Петровская ассамблея презентация

Содержание

Слайд 2

Годы жизни Петра – 1672-1725 С 1682- царь Всея Руси,

Годы жизни Петра –
1672-1725
С 1682- царь Всея Руси, а с 1721г.

– Первый император Всероссийский.
Петру мы обязаны рождением нашего города Санкт-Петербурга 27 мая 1703г.
А теперь узнаем об ассамблеях.

Петр I

Портрет Петра I (И. Никитин)

Слайд 3

Что такое ассамблея? От французского слова- «собрание». Как гласил царский

Что такое ассамблея?

От французского слова- «собрание». Как гласил царский указ :

« не только для забавы , но и для дела». Причём посетить эти собрания могли представители разных сословий , не только придворные и военные , но и купечество, и мастеровые и корабельные шкиперы (капитаны).Все с жёнами и дочерьми.

Это должно было по идее Петра способствовать развитию деловых отношений в обществе , просвещению, культурному развитию разных слоёв общества.

Слайд 4

Ассамблеи — это и прообраз дворянского бала, празднование, введённое Петром

Ассамблеи — это и прообраз дворянского бала, празднование, введённое Петром Первым в культурную жизнь русского общества

в 1718 году.

Историческая справка

Идея ассамблей была заимствована Петром в Европе. Т.е. Петру мы обязаны проникновением европейской танцевальной культуры в Россию

Слайд 5

Петровские ассамблеи проводились во все времена года, летом — на

Петровские ассамблеи проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. В

программу ассамблей входили угощение, танцы, игры и беседы.

Что же делали на ассамблее?

В праздничные дни завершалась ассамблея «огненной потехой»(фейер верком)Правила поведения на ассамблеях были регламентированы петровским указом.

Слайд 6

Правила поведения на ассамблеях Сейчас очень забавно читать эти правила

Правила поведения на ассамблеях

Сейчас очень забавно читать эти правила ))
– мыту старательно

без пропускания оных мест;
– бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкою урону не нанесть;
– с голоду наполовину и пьяну малую малость, а то и менее;
– обряженным весьма, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных, коим дозволяется умеренною косметикою образ свой обольстительный украсить, а особливо грацией, весельем и добротою от грубых кавалеров отличными быть.
В освещенной зале возникнув вдруг, духом не робей, телом не дубей, напротив – округливши руки изящно и с приятностью на лице, хозяину поклонись, ногу при этом отставив, и не мешкая, в кипение гостевое со рвением изрядным пускайся.
 Яства потребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинить.
Слайд 7

Ассамблеи в Петровскую эпоху открывались церемониальными танцами. Под торжественную, медленную

Ассамблеи в Петровскую эпоху открывались церемониальными танцами. Под торжественную, медленную музыку,

напоминающую размеренный марш, кавалеры и дамы делали поклоны и реверансы сначала соседям, а потом друг другу. Затем первая пара делала круг влево и опять вставала на свое место. То же самое делала вторая пара и т.д. 
Церемониальные танцы танцевали иногда и по кругу. При этом дамы и кавалеры, прогуливаясь по залу, делали реверансы и поклоны.

Церемониальные танцы

Слайд 8

Не всё шло гладко. Бояре , не привыкшие к «западным

Не всё шло гладко. Бояре , не привыкшие к «западным пляскам»

поначалу с неохотою участвовали в танцевальных увеселениях . Описание церемониального танца дает А. С. Пушкин в третьей главе "Арапа Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, потом опять прямо, опять направо и так далее. Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт" .
Слайд 9

Развитие танцевальной культуры На ассамблеях исполняли несложный контрданс, церемонный менуэт,

Развитие танцевальной культуры

На ассамблеях исполняли несложный контрданс, церемонный менуэт, игривый гроссфатер,

шуточный кеттентанц. Последний- танец-прогулка –требовал смелости. По желанию один из танцоров возглавлял цепочку из дам и кавалеров и, придумывая на ходу новые па(движения), вёл их за собой по всем комнатам , даже в подвал и на чердак, а все повторяли за ним новые па до изнеможения.
Слайд 10

Контрданс Контрда́нс — одна из форм первоначально английского и, впоследствии,

Контрданс

Контрда́нс — одна из форм первоначально английского и, впоследствии, французского народного танца и музыки

к нему.
Считается, что контрданс возник в Англии в конце XVII — начале XVIII веков.
Версии происхождения названия две:
От слова «country dance» – деревенский танец. Ведь знать заимствовала танцы из народа.
От рисунка танца, в котором танцоры стоят напротив друг друга.
Слайд 11

Менуэт танцевали одна, две, а иногда и три пары. При

Менуэт танцевали одна, две, а иногда и три пары. При исполнении

менуэта, в отличии от западных правил, чинопочитание не соблюдалось. Более того, протанцевав один раз, кавалер или дама могли повторять танец с новыми партнерами, выбранными по собственному желанию. 

