Социологические типы культуры: этногенетическая модель Л.Н. Гумилева презентация

Слайд 4

Данная теория получила неоднозначную оценку у представителей различных наук. Весьма благожелательно она была

встречена географами, геологами, зоологами, ботаниками и философами, но не вызвала интереса у историков, филологов и востоковедов. Некоторая часть этнологов не разделяет гумилевскую теорию.
Гумилев исходит из того, что ни один этнос не вечен. Древние шумеры, хетты, филистимляне, дарданы, этруски и венеты уступили свое место парфянам, эллинам, латинам и римлянам, которые выделились из латинов и других италиков. Но и этих сменили итальянцы, испанцы, французы, греки, турки, таджики, узбеки и казахи.

Слайд 5

История человечества свидетельствует, что из народов, процветавших 5 тысяч лет тому назад, не

осталось ни одного. Из тех, кто творил великие дела за 2 тысячи лет до нашей эры, уцелели лишь жалкие осколки немногих. Те же, кто существовал в X в., по большей части еще живут, хотя и весьма изменившись. По-видимому, и в дальнейшем этносы будут появляться и исчезать. Как и почему это происходит — центральная проблема этногенеза.

Слайд 6

В своей теории этногенеза Л.H. Гумилев соединил геобиохимию и системологию с исторической географией,

исходя из того, что этнос как биосоциальная общность есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции. Этносы (биосоциальные общности) рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы. Каждая этническая система имеет историю, укладывающуюся в схему: толчок-подъем-перегрев-упадок-затухание (с отдельными зигзагами на том или ином этапе).

Слайд 8

Л.Н. Гумилевым на основе исторического материала было показано, что все процессы этногенеза разворачиваются

единообразно, т. е. смена фаз этногенеза в различные эпохи подчинялась четкой внутренней закономерности, а длительность каждого из этих процессов составляла 1200 — 1500 лет. Для объяснения этого феномена Л.Н. Гумилевым была предложена концепция пассионарности, связывающая смену фаз этногенеза с изменением уровня пассионарного напряжения системы.
Следовательно, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми этносов, т. к. эти формы связаны с фазами этногенеза и господствующими в них императивами поведения.

Слайд 9

Исторические типы этногенеза. 

Палеоэтногенез 
Мезоэтногенез 
Неогенез 

Имя файла: Социологические-типы-культуры:-этногенетическая-модель-Л.Н.-Гумилева.pptx
Количество просмотров: 65
Количество скачиваний: 0