Русский портрет XVIII века презентация

Содержание

Слайд 2

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Что такое парсуна и когда на смену ей пришёл портретный жанр?
Три

знаменитых художника XVIII века.
Любимый портретист Петра Великого.

Слайд 3

ЦЕЛЬ

Сформировать знания об уникальном феномене русской культуры XVIII века.
Задача
Познакомиться с творчеством

выдающихся художников XVIII века и их шедеврами.

Слайд 4

« Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета…

Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уровень с Европой».
Художник и искусствовед И.Э. Грабарь

Слайд 5

ПЕТР I

Общеизвестно, что русское светское искусство с понятием личного авторства и не религиозным

сюжетом возникает в XVIII веке, когда реформы Петра Великого захватывают не только государственную, политическую и экономическую сферы, но и сферу искусства.

Антропов А.П. Портрет
Петра I. 1770 г.
Холст, масло. 286 х 159 Государственный Русский музей

Слайд 6

ПАРСУНА

Жанр портретов в русском изобразительном искусстве восходит к «парсуне»

“Парсуна” — искаженное слово persona,

произведение, сочетающее приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. . При Петре Великом портрет назывался “персоной”, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термин “портрет”.

Царь Федор Иоаннович

Слайд 7

«Портрет царицы Марфы Матвеевны» представляет собой парсуну в ее чистом виде. Изображению свойственна

статичность и наивность формы, но присутствует уже попытка светотеневой моделировки. По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство.

Слайд 8

ПОРТРЕТ

Живописная парсуна - одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья и родоначальница

в России светского портрета - феномена Нового времени. Начало подлинно светской живописи – 10-е гг. XVIII века, когда И.Н. Никитин, обучившись живописи за границей создал свои первые портреты. Также яркими создателями русских портретов являются А.П. Антропов Также яркими создателями русских портретов являются А.П. Антропов и И.П. Аргунов.

Аргунов И. П. Портрет К. А. Хрипунова, 1757 г. Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва.

Слайд 9

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ НИКИТИН (1680-1742) .

Иван Никитич Никитин — «персонных дел мастер», любимый художник Петра

I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

Слайд 10

О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в

Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.

Екатерина I, 1717 г.

Слайд 11

Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714. Холст, масло.
88 х 67,5
Государственный Русский музей

Слайд 12

Портрет царевны Натальи Алексеевны.
Не позднее 1716. Холст, масло.
102 х 71 Государственная

Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 13

Портрет цесаревны Анны Петровны.
Не позднее 1716. Холст, масло.
65 х 53 (овал) Третьяковская

галерея, Москва

Слайд 14

В портретах еще прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает

жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.

Слайд 15

Портрет графа Г.И. Головкина. 1720-е гг. Холст, масло. 90,9 х 73,4 Третьяковская галерея,

Москва.

Слайд 16

Портрет Петра I.
Первая половина 1720-х (?). Холст, масло. Диаметр 55 (круг),
Государственный Русский

музей.

Никитин сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик.

Слайд 17

Одной из лучших работ художника не без оснований считают «Портрет напольного гетмана». История

написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете.

Слайд 18

В августе 1732 года Никитин был арестован в Петербурге за хранение тетради с

пасквилем на Феофана Прокоповича. Никитин находился под следствием Тайной канцелярии, был в одиночном заключении в Петропавловской крепости до 1737 года. В ноябре того же года по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск «на вечное житье за караулом». В 1741 году был помилован. По свидетельству брата, Ф. Никитина, художник скончался по пути из ссылки.

Петр I

Слайд 19

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ АНТРОПОВ (1716 – 1795)


Русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в

стране художников, начавших писать светские портреты.

Автопортрет, 1784 г.

Слайд 20

А. П. Антропов родился в семье «слесарного мастера» Оружейной палаты. Он начал свой

долгий творческий путь в неблагоприятное время царствования Анны Иоанновны. Аннинская эпоха отмечена жестокостью нравов, «бироновщиной» — пренебрежением к национальным традициям и чрезмерным влиянием иностранцев.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Середина XVIII в.
Холст, масло. 82,2 х 67 Государственный Русский музей

Слайд 21

Портрет Петра III, 1762 г. Холст, масло. 139 х 106,5 Сергиево-Посадский государственный историко-художественный

музей-заповедник.

Официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного «образца».

Слайд 22

Портрет
Е.Л. Воронцовой, 1762 г.
Холст, масло.
55 х 40 Государственный исторический музей.


Слайд 23

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, 1774 г.
Холст, масло.
106,5 х 46,5 Государственный Русский

музей

Слайд 24

Портрет Екатерины II, 1766 г.
Холст, масло. 100 х 82 Волгоградский музей изобразительных

искусств.

Слайд 25

Антропов скончался от горячки в 1795 году и был похоронен в Александро-Невской лавре,

для которой он в свое время писал иконы и портреты.

Портрет Петра I. 1770 г. Холст, масло. 286 х 159 Государственный Русский музей

Слайд 26

ИВАН ПЕТРОВИЧ АРГУНОВ (1729 – 1802) .

И. П. Аргунов был крепостным князя А. М.

Черкасского; в 1743 году он перешел к графу фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, а впоследствии к его потомкам.

Автопортрет, конец 1750 гг., ГРМ.

Слайд 27

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически

дворцов)
П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.

Екатерина II

Слайд 28

Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской. 1754 г.
Холст, масло.

Портрет неизвестной крестьянки в русском

костюме. 1784 г. Третьяковская галерея.

Слайд 29

Портрет княгини
Е. А. Лобановой-Ростовской,
1754 г. Холст, масло.

В 1788 г. Аргунов назначен

управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П.И.Аргунов - сын).

Слайд 30

ВЫВОД:

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области

искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. Русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
Имя файла: Русский-портрет-XVIII-века.pptx
Количество просмотров: 23
Количество скачиваний: 0