Слайд 2
![Характеристика стиля Рококо – стилистическое направление в искусстве первой половины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-1.jpg)
Характеристика стиля
Рококо – стилистическое направление в искусстве первой половины XVIII века,
сформировавшееся во Франции. Искусство рококо – явление чисто аристократическое.
Наиболее ярко стиль рококо проявился при Людовике XV. До нас дошли его слова, ставшие крылатыми: «После нас хоть потоп».
Слайд 3
![Двор купался в удовольствиях, атмосфере придворных интриг, любовных похождений. Нравы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-2.jpg)
Двор купался в удовольствиях, атмосфере придворных интриг, любовных похождений.
Нравы становились
все более распущенными, вкусы прихотливыми, формы легкими и капризными.
Слайд 4
![Характерные черты стиля Утонченность, изысканность, изящество, хрупкость. Содержание лишено идейной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-3.jpg)
Характерные черты стиля
Утонченность, изысканность, изящество, хрупкость.
Содержание лишено идейной глубины.
Культ гедонизма – наслаждения, удовольствия.
Мир рококо – беззаботность, праздность, сладострастие.
Мотивы сельской уединенности, как уход человека от общественных проблем.
Возврат к непринужденности, естественности чувств, освобождение от высокопарности и напыщенности.
Тяготение к камерности, миниатюрности.
Слайд 5
![Архитектура В планировке зданий и облике фасадов стиль рококо проявился](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-4.jpg)
Архитектура
В планировке зданий и облике фасадов стиль рококо проявился мало. Формы
становятся более легкими, грациозными, с оттенком интимности.
Строятся всевозможные беседки, павильоны, увеселительные и декоративные сооружения.
Большинство построек рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы.
Слайд 6
![Малый Трианон в Версале Арх. Ж.А. Габриель . 1762—64 «Трианон»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-5.jpg)
Малый Трианон в Версале
Арх. Ж.А. Габриель . 1762—64
«Трианон» в эпоху
Людовика XV (1715—74) означало место уединения или тихого времяпрепровождения. Король лелеял далеко идущие планы соорудить в Версале ферму для занятий сельским хозяйством, а также устроить ботанический сад и оранжереи.
Слайд 7
![Король и его фаворитка маркиза де Помпадур были страстно увлечены ботаникой.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-6.jpg)
Король и его фаворитка маркиза де Помпадур были страстно увлечены ботаникой.
Слайд 8
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-7.jpg)
Слайд 9
![Отель Субиз арх. П. А. Деламер Париж Как правило, высокая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-8.jpg)
Отель Субиз
арх. П. А. Деламер Париж
Как правило, высокая ограда отделяла
особняк от города, скрывая частную жизнь владельцев дома.
Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания; они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII века, а образовывали весьма изящные асимметричные композиции.
Слайд 10
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-9.jpg)
Слайд 11
![Интерьеры В центре обычно помещался парадный зал — так называемый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-10.jpg)
Интерьеры
В центре обычно помещался парадный зал — так называемый салон.
Окна
были очень большими, почти от самого пола. Интерьеры построек рококо оформлялись скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал.
Слайд 12
![В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон, созданный в стиле рококо Жерменом Боффраном.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-11.jpg)
В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон, созданный в стиле
рококо Жерменом Боффраном.
Слайд 13
![Здесь все углы закруглены, нет ни одной прямой линии, даже](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-12.jpg)
Здесь все углы закруглены, нет ни одной прямой линии, даже переход
от стен к потолку замаскирован картинами, помещенными в рамы криволинейных очертаний.
Слайд 14
![Все стены украшены резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределенность.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-13.jpg)
Все стены украшены резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно
расширяют пространство, придавая ему неопределенность.
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-14.jpg)
Слайд 16
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-15.jpg)
Слайд 17
![Убранство интерьеров – главная сфера рококо. Ассиметрия, изменчивость форм, обилие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-16.jpg)
Убранство интерьеров – главная сфера рококо.
Ассиметрия, изменчивость форм, обилие мелких деталей
Плоскость
стены уничтожается зеркалами и декоративными панно
Отсутствие углов и прямых линий
Изгоняется представление о тяжести, массе (хрупкие столики и пуфы на изящных ножках)
Популярны изящные безделушки – ларчики с секретами, табакерки, фарфоровые статуэтки
Мода на восточные мотивы декора, особенно китайские
Таким образом, главная цель рококо – создать приятное впечатление, развлечь.
