ритм;
- 41. Формат Бумага для рисования обычно имеет удлиненный формат. То или иное изображение определяется величиной и формой
- 42. Вертикаль и горизонталь создают, не только статику и покой, но могут передать присутствие движения: движение горизонтальных
- 43. Горизонтальный вытянутый формат Увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции. Горизонтальный вытянутый формат
- 44. Вертикальный формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Вертикальный формат и использование параллельных вертикалей придает ощущение
- 45. Вертикальный вытянутый формат, все острее подчеркивает напряженный контраст верха и низа картины, господство одних частей над
- 46. Формат в виде квадрата – лучше всего использовать для создания уравновешенной, статичных композиций, потому что они
- 47. Круглая рама создает ощущение покоя, уравновешенности и замкнутости. В ней господствует движение по кругу. И формы
- 48. Овал мягкая, замкнутая форма композиции в овальной раме строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь
- 49. Композиционный и геометрический центр Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив
- 50. Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как
- 51. Способы выделения композиционного центра. 51
- 52. Приемы выявления композиционного центра на примере учебных работ 52
- 53. Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии
- 54. Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится,
- 55. Статика и динамика на примере учебных работ 55
- 56. Симметрия и асимметрия в композиции. С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или
- 57. В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость
- 58. Симметрия и асимметрия на примере учебных работ 58
- 59. Метр и ритм. В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими
- 60. Бывает ритм возрастающий и убывающий. Бесконечный повтор какого-либо одного метрического ряда в конце концов может показаться
- 61. Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений. 61
- 62. Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер.
- 63. Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех
- 64. Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию. 64
- 65. Перспективное сокращение Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы
- 66. Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам. 66
- 67. Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся:
- 68. Пропорция – это закон размещения и выразительное сложное средство композиции, согласно которому отдельные части в целом
- 69. Золотое сечение Золотое сечение - это соотношение величин или отрезков, при котором отношение большей части к
- 70. Считается, что первым ввел понятие золотого сечения Пифагор. До наших дней дошли труды Евклида (он при
- 71. Золотое сечение еще представляют в виде золотого прямоугольника (соотношение сторон которого равно φ = 1,62). Это
- 72. В основе теории золотого сечения лежат числа Фибоначи 0,1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,233…Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме
- 73. Расстояния и пропорции: от плеч до макушки к размеру головы = 1:1.618 от пупка до макушки
- 74. Золотое сечение в природе и ее явлениях Классическим примером золотого сечения в природе является раковина моллюска
- 75. Золотые котики Фибоначи 75
- 76. Золотое сечение в искусстве Многие произведения искусства и архитектурные шедевры древности (и не только) сделаны, по
- 77. Соотношение сторон плана Парфенона в Афинском Акрополе также являет собой не простое кратное число, а бесконечно
- 78. Масштаб и масштабность Понятие масштабности перешло в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оно
- 79. Масштаб выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной или,
- 80. Большое здание и крупность его формы – не одно и то же. Значительное количество членений высокого
- 81. 81
- 82. Приемы масштабной корректировки формы Членение формы Деталировка формы Рельефная обработка формы 82
- 83. Контраст, нюанс, тождество композиции Контраст характеризуется ярко выраженным различием сопоставимых, однородных элементов формы в том или
- 84. Виды контрастов Контраст по тону. В этом виде контраста противопоставляются монохромные цвета. Они могут бать как
- 85. Контраст по размеру. Для этого вида контраста среди прочих однородных элементов один из них нужно выделить
- 86. Контраст по направлению. Здесь элемент будет отличаться от других направленностью. Этот прием можно использовать для выражения
- 87. Цвет и свет Глаз воспринимает цвета с длиной волны света от 302 до 950 нанометров. Цвет–
- 88. Колорит в композиции – важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания. Происхождение термина «колорит» восходит
- 89. Последовательный контраст. Когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой, на последнем наблюдается оттенок
- 90. Пограничный контраст возникает на границе двух смежных цветовых тонов. Например, желтый цвет на границе соприкосновения с
- 91. Схемы гармонизатора «Цветовой круг», которые основываются на 12-ступенчатом цветовом круге. Они заключаются в группировании хроматических тонов
- 92. Схемы гармонизатора «Цветовой квадрат». Гармонизатор «Цветовой квадрат» может быть построен на четырех исходных цветах – красном,
- 93. Хроматические цвета определяются тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость. Тон и насыщенность – являются
- 94. Колорит в композиции – важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания. Происхождение термина «колорит» восходит
- 95. Разбеленный (высветленный) колорит построен на светлых, разбеленных (или высветленных) цветах. Разбеленный колорит в живописи и архитектуре
- 96. Нейтральный (серый, ломанный) колорит, в котором преобладают цвета с примесью серого. Такие цвета всегда усложнены, им
- 97. Зачерненный (приглушенный, темный) колорит. Его название говорит само за себя. В данном колорите преобладают цвета с
- 98. Классический (гармонизированный) колорит (объединяет в себе все вышеперечисленные типы колорита. Он как бы отражает природу человека
- 99. Ассоциативное восприятие цвета Различают ассоциации: эмоциональные (радость, горе, тоска, влюбленность, тревога и т.п.); тактильные ощущения (тепло,
- 100. 100
- 101. Фактура в композиции Фактура – это совокупность различных технических приемов обработки материальной поверхности, особенности отделки или
- 102. Декоративность композиции Декоративная композиция представляет собой стилизованное, упрощенное, образное изображение элементов и объектов реальной действительности. Главная
- 103. Шенцова О.М. Триптих «Фрукты в декоративной манере изображения», бум., акрил. 103
- 104. Практическое задание №1 Выполнить ряд упражнений на свойства композиции. Для выполнения задания необходимо подготовить шаблоны геометрических
- 105. Упражнение № 1 1.1. Выявление композиционного центра размером 1.2. Выявление композиционного центра контрастом 1.3. Выявление композиционного
- 106. Требования к оформлению и подаче 106
- 107. Построить прямоугольник со сторонами в пропорции золотого сечения. Затем необходимо найти способ расчленить его на любое
- 108. Выполнить разработанную в практическом задании № 2 формальную композицию в цвете, используя одну из схем гармонизации
- 109. Используемая литература и интернет-ресурсы: Композиция – основное выразительное средство в изобразительном искусстве [Электронный ресурс ] URL:
- 111. Скачать презентацию