- Главная
- Культурология
- Русская живопись второй половины XVIII века
Содержание
- 2. Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург), – русский живописец, портретист, миниатюрист, иконописец; представитель сентиментализма.
- 3. Боровиковский В.Л.
- 4. В судьбе Владимира Лукича Боровиковского переплелись яркие сюжеты — кажется,их хватило бы на несколько судеб. Природный,
- 5. В 1787 году Екатерина II направлялась через Украину в недавно присоединенный к Российской империи Крым. На
- 6. Улыбкой судьбы для Боровиковского стало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Художник был близко
- 7. Где-то к середине 90-х годов Владимир Боровиковский выдвигается в первые ряды русских портретистов. Перед нами зрелый,
- 8. Владимир Боровиковский всегда смотрит с неким умилением на своих героев. Он их старается видеть такими, какими
- 9. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Государственная Третьяковская галерея, Москва
- 10. Благодаря протекции вращавшихся в высших кругах друзей, Владимир Лукич Боровиковский в 1794 году написал государыню. Портрет
- 11. Боровиковский написал Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке. Портрет понравился, и художник написал его вариант.
- 12. Портрет О.К.Филипповой (1790)
- 13. Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского - портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. Художник написал молодую жену
- 14. Портрет Гаврилы Романовича Державина
- 15. Портрет Е.Н. Арсеньевой (1796 )
- 16. На портрет изображена Екатерина Николаевна Арсеньева, дочь генерал-майора Н.Д.Арсеньева. Это очень радостный портрет. В уютном уголке
- 17. Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Он изображен в кабинете, у стола, на
- 18. В 1798 году Лампи вернулся в Вену, оставив свою мастерскую В Петербурге на Миллионной улице Боровиковскому.
- 19. Портрет Павла I, российского императора. 1796
- 20. При дворе особенно ценили парадные портреты. И в этой сфере Боровиковский безусловно преуспел: он писал таких
- 21. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва
- 22. Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. Марья Ивановна Лопухина, в девичестве
- 23. Портрет А.И. Безбородко с дочерьми
- 24. На семейном портрете графиня Анна Ивановна Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. Все трое позируют перед
- 25. Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- 26. В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на себя корону великого магистра ордена
- 27. Портрет князя Куракина. 1802 г.
- 28. Всемогущий князь, Александр Борисович Куракин, любимец Павла I изображен в парадной одежде, в горделивой позе, торжественной
- 29. Портрет неизвестной в голубой шали. 1795
- 30. Портрет Муртазы-Кули-хана. 1796
- 31. Перед нами опальный перс Муртазы-Кули-Хан, о котором Екатерина II так писала в одном из своих писем:
- 32. Портрет Скобеевой (2-я пол.1790-х гг.)
- 33. А вот еще один шедевр Боровиковского - портрет Скобеевой. Дочь кронштадского матроса, она еще девочкой попала
- 34. Портрет торжковской крестьянки Христиньи (1795)
- 35. Интересен по замыслу небольшой портрет торжковской крестьянки Христиньи, кормилицы в семье Львовых. Христинья - молодая женщина
- 36. Портрет Марии Николаевны Яковлевой. 1812
- 37. Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Государственная Третьяковская галерея, Москва
- 38. А это портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. Долгорукая - сильная и сдержанная женщина с крупными и
- 39. Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802 Государственная Третьяковская галерея,
- 40. В начале XIXвека Боровиковский создал одно из своих лучших произведений - портрет сестер Анны Гавриловны и
- 41. Портрет Д.П.Трощинского (1793-1796)
- 42. Перед нами портрет известного чиновника, министра Дмитрия Прокофьевича Трощинского. Судьба этого человека сложилась необычно. Сын войскового
- 43. Портрет Екатерины II
- 44. Портрет Е.В.Родзянко. 1821. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
- 45. Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813.
- 46. Портрет графа Л.К.Разумовского. 1800-е
- 47. Портрет генерал-майора Фёдора Артемьевича Боровского. 1799.
- 48. Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно
- 49. Портрет Г.Р.Державина. 1811
- 50. Портрет великой княжны Марии Павловны.
- 51. Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812
- 52. Портрет А.П.Дубовицкого. Между 1816 и 1821
- 53. Портрет А.И.Васильева. 1794
- 54. Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских. 1814
- 55. Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825
- 56. Мужской портрет
- 57. Лизынька и Дашинька. 1794
- 58. Боровиковский отлично владел техникой миниатюрной живописи: особенно это чувствуется в очень тонкой моделировке лица изображенного. Фигура
- 59. Иов и его друзья. Конец 1810-х
- 60. Зима в виде старика.
- 61. Евангелист Матфей
- 62. Христос со сферой
- 63. В 1802 году художника привлекли к оформлению Казанского собора в Петербурге. Эта работа продолжалась до 1811
- 64. Живописец пытался отыскать отраду в мистицизме, увлекшись течением Екатерины Татариновой «Союз братства». А по некоторым данным
- 65. Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг.) родился в казачьей семье в городе Глухов – древней столице Левобережной
- 66. Товий с ангелом (1759 г.)