Слайд 18
![Литература Распространены театральные представления в форме изящного, легковесного спектакля с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-17.jpg)
Литература
Распространены театральные представления в форме изящного, легковесного спектакля с оттенком юмора,
иронии.
Жанры:
Пастораль (идиллический сюжет, герои – пастухи и пастушки)
Комедия масок
Поэзия (тема любви наиболее популярна, путешествие на остров Цетеры, образ Амура, серьезные идеи отсутствуют)
Проза (распространены воспоминания на тему любви, например, Казанова «История моей жизни»)
Слайд 19
![Живопись Сюжеты легкие, непринужденные. Происходит возврат к естественной жизни, которая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-18.jpg)
Живопись
Сюжеты легкие, непринужденные. Происходит возврат к естественной жизни, которая представлена как
легковесный спектакль. Часто встречается изображение мелочей повседневности, непринужденности чувств, что для классицизма считалось низким.
Сюжеты: маскарад, театральные картинки, пасторальные, сельские пейзажи, лирико-интимные сцены, легкость и беззаботность во всем.
Слайд 20
![Антуан Ватто (1684 – 1721) А. Ватто считают основоположником рококо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-19.jpg)
Антуан Ватто (1684 – 1721)
А. Ватто считают основоположником рококо в
живописи.
Ватто создает новый жанр – «галантные празднества».
Этот жанр близок к пасторали. Аристократическая публика, гуляющая на лоне природы – таков сюжет этих картин.
Слайд 21
![Праздник любви Холст, масло. 61 x 75 Картинная галерея, Дрезден](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-20.jpg)
Праздник любви
Холст, масло. 61 x 75
Картинная галерея, Дрезден
Слайд 22
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-21.jpg)
Слайд 23
![Галантные празднества Дамы и кавалеры беседуют, танцуют, слушают музыку. Главное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-22.jpg)
Галантные празднества
Дамы и кавалеры беседуют, танцуют, слушают музыку.
Главное в развитии
сюжета – общение мужчины и женщины, их изящный, безмолвный диалог, игра взглядов, легкие движения рук, едва заметные повороты головы, говорящие лучше всяких слов.
Слайд 24
![Общество в парке Около 1720 Холст, масло. 60 x 75 Картинная галерея, Дрезден](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-23.jpg)
Общество в парке
Около 1720 Холст, масло. 60 x 75 Картинная
галерея, Дрезден
Слайд 25
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-24.jpg)
Слайд 26
![Паломничество на остров Киферу 1717 Холст, масло. 129 x 194 Лувр, Париж](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-25.jpg)
Паломничество на остров Киферу
1717 Холст, масло.
129 x 194 Лувр,
Париж
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-26.jpg)
Слайд 28
![Жиль . 1717—19 Холст, масло. 185 x 150 Лувр, Париж](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-27.jpg)
Жиль .
1717—19
Холст, масло. 185 x 150
Лувр, Париж
Слайд 29
![Франсуа Буше (1703 – 1770) Ф. Буше – самый модный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-28.jpg)
Франсуа Буше (1703 – 1770)
Ф. Буше – самый модный и
преуспевающий художник того времени, он стал официальным представителем стиля Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур, фаворитки короля.
Вся его жизнь связана с Парижем, он занимал пост королевского живописца Людовика XV. Стал директором Академии Художеств.
Слайд 30
![Мадам де Помпадур 1756 Холст, масло. 201 x 157 Старая пинакотека, Мюнхен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-29.jpg)
Мадам де Помпадур
1756
Холст, масло. 201 x 157
Старая пинакотека,
Мюнхен
Слайд 31
![Главный жанр творчества Буше работал в самых разных областях: иллюстрировал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-30.jpg)
Главный жанр творчества
Буше работал в самых разных областях: иллюстрировал книги Мольера,
Боккаччо, Овидия, создавал декорации для опер и спектаклей, картоны для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т.п.
Поскольку Буше работал при дворе, то в своем творчестве он обращался к жанру, востребованному в кругах Людовика XV. Это галантно-мифологический или любовно-эротический жанр.
