Реконструкция древних мифов: фольклор как способ заглянуть в прошлое презентация

Содержание

Слайд 2

В мире записаны миллионы традиционных устных повествований. Каждый конкретный текст

В мире записаны миллионы традиционных устных повествований. Каждый конкретный текст не

имеет отношения к реальному прошлому и никакой информации о нем не содержит. Но в совокупности фольклорные тексты являются уникальным источником для реконструкции прошлого. Важно не содержание текстов, а распределение по миру одинаковых эпизодов и образов
Слайд 3

При изучении фольклора возникают те же вопросы, что и при

При изучении фольклора возникают те же вопросы, что и при изучении

культуры в целом и даже природы. Главный из них: Существуют ли законы развития или оно непредсказуемо и зависит от случайностей? Изучая прошлое, что мы хотим узнать – что, где, когда реально произошло? Или в силу каких законов это произошло? Это очень разные позиции. Практика показывает, что занимающие их люди друг с другом договориться не могут
Слайд 4

700 н.э. Похоже или нет?

700 н.э. Похоже или нет?

Слайд 5

Больше общего или больше отличий?

Больше общего или больше отличий?

Слайд 6

Выход из Африки

Выход из Африки

Слайд 7

Слайд 8

James George Frazer (1854-1941)

James George Frazer (1854-1941)

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Мужские ритуалы

Мужские ритуалы

Слайд 18

Ранние общества циркум-тихоокеанского мира были организованы иначе, чем в континентальной Евразии

Ранние общества циркум-тихоокеанского мира были организованы иначе, чем в континентальной Евразии

Слайд 19

Слайд 20

«Заказчики» предметов изобразительного искусства в Меланезии, Австралии и Амазонии –

«Заказчики» предметов изобразительного искусства в Меланезии, Австралии и Амазонии – взрослые

мужчины, демонстрирующие свое превосходство над женщинами и детьми. Предметы искусства выставляются для обозрения во время мужских ритуалов
Слайд 21

Мужской дом в бассейне р. Сепик, север Новой Гвинеи

Мужской дом в бассейне р. Сепик, север Новой Гвинеи

Слайд 22

Плетеные маски под крышей мужского дома, поперечник около 1 м

Плетеные маски под крышей мужского дома, поперечник около 1 м

Слайд 23

Слайд 24

Общинный дом тукано (юго-восточная Колумбия). Во время совершения ритуалов в

Общинный дом тукано (юго-восточная Колумбия). Во время совершения ритуалов в него

нельзя входить женщинам. Рисунки на фасаде изображают мир предков
Слайд 25

Наряженные духами мужчины на празднике инициации девушек. Юго-восточная Амазония, начало XIX века

Наряженные духами мужчины на празднике инициации девушек. Юго-восточная Амазония, начало XIX

века
Слайд 26

Слайд 27

Новая мифология Юго-Восточной Азии

Новая мифология Юго-Восточной Азии

Слайд 28

Слайд 29

Подавляющее большинство известных нам мифов о происхождении человеческой анатомии и

Подавляющее большинство известных нам мифов о происхождении человеческой анатомии и «странных

браках» (с животными или монстрами) записано в Америке и в пределах индо-тихоокеанской окраины Азии
Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Рождение евразийского звездного неба

Рождение евразийского звездного неба

Слайд 36

Подавляющее большинство повествований, связанных с интерпретацией звезд, созвездий и лунных

Подавляющее большинство повествований, связанных с интерпретацией звезд, созвездий и лунных пятен,

записано в северной половине Евразии и в Северной Америке
Слайд 37

Слайд 38

Три звезды ручки ковша Большой Медведицы – охотники, ковш –

Три звезды ручки ковша Большой Медведицы – охотники, ковш – медведь

или лось. Маленькая звездочка рядом со вторым охотником – котелок или собака
Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Россия – родина слонов. А где находилась родина сказок?

Россия – родина слонов. А где находилась родина сказок?

Слайд 42

Якоб Гримм (1785-1863)

Якоб Гримм (1785-1863)

Слайд 43

Theodor Benfey (1809-1881)

Theodor Benfey (1809-1881)

Слайд 44

Stith Thompson (1885 - 1976)

Stith Thompson (1885 - 1976)

Слайд 45

Григорий Николаевич Потанин (1835-1920)

Григорий Николаевич Потанин (1835-1920)

Слайд 46

Когда герои убегают от преследователя, они бросают позади гребень, который

Когда герои убегают от преследователя, они бросают позади гребень, который превращается

в непроходимые заросли, и оселок, который превращается в гору
Слайд 47

Слайд 48

Результаты статистической обработки мотивов, имеющих отношение к космологии и этиологии

Результаты статистической обработки мотивов, имеющих отношение к космологии и этиологии (условно

говоря, извлеченных из «мифов»). Граница между Западом и Востоком проходит через Центральную Азию
Слайд 49

Результаты статистической обработки мотивов, извлеченных из приключенческих повествований (условно говоря,

Результаты статистической обработки мотивов, извлеченных из приключенческих повествований (условно говоря, «сказок»).

Граница между Западом и Востоком проходит через Восточную Европу
Слайд 50

Обозначение Венеры словом Чолпан (Шолбон, Цолбон и т.п.)

Обозначение Венеры словом Чолпан (Шолбон, Цолбон и т.п.)

Слайд 51

Снова «сказочные» мотивы в несколько иной комбинации: Европа противостоит Центральной Азии и Кавказу

Снова «сказочные» мотивы в несколько иной комбинации: Европа противостоит Центральной Азии

и Кавказу
Слайд 52

Те же «сказочные» мотивы, но вторая по значимости тенденция: лесная

Те же «сказочные» мотивы, но вторая по значимости тенденция: лесная зона

Евразии, с одной стороны, зона ранних цивилизаций – с другой. При этом Китай к ней отношения не имеет. Схема отражает не степень сложности общественного устройства, а сферы обмена информацией
Слайд 53

Перековка старых на молодых

Перековка старых на молодых

Слайд 54

Съеденная книга

Съеденная книга

Слайд 55

Кривая башня и невестка мастера

Кривая башня и невестка мастера

Слайд 56

Критерий истины есть практика, а если эксперимент невозможен – прямое

Критерий истины есть практика, а если эксперимент невозможен – прямое наблюдение

(как в геологии и археологии). В гуманитарных науках невозможно ни то, ни другое. Поэтому, хотя культурная антропология (включая фольклористику) возникла примерно в то же время, что и археология, ее формирование как науки до сих пор не завершилось. За прошедшие полтора века в культурной антропологии то и дело всерьез предлагались недоказуемые, а порой и противоречащие здравому смыслу идеи. К концу 20 в. серьезные ученые от них отказались (хотя такие идеи до сих пор популярны в «провинциальной науке»), но пришла другая беда. Опираясь на прекрасные теорию и методику, исследователи общества и фольклора чаще всего занимаются мельчайшими, не связанными между собой темами и вряд ли могут ответить на наивный, но закономерный вопрос: а что вы открыли? Если культурная антропология и фольклористика хотят считаться науками, они должны заниматься реконструкцией исторических процессов и использовать количественные методы
Имя файла: Реконструкция-древних-мифов:-фольклор-как-способ-заглянуть-в-прошлое.pptx
Количество просмотров: 93
Количество скачиваний: 0