- 67. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе
- 68. Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова (1760 г.)
- 69. Не менее интересен портрет Сумарокова. Прославленный поэт и недавно адъютант графа А.Г.Разумовского, Сумароков в эти годы
- 70. Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова (1760 г.)
- 71. Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли
- 72. Портрет актёра Я.Д.Шумского (1760 г.)
- 73. Все три портрета близки по художественным приемам и живописной манере. На темном, глухом фоне мягко светятся
- 74. В конце 1750-х гг. авангард французской академической школы представляла группа молодых живописцев и скульпторов - провозвестников
- 75. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». Евангельский рассказ о том, как
- 76. Чудесный улов (1762 г.)
- 77. Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Академическое собрание, признав достоинства рисунка, композиции
- 78. Портрет актера Федора Григорьевича Волкова (1763 г.)
- 79. Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве (1763 г.)
- 80. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. На этот раз он
- 81. Портрет Л.Геннингера (эскиз) (1760-е гг.)
- 82. Бывший его учитель Рету к этому времени ослеп, вместе с ним угасло художественное направление, культивировавшее традиции
- 83. К самым совершенным листам в этой группе рисунков относится изображение коленопреклоненной натурщицы. Это - первое в
- 85. В годы пенсионерства в Париже Лосенко трижды получал от Королевской академии серебряные медали. В 1761 г.,
- 86. Смерть Адонисa (1764 г.)
- 87. Андрей Первозванный
- 88. Натурщик, сидящий на камне
- 89. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии
- 90. Жертвоприношение Авраама (1765 г.)
- 91. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни
- 92. В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Давний знакомый Лосенко И.И.Шувалов к тому
- 93. Кому, как не Лосенко, было знать о самонужнейших пособиях для совершенствования мастерства художников. Ведь первые полтора
- 94. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Лосенко и его товарищ,
- 95. Путешественники в Риме (Путешествующие) (1767 г.)
- 96. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. И в марте 1768 г. сообщил Академии, что
- 97. Авель (1768 г.)
- 98. Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Академические полотна Лосенко с их безупречным рисунком, анатомической точностью и одухотворенностью
- 99. Зевс и Фетида (1769 г.)
- 100. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. В 1769
- 101. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера
- 102. Владимир перед Рогнедой (1770 г.)
- 103. В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Благородную простоту и спокойное величие
- 104. Сохранившиеся этюды женских голов к картине перекликаются с его собственными рисунками с картин болонских мастеров. Это
- 105. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров
- 106. К 1771 г. административные и художественные дела Академии зашли в тупик - сказалась вопиющая нерадивость президента,
- 107. Жестокой борьбы, нескончаемых забот, обрушившихся на него интриг, клеветы и унижений художник не вынес. Но все-таки
- 108. Прощание Гектора с Андромахой (1773 г.)
- 109. «Прощание Гектора с Андромахой» - первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Развернутая в виде
- 110. Сохранившиеся этюды и эскизы раскрывают направленность авторских поисков во время работы над картиной. Судя по карандашным
- 111. Сопоставление картины с эскизом, исполненным маслом дает возможность убедиться в изменении образа Андромахи. В эскизе облик
- 112. Портрет актера Якова Шумского
- 114. Скачать презентацию
Слайд 2Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург), – русский живописец, портретист, миниатюрист, иконописец;
Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург), – русский живописец, портретист, миниатюрист, иконописец;
Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Боровиковского, особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Мягкая и нежная грусть, томная меланхолия пронизывают всю художественную ткань произведения.
С 1800-х гг. Владимир Боровиковский испытал влияние классицизма ("А. Б. Куракин", 1801-02).
Слайд 3Боровиковский В.Л.
Боровиковский В.Л.
Слайд 4В судьбе Владимира Лукича Боровиковского переплелись яркие сюжеты — кажется,их хватило бы на несколько судеб. Природный, от семьи унаследованный дар
В судьбе Владимира Лукича Боровиковского переплелись яркие сюжеты — кажется,их хватило бы на несколько судеб. Природный, от семьи унаследованный дар
Слайд 5В 1787 году Екатерина II направлялась через Украину в недавно присоединенный к Российской
В 1787 году Екатерина II направлялась через Украину в недавно присоединенный к Российской
Львов помогал Владимиру Боровиковскому понять петербургскую художественную жизнь. Ведь молодой живописец, подобно своему отцу и братьям, писал до той моры лишь иконы да в чем-то близкие к иконам «парсунные» портреты видных миргородских казаков. Теперь начался процесс освоения живописной культуры и в этом ему помог художник Лампи-отец, оказывавший Боровиковскому всяческое содействие. Нравилась Владимиру Боровиковскому живопись Виже-Лебрен и Вуаля и, вероятно, Левицкого, портрет которого он написал. Но никаких «цитат», подражания даже в ранних петербургских работах художника нет.
