Слайд 2
![Что такое чум? Происхождение Установка Внутреннее устройство и ритуальное значение Заключение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/113705/slide-1.jpg)
Что такое чум?
Происхождение
Установка
Внутреннее устройство и ритуальное значение
Заключение
Слайд 3
![Что такое чум? Чум — каркасное коническое наземное круглое в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/113705/slide-2.jpg)
Что такое чум?
Чум — каркасное коническое наземное круглое в основании сооружение
из жердей, покрываемое берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.
Слайд 4
![По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/113705/slide-3.jpg)
По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно.
И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте из перекрещенных жердей, покрытых ветками, корой или специально припасенными шкурами.
Слайд 5
![Выбор места: место для стоянки и установки выбирают мужчины. При](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/113705/slide-4.jpg)
Выбор места: место для стоянки и установки выбирают мужчины. При этом
существует определенный порядок. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чадыр ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых.
Слайд 6
![Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/113705/slide-5.jpg)
Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где
сооружали очаг.
Слайд 7
![Вокруг очага укладывают доски пола. Потом на место постелей расстилают](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/113705/slide-6.jpg)
Вокруг очага укладывают доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки
из трав и прутьев. Затем устанавливаются опорные шесты, которые крепятся разветвленниями, сучьями, либо связываются, перекрещиваются, вставляются в проделанное в жерди отверстие .
Слайд 8
![Затем натягиваются покрышки. Для того чтобы надеть покрышки на чум](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/113705/slide-7.jpg)
Затем натягиваются покрышки. Для того чтобы надеть покрышки на чум
используют специальный шест. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.
Слайд 9
![Космосом в миниатюре, то есть микрокосмосом, является традиционное жилище. У](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/113705/slide-8.jpg)
Космосом в миниатюре, то есть микрокосмосом, является традиционное жилище. У всех
народов Сибирского региона пространство жилища чётко делится на две половины — мужскую (почётную, чистую, гостевую) и женскую (хозяйственную). Почётным местом везде считалась сторона, противоположная входу.
Слайд 10
![Кроме очага, еще очень значимыми элементами являются дверной вход и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/113705/slide-9.jpg)
Кроме очага, еще очень значимыми элементами являются дверной вход и сымзы
(центральный внутренний шест). Вход разделял две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. С этим был связан ряд поверий: детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Умершего никогда не выносили через вход, чтобы его вынести поднимали покрытия.
Слайд 11
![В чуме большое значение имел очаг, и доброе пожелание звучало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/113705/slide-10.jpg)
В чуме большое значение имел очаг, и доброе пожелание звучало так:
«Пусть не гаснет огонь в вашем чуме». Это пожелание было символическим, оно означало «пусть не закончится ваш род».