Менуэт (основное движение «маленький шаг»- pas menu)

Слайд 12

Затем, как правило, начинался "польский". Он очень походил на полонез,

Затем, как правило, начинался "польский". Он очень походил на полонез, но

танцевало пять пар, а иногда даже три пары. "Польский" был самым распространенным танцем того времени.

«Польский» танец – полонез.

Запомните
Полонез – польский танец.
А полька – чешский !

Слайд 13

Гроссфатер Название, переводящееся с немецкого как «дедушка» танец гроссфатер получил

Гроссфатер

Название, переводящееся с немецкого как «дедушка» танец гроссфатер получил благодаря словам

песни, под которую его танцевали. В тексте речь шла о молодых дедушке и бабушке, которые некогда были женихом и невестой. Первая часть исполнялась в медленном темпе , муз. размер ¾, а вторая в быстром и размере- 2/4.
Гроссфатер можно увидеть и услышать в балете
П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Вначале пары выстраивались в вереницу и совершали «журавлиную» проходку по залу, а далее следовало вальсирование, скорее напоминающее стремительное прыганье. Т.о. первая исполнялась в трёхдольном размере (3/4) в медленном темпе, а вторая в размере 2/4- в быстром.

Слайд 14

Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм

Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм и

повелел всем носить платье на манер венгерского. «Всех чинов людям», кроме духовенства и пахотных крестьян, носить платье венгерское и немецкое. В последующих указах было велено носить немецкое платье по будням и французское — по праздникам.
Европейский костюм предписывалось носить и женщинам. Русское платье было запрещено производить и им торговать. Нарушителям грозили штрафы, ссылка на каторгу с конфискацией имущества. Образцы моделей европейского покроя были выставлены на улицах, бедные люди получили отсрочку, чтобы износить старую одежду, но с 1705 г. уже все городское население должно было носить новое платье под угрозой штрафа.

Костюмы Петровских ассамблей

Слайд 15

Слайд 16

Художники . Пётр Первый послал за границу молодых людей учиться

Художники .

Пётр Первый послал за границу молодых людей учиться живописи .

По их полотнам , многие из которых были написаны уже после смерти Петра, мы можем судить о моде того времени.
Андрей Матвеев. Портрет художника с женой (1729?)
Слайд 17

Портрет М.Я. Строгановой кисти Р.Н. Никитина Баронесса изображена в традиционном

Портрет М.Я. Строгановой кисти Р.Н. Никитина

Баронесса изображена в традиционном русском платье,

головной убор напоминает кокошник, нагрудный знак- портрет Петра свидетельствует об особых заслугах рода перед государем. Датируется портрет между 1721 и 1724годами.  Из особого уважения Петр I сделал для Строгановой исключение, разрешив ей носить при дворе старинное русское платье.
Слайд 18

Д.Левицкий .Портрет Хованской и Хрущёвой(1773) Портрет из цикла «Смолянки» –

Д.Левицкий .Портрет Хованской и Хрущёвой(1773)

Портрет из цикла «Смолянки» – воспитанницы Смольного

института благородных девиц.
Девочки разыгрывают фрагмент из комической оперы: пастушок( слева) треплет за подбородочек селянку.
Да, вот такие представления о пастушках и селянках были приняты в высшем обществе «на театре».
Т.е. перед нами –сценические костюмы.
Слайд 19

И.Я. Вишняков Портрет Сарры-Элеоноры Фермор ( 1749?) Сначала учителя из

И.Я. Вишняков Портрет Сарры-Элеоноры Фермор ( 1749?)

Сначала учителя из немецкой слободы

обучали танцам, которые должны были исполняться на ассамблеях. Иногда это напоминало военную муштру. Но придворным требовалось выглядеть теперь изящно и уметь не ударить в грязь лицом перед иностранными послами. Танцы , исполнявшиеся на балах , в быту -теперь называются историко-бытовыми.
4 мая 1738 французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую в России школу балетного танца — «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия
Русского балета им. А.Я.Вагановой .
Имя файла: Петровская-ассамблея.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0