Слайд 6Улыбкой судьбы для Боровиковского стало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Художник был близко
Улыбкой судьбы для Боровиковского стало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Художник был близко
Слайд 7Где-то к середине 90-х годов Владимир Боровиковский выдвигается в первые ряды русских портретистов.
Где-то к середине 90-х годов Владимир Боровиковский выдвигается в первые ряды русских портретистов.
Портрет Боровиковского тяготеет к более непосредственной эмоциональности. Можно говорить об определенном родстве его живописи (в частности, ряда женских портретов) с поэзией русского сентиментализма. Вспомним ли мы портрет М. Лопухиной (1797) или портрет Е. Нарышкиной (1799), мы увидим, как привязан Владимир Боровиковский к «прекраснодушной чувствительности». Его миловидные героини почти всегда томятся в неясных ожиданиях, чуть меланхоличны. Но они и доверчивы и душевны. Фигуры на портретах почти скульптурно выделяются на фоне пейзажа, смягченного бликами рассеянного света, порой чуть загадочного (таков, например, портрет Скобеевой). Художник мастерски пишет сияние драгоценностей, блеск атласных и шелковых тканей. Но живопись его носит часто несколько приглушенный характер, цвет как бы «обволакивает» дымкой изображенный предмет. И оттого не возникает ощущения холодной демонстрации богатства.
Слайд 8Владимир Боровиковский всегда смотрит с неким умилением на своих героев. Он их старается
Владимир Боровиковский всегда смотрит с неким умилением на своих героев. Он их старается
Пишет он большие иконы для Казанского собора, в чем-то напоминающие его парадные портреты. В последние годы художник живет в кругу мистических интересов. Он сближается с так называемым «Духовным Союзом» Е. Ф. Татариновой. Однако на творчестве его эти увлечения существенно не отразились. Неровный, но искренний мастер Боровиковский был художником огромного масштаба. Он определил своим творчеством целую эпоху в истории русского портрета и живописи в целом. Противоречия его метода мы не можем рассматривать механически как «недостаток». Они определялись его отношением к жизни, взглядом на людей как носителей добра, чуждых всякому злу. Его портреты и сейчас привлекают не только блеском мастерства, но и лиричностью чувств, своей неповторимой эмоциональной интонацией.
Слайд 9Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 10Благодаря протекции вращавшихся в высших кругах друзей, Владимир Лукич Боровиковский в 1794 году написал государыню. Портрет
Благодаря протекции вращавшихся в высших кругах друзей, Владимир Лукич Боровиковский в 1794 году написал государыню. Портрет
Слайд 11Боровиковский написал Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке. Портрет понравился, и художник
Боровиковский написал Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке. Портрет понравился, и художник
Слайд 12Портрет О.К.Филипповой (1790)
Портрет О.К.Филипповой (1790)
Слайд 13Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского - портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. Художник
Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского - портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. Художник
Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского. Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку. Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности. Перед нами женщина, далекая от светской суеты, живущая в уединении, в атмосфере "тихих радостей" сельской жизни. Свободная живописная манера, легкий эскизный мазок, сочетание светлых приглушенных тонов отвечают настроению спокойной созерцательности.
Слайд 14Портрет Гаврилы Романовича Державина
Портрет Гаврилы Романовича Державина
Слайд 15Портрет Е.Н. Арсеньевой (1796 )
Портрет Е.Н. Арсеньевой (1796 )
Слайд 16На портрет изображена Екатерина Николаевна Арсеньева, дочь генерал-майора Н.Д.Арсеньева. Это очень радостный портрет.
На портрет изображена Екатерина Николаевна Арсеньева, дочь генерал-майора Н.Д.Арсеньева. Это очень радостный портрет.
Слайд 17Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Он изображен в кабинете,
Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Он изображен в кабинете,
Слайд 18В 1798 году Лампи вернулся в Вену, оставив свою мастерскую В Петербурге на Миллионной улице Боровиковскому. В ней художник
В 1798 году Лампи вернулся в Вену, оставив свою мастерскую В Петербурге на Миллионной улице Боровиковскому. В ней художник
Слайд 19Портрет Павла I, российского императора. 1796
Портрет Павла I, российского императора. 1796
Слайд 20При дворе особенно ценили парадные портреты. И в этой сфере Боровиковский безусловно преуспел: он писал таких
При дворе особенно ценили парадные портреты. И в этой сфере Боровиковский безусловно преуспел: он писал таких
Слайд 21Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 22Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. Марья Ивановна
Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. Марья Ивановна
Красота Лопухиной в свое время пленила императора ПавлаI, была его фавориткой, а когда она вышла замуж, он устроил должным образом судьбу молодой четы.
Известно, что сам Боровиковский не был равнодушен к обаятельной Лопухиной и свои чувства сумел передать в портрете. Известно также, что через год после написания портрета она умерла от чахотки.
Поэт Яков Полонский написал такие строки под впечатлением от портрета:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз, и той улыбки нет, что молча выражали
Страданья, тень любви, и мысли, тень печали, но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела и будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать, уча его любить, прощать, страдать, молчать.