Слайд 32
![Купание Дианы 1742 Холст, масло. 56 x 73 Лувр, Париж](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-31.jpg)
Купание Дианы
1742 Холст, масло.
56 x 73 Лувр, Париж
Слайд 33
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-32.jpg)
Слайд 34
![Юпитер и Каллисто 1744 Холст, масло. 98 х 72 Государственный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-33.jpg)
Юпитер и Каллисто
1744 Холст, масло.
98 х 72
Государственный музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Слайд 35
![Сюжет картины Нимфа Каллисто была спутницей и подругой богини-охотницы Артемиды](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-34.jpg)
Сюжет картины
Нимфа Каллисто была спутницей и подругой богини-охотницы Артемиды (в римской
мифологии — Дианы). Все спутницы богини, как и сама Диана, должны были хранить девственность.
Зевс (в римской мифологии — Юпитер), приняв облик Дианы, соблазнил Каллисто (от их союза родился Аркад). Узнав об этом, Диана превратила Каллисто в медведицу. Аркад, который не знал этого, пытался убить на охоте свою мать. Зевс предотвратил это убийство, превратив Аркада и Каллисто в созвездия Малой и Большой Медведицы.
Слайд 36
![Геркулес и Омфала 1731—40 Холст, масло. 90 х 74 Государственный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-35.jpg)
Геркулес и Омфала
1731—40
Холст, масло.
90 х 74
Государственный музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Слайд 37
![Сюжет картины Геракл (в римской мифологии — Геркулес) был продан](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-36.jpg)
Сюжет картины
Геракл (в римской мифологии — Геркулес) был продан Зевсом в
рабство к лидийской царице Омфале во искупление совершенного им случайного убийства Эвритова сына Ифита.
Согласно мифу, особое унижение Геркулеса состояло в том, что мужественного героя вынуждали выполнять женскую работу. Плененный красотой царицы, Геркулес забыл о своих былых подвигах и стал угождать всем прихотям своей госпожи.
Слайд 38
![Мадам де Помпадур 1756 Холст, масло. 201 x 157 Старая пинакотека, Мюнхен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-37.jpg)
Мадам де Помпадур
1756
Холст, масло. 201 x 157
Старая пинакотека,
Мюнхен
Слайд 39
![Портрет маркизы де Помпадур 1759 Холст, масло. 91 x 68 Собрание Уоллес, Лондон .](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-38.jpg)
Портрет маркизы де Помпадур 1759
Холст, масло.
91 x 68
Собрание
Слайд 40
![Жан Оноре Фрагонар (1732 – 1806) Ж. О. Фрагонар работал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-39.jpg)
Жан Оноре Фрагонар (1732 – 1806)
Ж. О. Фрагонар работал во
второй половине XVIII века, когда стиль рококо уже вышел из моды. В то время во французском искусстве параллельно с придворным рококо созревали течения, близкие вкусам третьего сословия.
В его творчестве проявились как тенденции живописи рококо, так и особенности бытового жанра. Фрагонар был учеником Ф. Буше и в его работах так же присутствуют вариации на тему «игры в любовь».
Слайд 41
![Поцелуй украдкой Конец 1780-х гг. Холст, масло. 45 x 55 ГЭ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-40.jpg)
Поцелуй украдкой
Конец 1780-х гг.
Холст, масло. 45 x 55 ГЭ
Слайд 42
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-41.jpg)
Слайд 43
![Качели 1766 Холст, масло. 81 x 64 Собрание Уоллеса, Лондон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-42.jpg)
Качели
1766
Холст, масло.
81 x 64
Собрание Уоллеса, Лондон
Слайд 44
![Урок музыки 1769 Холст, масло. 110 x 120 Лувр, Париж](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-43.jpg)
Урок музыки
1769 Холст, масло.
110 x 120 Лувр, Париж
Слайд 45
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-44.jpg)
Слайд 46
![Читающая девушка Около 1776 Холст, масло. 82 x 65 Национальная галерея искусства, Вашингтон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-45.jpg)
Читающая девушка
Около 1776
Холст, масло. 82 x 65
Национальная галерея
искусства, Вашингтон
Слайд 47
![У очага Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-46.jpg)
У очага
Холст, масло.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Слайд 48
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/255221/slide-47.jpg)