Слайд 23Портрет А.И. Безбородко с дочерьми
Портрет А.И. Безбородко с дочерьми
Слайд 24На семейном портрете графиня Анна Ивановна Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. Все
На семейном портрете графиня Анна Ивановна Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. Все
Слайд 25Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 26В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на себя корону
В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на себя корону
Слайд 27Портрет князя Куракина. 1802 г.
Портрет князя Куракина. 1802 г.
Слайд 28Всемогущий князь, Александр Борисович Куракин, любимец Павла I изображен в парадной одежде, в
Всемогущий князь, Александр Борисович Куракин, любимец Павла I изображен в парадной одежде, в
Один из его парадных кафтанов был так густо расшит золотом, что однажды буквально спас жизнь своему владельцу: попав в пожар, Куракин не получил сильных ожогов только благодаря "золотой броне" своего кафтана. Спесив и важен был Куракин до чрезвычайности и не зря недруги за глаза звали его "павлином". Это был опытный царедворец, хитрый и изворотливый, стихией которого были придворные интриги. Портрет Куракина - один из самых блестящих парадных портретов в русской живописи. Нарядная одежда, украшенная золотым шитьем. разнообразные ленты и сверкающие бриллиантами звезды орденов, брошенная на кресло мантия, колонны и драпировки, Михайловский замок на фоне - все это создает в портрете обстановку чрезвычайной пышности. А надо всем этим великолепием доминирует лицо Куракина - хитрое и властное, с любезной и горделивой улыбкой.
Слайд 29Портрет неизвестной в голубой шали. 1795
Портрет неизвестной в голубой шали. 1795
Слайд 30Портрет Муртазы-Кули-хана. 1796
Портрет Муртазы-Кули-хана. 1796
Слайд 31Перед нами опальный перс Муртазы-Кули-Хан, о котором Екатерина II так писала в одном
Перед нами опальный перс Муртазы-Кули-Хан, о котором Екатерина II так писала в одном
Возможно, Екатерина смогла увидеть в персидском госте больше, чем Боровиковский, но и положение их было неравное. Императрицу Муртаза-Кули-хан старался расположить в свою пользу, а перед художником позировал чуждый и непонятный ему человек, восточный властелин, привыкший скрывать свои чувства. И все же Боровиковский подметил выражение грусти и пресыщенности на его умном и тонком лице. Но живописца прежде всего увлекла экзотичность облика персидского принца - его бледное лицо и черная борода, выхоленные руки с розовыми ногтями, величавая поза и, наконец, роскошное одеяние с причудливым сочетанием атласа, парчи, сафьяна, меха и драгоценностей. Красота и изысканность цветовой гаммы, торжественность и монументальность композиции делают портрет Муртазы-Кули-Хана одним из лучших образцов парадного портрета в русском искусстве.
Слайд 32Портрет Скобеевой (2-я пол.1790-х гг.)
Портрет Скобеевой (2-я пол.1790-х гг.)
Слайд 33А вот еще один шедевр Боровиковского - портрет Скобеевой. Дочь кронштадского матроса, она
А вот еще один шедевр Боровиковского - портрет Скобеевой. Дочь кронштадского матроса, она
Поза женщины. ее белое платье, жемчужный браслет, яблоко в руке - все это как бы "скопировано" с портрета Арсеньевой. Однако такая одинаковость остается почти незаметной: столь различны образы. Вместо веселой, легкомысленной Арсеньевой перед нами энергичная женщина с крупными чертами лица, густыми черными бровями, строгим и решительным взглядом. Ощущается ее внутренняя собранность, незаурядный характер, ясная, целенаправленная воля.
Слайд 34Портрет торжковской крестьянки Христиньи (1795)
Портрет торжковской крестьянки Христиньи (1795)
Слайд 35Интересен по замыслу небольшой портрет торжковской крестьянки Христиньи, кормилицы в семье Львовых. Христинья
Интересен по замыслу небольшой портрет торжковской крестьянки Христиньи, кормилицы в семье Львовых. Христинья
Слайд 36Портрет Марии Николаевны Яковлевой. 1812
Портрет Марии Николаевны Яковлевой. 1812
Слайд 37Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 38А это портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. Долгорукая - сильная и сдержанная женщина
А это портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. Долгорукая - сильная и сдержанная женщина
Слайд 39Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802 Государственная Третьяковская
Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802 Государственная Третьяковская
Слайд 40В начале XIXвека Боровиковский создал одно из своих лучших произведений - портрет сестер
В начале XIXвека Боровиковский создал одно из своих лучших произведений - портрет сестер
Слайд 41Портрет Д.П.Трощинского (1793-1796)
Портрет Д.П.Трощинского (1793-1796)
Слайд 42Перед нами портрет известного чиновника, министра Дмитрия Прокофьевича Трощинского. Судьба этого человека сложилась
Перед нами портрет известного чиновника, министра Дмитрия Прокофьевича Трощинского. Судьба этого человека сложилась
Слайд 43Портрет Екатерины II
Портрет Екатерины II
Слайд 44Портрет Е.В.Родзянко. 1821. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Портрет Е.В.Родзянко. 1821. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Слайд 45Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813.
Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813.
Слайд 46Портрет графа Л.К.Разумовского. 1800-е
Портрет графа Л.К.Разумовского. 1800-е
Слайд 47Портрет генерал-майора Фёдора Артемьевича Боровского. 1799.
Портрет генерал-майора Фёдора Артемьевича Боровского. 1799.
Слайд 48Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал
Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал
И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком. Вероятно, таким он и был, и художник точно подметил несоответствие между торжественностью обстановки и некоторой будничностью выражения лица и изображенного.
Слайд 49Портрет Г.Р.Державина. 1811
Портрет Г.Р.Державина. 1811
Слайд 50Портрет великой княжны Марии Павловны.
Портрет великой княжны Марии Павловны.
Слайд 51Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812
Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812
Слайд 52Портрет А.П.Дубовицкого. Между 1816 и 1821
Портрет А.П.Дубовицкого. Между 1816 и 1821
Слайд 53Портрет А.И.Васильева. 1794
Портрет А.И.Васильева. 1794
Слайд 54Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских. 1814
Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских. 1814
Слайд 55Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825
Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825
Слайд 56Мужской портрет
Мужской портрет
Слайд 57Лизынька и Дашинька. 1794
Лизынька и Дашинька. 1794
Слайд 58Боровиковский отлично владел техникой миниатюрной живописи: особенно это чувствуется в очень тонкой моделировке
Боровиковский отлично владел техникой миниатюрной живописи: особенно это чувствуется в очень тонкой моделировке
Слайд 59Иов и его друзья. Конец 1810-х
Иов и его друзья. Конец 1810-х
Слайд 60Зима в виде старика.
Зима в виде старика.
Слайд 61Евангелист Матфей
Евангелист Матфей
Слайд 62Христос со сферой
Христос со сферой
Слайд 63В 1802 году художника привлекли к оформлению Казанского собора в Петербурге. Эта работа продолжалась до 1811 года.
В 1802 году художника привлекли к оформлению Казанского собора в Петербурге. Эта работа продолжалась до 1811 года.
Слайд 64Живописец пытался отыскать отраду в мистицизме, увлекшись течением Екатерины Татариновой «Союз братства». А по некоторым данным — увлекшись в первую
Живописец пытался отыскать отраду в мистицизме, увлекшись течением Екатерины Татариновой «Союз братства». А по некоторым данным — увлекшись в первую
Слайд 65Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг.) родился в казачьей семье в городе Глухов – древней
Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг.) родился в казачьей семье в городе Глухов – древней
В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову, и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. Среди них - три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. Портреты остались во дворце, и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее.
Слайд 66Товий с ангелом (1759 г.)
Товий с ангелом (1759 г.)
Слайд 67Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое
Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое
В раззолоченном камзоле и темно-зеленом мундире, в орденах, кружевах и лентах с письмом в руке сидит у стола Шувалов, доброжелательно и рассеянно глядя на невидимого нам собеседника, как бы приостанавливая обращенные к нему слова любезным жестом. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Да, это тот самый легендарный некоронованный повелитель России, фаворит императрицы Елизаветы, меценат, любитель искусств и наук, друг художников и великого Ломоносова.
Слайд 68Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова (1760 г.)
Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова (1760 г.)
Слайд 69Не менее интересен портрет Сумарокова. Прославленный поэт и недавно адъютант графа А.Г.Разумовского, Сумароков
Не менее интересен портрет Сумарокова. Прославленный поэт и недавно адъютант графа А.Г.Разумовского, Сумароков
Слайд 70Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова (1760 г.)
Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова (1760 г.)
Слайд 71Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер
Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер
Слайд 72Портрет актёра Я.Д.Шумского (1760 г.)
Портрет актёра Я.Д.Шумского (1760 г.)
Слайд 73Все три портрета близки по художественным приемам и живописной манере. На темном, глухом
Все три портрета близки по художественным приемам и живописной манере. На темном, глухом
Антон Лосенко покидал Россию не учеником, но мастером, нашедшим свою систему образов, собственный живописный язык, индивидуальное мировосприятие и остроту видения, но Лосенко искал теперь иных знаний. В России еще не было национальной исторической школы живописи, ему предстояло заложить первый камень великого здания.
Слайд 74В конце 1750-х гг. авангард французской академической школы представляла группа молодых живописцев и
В конце 1750-х гг. авангард французской академической школы представляла группа молодых живописцев и
К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах», изображающая бога морей на колеснице. Исполненная углем и мелом в мягкой живописной манере, композиция подчеркнуто динамична и несколько перегружена. Все это свидетельствует о том, что Лосенко‚ работая над замыслом, был во власти эстетических норм искусства барокко, воспринятых им у Рету. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно. Середина века отмечена напряженной борьбой принципов барочного искусства и зарождающегося неоклассицизма. Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени.
Слайд 75Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». Евангельский рассказ
Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». Евангельский рассказ
Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Идея умиротворения подчеркнута мягкой тональностью картины, живым сиянием розового, оранжевого и синего на коричневато-оливковом фоне.
Слайд 76Чудесный улов (1762 г.)
Чудесный улов (1762 г.)
Слайд 77Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Академическое собрание, признав
Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Академическое собрание, признав
В Москве художник написал портрет Федора Григорьевича Волкова, создав одно из лучших произведений русской портретной живописи середины ХVIII века. Ф.Г.Волков - основатель русского национального театра - был не только замечательным трагическим актером, но также незаурядным живописцем, талантливым музыкантом и поэтом. Занятия у Рету не прошли напрасно. По сравнению с работами 1760 г. портрет Волкова пленяет пластичностью, отчеканенностью форм, активным контрастом светло-зеленого шелка платья с красным бархатом плаща и особенно душевной открытостью, доверительным контактом модели с художником. Спокойная ласковость умного взгляда, достоинство и ясность чистой души составляют основное очарование изображения великого актера.
Слайд 78Портрет актера Федора Григорьевича Волкова (1763 г.)
Портрет актера Федора Григорьевича Волкова (1763 г.)
Слайд 79Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве (1763 г.)
Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве (1763 г.)
Слайд 8029 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. На
29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. На
В роскошно убранной гостиной, на фоне пышных драпировок, картин и статуй сидит молодой человек, с надменной улыбкой глядя на зрителя. Левой рукой он придерживает книги, разложенные на изящном столике с золочеными ножками, в правой – держит золотую табакерку. Мерцание позолоты, блеск светлого шелка халата и желтого камзола, розовые панталоны и густой синий тон бархатного занавеса – все сливается в изысканную и нарядную колористическую гамму. Ничего не зная об изображенном, мы верим, что перед нами человек просвещенный, ибо его окружают атрибуты наук и искусств. Этот парадный портрет, не имеющий параллели в творчестве Лосенко, по существу замыкает портретное наследие художника. Напутствуемый новым президентом академии И.И.Бецким, Лосенко приехал в Париж, чтобы стать историческим живописцем.
Слайд 81Портрет Л.Геннингера (эскиз) (1760-е гг.)
Портрет Л.Геннингера (эскиз) (1760-е гг.)
Слайд 82Бывший его учитель Рету к этому времени ослеп, вместе с ним угасло художественное
Бывший его учитель Рету к этому времени ослеп, вместе с ним угасло художественное
Вьен стал создателем художественной школы нового типа, из которой вышли мастера, составившие славу французской школы. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. И, стремясь приучить молодых художников к изучению натуры, он ввел в своей мастерской работу с обнаженной моделью в течение трех дней в неделю. В 1764-1765 гг., систематически рисуя с натуры в мастерской Вьена, Лосенко создает огромное количество рисунков, в которых отчетливо проявилось влияние новых эстетических воззрений. Именно в этот период происходит перелом в творчестве Лосенко-рисовальщика, отмеченный изменением привычных стилистических приемов, иным, рационалистическим подходом к натуре и, что не менее важно, использованием новых технических приемов, применением нового материала. В это время появляются листы, исполненные в технике, столь характерной для поздних работ: графитным карандашом на серой и голубой грунтованной бумаге.
Слайд 83К самым совершенным листам в этой группе рисунков относится изображение коленопреклоненной натурщицы. Это
К самым совершенным листам в этой группе рисунков относится изображение коленопреклоненной натурщицы. Это
Тени деликатно намечены легкой и тонкой штриховкой, а безупречная отточенная линия контура настолько выразительна, что один этот контур позволяет почувствовать живой объем и земную весомость гармонически прекрасного тела. Рисунок портретен. Черты лица так индивидуализированы, так неповторимо своеобразны, что можно отыскать эту модель и в других произведениях. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель - белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом.
Слайд 85В годы пенсионерства в Париже Лосенко трижды получал от Королевской академии серебряные медали.
В годы пенсионерства в Париже Лосенко трижды получал от Королевской академии серебряные медали.
Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. Это была «Смерть Адониса» - картина, изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры.
Слайд 86Смерть Адонисa (1764 г.)
Смерть Адонисa (1764 г.)
Слайд 87Андрей Первозванный
Андрей Первозванный
Слайд 88Натурщик, сидящий на камне
Натурщик, сидящий на камне
Слайд 89Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765
Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765
Выразителен поединок жестов и взглядов над хрупким отроком: изумление, еще не стершее скорбную решимость – на лице Авраама, ужас неожиданности - в напряженном жесте его левой руки и - строгий взгляд вестника неба, непреклонность его поведения. Безволие Исаака, его хрупкое тело и поникшая прядь белых кудрей, как бы замершая в нем жизнь лишь подчеркивают напряженность происходящего над ним. Рисунок и анатомическая верность фигур безупречны, детали отточены, даже складки тканей по-новому выразительны и рельефны, лица вылеплены уверенно и пластично. Колористическая гамма строится на легких холодных тонах - золотисто-оливковых и голубовато-зеленых. В ней лишь одна яркая деталь - сброшенные одежды Исаака. В картине отразились противоборствующие тенденции искусства переходного времени: отзвуки уходящего стиля барокко в повышенной экспрессии и новые веяния классицизма - простота и правда воплощения натуры.
Слайд 90Жертвоприношение Авраама (1765 г.)
Жертвоприношение Авраама (1765 г.)
Слайд 91В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан
В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан
1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Но перед отъездом из Парижа он почтительно просит у петербургской Академии разрешения продлить срок пребывания в Италии. Отечественная Академия откликнулась на просьбу своего пенсионера и разрешила ему пробыть в Италии три года. Окруженный еще во Франции атмосферой рождающегося классицизма, Лосенко по приезде в Рим обратился к изучению античного искусства и наследия мастеров, канонизировавших традиции Ренессанса. Творческое осмысление античности и активное восприятие новых эстетических идей, обусловили становление классицистических тенденций в произведениях Лосенко римского периода. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Именно в римский период творчества возникают лучшие произведения Лосенко - основоположника русского классицизма.
Слайд 92В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Давний знакомый Лосенко
В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Давний знакомый Лосенко
Для этого он испросил у папы Пия VI позволения снять формы с лучших статуй Рима, Флоренции и Неаполя. Ему удалось от имени российского двора добиться того, в чем прежде было отказано одному из европейских монархов. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. Действительно, античные слепки и по сей день не только служат пособием для занятий рисунком. Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову.
Слайд 93Кому, как не Лосенко, было знать о самонужнейших пособиях для совершенствования мастерства художников.
Кому, как не Лосенко, было знать о самонужнейших пособиях для совершенствования мастерства художников.
Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. Рисуя с картин болонских мастеров, Лосенко не только постигал профессиональное мастерство этих художников, но стремился понять их принципы претворения натуры в художественные образы. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Графический язык художника, сохраняя былую мягкость, свободу и уверенность, обретает в них особую широту диапазона и виртуозность. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. Рисунков с этого античного памятника было несколько. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э.-М.Фальконе.
Слайд 94В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Лосенко
В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Лосенко
Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». Несколько молодых людей, собравшись среди римских развалин, слушают чтение путеводителя, рассматривая окружающие их древности. В рисунке воплощены классицистические устремления художника: спокойные ритмы композиции, ее уравновешенность, четкие контуры и плавные линии, а главное - покой и величавая простота сюжета.
Слайд 95Путешественники в Риме (Путешествующие) (1767 г.)
Путешественники в Риме (Путешествующие) (1767 г.)
Слайд 96Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. И в марте 1768 г.
Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. И в марте 1768 г.
Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них? Упавший навзничь человек, с искаженным мукой лицом, прижавший к голове своей руку, разве не Авель, безвинно убитый братом? А другой, отшатнувшийся в ужасе и растерянности, отстраняя от себя призрак возмездия - не Каин ли, братоубийца? Яркая экспрессия голов и пластическая выразительность фигур – могучего бронзового тела, едва прикрытого зеленым плащом, и другого, не менее прекрасного, но уже побледневшего, распростертого на красной ткани, символизирующей пролитую кровь – превратили безвестных натурщиков в сыновей Адама.
Слайд 97Авель (1768 г.)
Авель (1768 г.)
Слайд 98Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Академические полотна Лосенко с их безупречным рисунком, анатомической
Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Академические полотна Лосенко с их безупречным рисунком, анатомической
Отослав через И.И.Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида», испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. Поэтическая композиция Лосенко воплотилась в лирических образах и воспела любовь и нежность. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Но и теперь громовержец полон небывалой нежности и жест его говорит, что готов он бросить к ногам Фетиды все царства земные. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. И касания ее рук легки и трепетны. Лирический дуэт пленяет мелодией линий, их гибкостью, точностью и певучестью. Гармония бледно-розовых с оливково-желтым одежд Фетиды и пламенного плаща Зевса усиливает звучание темы. Зеленоватая мгла фона проясняется золотистым сиянием, разлитым вокруг головы властителя Олимпа, и розоватым отсветом молний, зажатых когтями орла. Творение Лосенко, резюмировавшее его пенсионерские искания, возвестило о рождении русского классицизма, одного из ответвлений передового направления европейского искусства XVIII века.
Слайд 99Зевс и Фетида (1769 г.)
Зевс и Фетида (1769 г.)
Слайд 100Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового
Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового
Слайд 101Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила
Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила
В ней рассказывалось, как князь Владимир, утвердясь на новгородском престоле, послал гонцов к полоцкому князю Рогвольду с тем, чтобы тот отдал ему в супружество дочь свою Рогнеду. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. Раздраженный гордым ответом Владимир захватил Полоцк, убил Рогвольда и двух его сыновей и насилием принудил Рогнеду к замужеству. Лосенко не удовольствовался столь развернутой программой, но обратился к Несторовой летописи для выяснения подробностей сюжета и его дальнейшего развития. Сохранились выписки из летописи, сделанные рукой Лосенко, равно как и разъяснение сюжета, составленное самим художником. Лосенко трактует программу, как изображение первого свидания Владимира с Рогнедою, первой встречи победителя с пленницей. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. С участием и мольбою о прощении склоняется молодой князь перед смертельно-бледной, охваченной безысходным отчаянием Рогнедой. Напряженность момента подчеркнута равнодушием воинов, пришедших вместе с князем в терем Рогнеды, и скорбью прислужниц княжны. Пафос любви и страдания воплощает и цветовое решение картины, контраст красного и золотистого, оливкового и коричневого тонов. Сгущенность эмоций, неразрешимость нравственного конфликта выражены теснотой замкнутого пространства, отведенного персонажам картины, их подчеркнуто компактной группировкой и тяжкой массой двух пилястров, нависающих над Владимиром.
Слайд 102Владимир перед Рогнедой (1770 г.)
Владимир перед Рогнедой (1770 г.)
Слайд 103В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Благородную простоту
В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Благородную простоту
Действительно, художник воспользовался театральными костюмами, заимствованными из постановок придворного театра. Моделью для Владимира служил прославленный актер И.А.Дмитриевский, его портретные черты сообщены облику князя. Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. И все-таки костюм Рогнеды и особенно прислужницы на первом плане выдержаны в русских мотивах, равно как одежда бородатого воина и крестьянина в треухе, изображенных в глубине справа.
Слайд 104Сохранившиеся этюды женских голов к картине перекликаются с его собственными рисунками с картин
Сохранившиеся этюды женских голов к картине перекликаются с его собственными рисунками с картин
В них синтезировались высшие достижения Лосенко-рисовальшика: тонкий и легкий штрих, выразительность контура, мягкая моделировка чуть растертыми штрихами и глубокая одухотворенность образа. Необычайно показательно, что тип воина в шлеме и крестьянина в меховой шапке проникновеннее и тоньше, даже лиричнее в рисунках, нежели в картине. В рисунках сложный и многогранный портрет, постижение национального своеобразия и душевных качеств модели, тонко переданные благородство и возвышенность чувств, еще не увиденные современниками художника. В картине же характеристика крестьянина и воина несколько обеднена, ограничена холодным и равнодушным вниманием к происходящему.
Слайд 105За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней
За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней
Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. Даже слабейшие из академиков, воспринявших традиции Лосенко в конце XVIII века, блещут превосходным рисунком. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники. Но возложенные на него педагогические и административные обязанности почти полностью отвлекли его от творчества и ускорили его кончину.
Слайд 106К 1771 г. административные и художественные дела Академии зашли в тупик - сказалась
К 1771 г. административные и художественные дела Академии зашли в тупик - сказалась
Между прочим, он поднял вопрос об упорядочении академической коллекции живописи, реставрации произведений и составлении каталога музея. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить. В это тяжкое для Лосенко время у него нашелся защитник, сделавший все возможное, чтобы помочь замечательному мастеру освободиться от непосильных трудов и вернуться к творчеству. И не его вина, что помощь опоздала. Это был Э.М.Фальконе. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Дело ограничилось разговорами.
Слайд 107Жестокой борьбы, нескончаемых забот, обрушившихся на него интриг, клеветы и унижений художник не
Жестокой борьбы, нескончаемых забот, обрушившихся на него интриг, клеветы и унижений художник не
Троянский царевич Гектор прощается с женой и с сыном, предчувствуя свою гибель на поле брани, под стенами родного города, но не склоняясь перед роком. В ответ на мольбы Андромахи остаться в Трое, не покидать ее маленького сына Гектор отвечает ей о завоевании доброй славы в храброй битве для своего отца и себя самого. Затем Гектор приблизился к сыну, но младенец Скамандрий, испугавшись боевого облачения отца, отпрянул от него. Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Этот момент Лосенко сделал сюжетом своей последней картины, написанной по заказу императрицы. Сам сюжет (возможно, избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма, идеями общественного долга.
Слайд 108Прощание Гектора с Андромахой (1773 г.)
Прощание Гектора с Андромахой (1773 г.)
Слайд 109«Прощание Гектора с Андромахой» - первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным.
«Прощание Гектора с Андромахой» - первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным.
С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Плачет прислужница. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем.
Слайд 110Сохранившиеся этюды и эскизы раскрывают направленность авторских поисков во время работы над картиной.
Сохранившиеся этюды и эскизы раскрывают направленность авторских поисков во время работы над картиной.
Слайд 111Сопоставление картины с эскизом, исполненным маслом дает возможность убедиться в изменении образа Андромахи.
Сопоставление картины с эскизом, исполненным маслом дает возможность убедиться в изменении образа Андромахи.
«Прощание Гектора с Андромахой», стоявшее в мастерской художника на мольберте до последних дней его жизни (и в каких-то частностях оставшееся незавершенным), написано с огромным воодушевлением, с подлинным живописным размахом. Героический пафос произведения Лосенко‚ восславившего самопожертвование во имя свободы родины, предопределил дальнейшее развитие гражданственных идей в творчестве классицистов.
Слайд 112Портрет актера Якова Шумского
Портрет актера Якова Шумского