Слайд 2
![История создания Служба в армии Как известно, выдающийся писатель А.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/120457/slide-1.jpg)
История создания
Служба в армии
Как известно, выдающийся писатель А. Куприн служил в
армии и был хорошо знаком с военной средой, ее проблемами и трудностями. Служба в армии оставила в Куприне сильные впечатления, которые дали ему богатый материал для произведений, в том числе для повести "Поединок".
Слайд 3
![Работа над повестью Первые наброски повести "Поединок" были сделаны Куприным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/120457/slide-2.jpg)
Работа над повестью
Первые наброски повести "Поединок" были сделаны Куприным в 1902
г. Весной 1903 г. в Мисхоре Куприн набросал отдельные главы, но уничтожил рукопись, которая не удовлетворила его. Весной 1904 г. Куприн вплотную приступил к работе над "Поединком" и летом продолжал активно трудиться. Произведение писалось в обстановке русско-японской войны, когда тема военой службы имела особую актуальность.
Слайд 4
![Потеря XIV-ой главы Финал "Поединка" С XIV главой случилась неприятность:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/120457/slide-3.jpg)
Потеря XIV-ой главы
Финал "Поединка"
С XIV главой случилась неприятность: в числе других
рукопись главы забрали жандармы во время обыска у Куприна. Писателю пришлось восстанавливать главу по памяти.
Чтобы успеть сдать повесть в печать, Куприн был вынужден отказаться от детального изображения дуэли, поэтому повесть заканчивается кратким рапортом о поединке Ромашова и Николаева. Образец рапорта о дуэли Куприн взял в Дуэльном кодексе, когда остальные главы повести уже были напечатаны.
Слайд 5
![Первая публикация Изначально повесть "Поединок" предназначалась для журнала «Мир божий»,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/120457/slide-4.jpg)
Первая публикация
Изначально повесть "Поединок" предназначалась для журнала «Мир божий», но потом
автор решил печатать ее в сборнике "Знания", посвященном памяти А. П. Чехова. Повесть "Поединок" была впервые напечатана в мае 1905 г. в "Сборнике товарищества «Знание» за 1905 год" в книге VI с посвящением Максиму Горькому "с чувством истинной дружбы и глубокого уважения".
Слайд 6
![Тема и идея Писатель в своей повести параллельно развил три](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/120457/slide-5.jpg)
Тема и идея
Писатель в своей повести параллельно развил три тематические линии:
это жизнь солдат, офицерская среда и личные отношения.
Основная идея повести выражена мыслями главного героя произведения Юрия Ромашова:
“Каким образом может существовать сословие,
которое в мирное время, не принося ни одной крошки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время - идёт бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами? ”
Слайд 7
![Композиция Композиция повести строится на сочетании нескольких сюжетных линий, каждая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/120457/slide-6.jpg)
Композиция
Композиция повести строится на сочетании нескольких сюжетных линий, каждая из которых
представляет отличный от других тип любовных отношений. На переднем плане обычные семейные пары с обычными представлениями о любви. В центре - любовь и смерть чиновника, которая обнажила рутину текущей жизни и мелочность ее любви. Персонажи отличаются топкой психологической отделкой, продуманы детали интерьера, сюжетные линии. В письмах друзьям автор признавался, как трудно писалась эта своеобразная вариация на вторую сонату Бетховена.
Слайд 8
![Система персонажей Полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий — люди](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/120457/slide-7.jpg)
Система персонажей
Полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий — люди разные, но
все они — ретрограды армейского воспитания и обучения. Молодых офицеров, кроме Ромашова, представляют Веткин, Бобетинский, Олизар, Лобов, Бек-Агамалов. Как воплощение всего грубого и бесчеловечного среди офицеров полка выделяется капитан Осадчий. Человек диких страстей, жестокий, полный ненависти ко всему, сторонник палочной дисциплины, он противопоставлен главному герою повести подпоручику Ромашову.
Слайд 9
![Авторская позиция Герой-резонер Назанский, который выражает все идеи автора, является](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/120457/slide-8.jpg)
Авторская позиция
Герой-резонер Назанский, который выражает все идеи автора, является представлением авторской
позиции : он ненавидит военную жизнь (как ненавидел всю эту жестокую дисциплину и бесчеловечность сам Куприн), предчувствует будущие социальные потрясения, его философия - чистый эстетизм. Основной исходный пункт его программы - это освобождение личности, сначала надо совершенствовать себя, а потом уже совершать социальные преобразования. Крайний индивидуализм и отрицание гражданских обязательств.
Слайд 10
![Актуальность Повесть сохранила значение и до наших дней и до](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/120457/slide-9.jpg)
Актуальность
Повесть сохранила значение и до наших дней и до сих пор
является свежей и интересной. Причина актуальности повести в наши дни кроется в том, что «Поединок» изображает трагедию человека (существа природного и духовного) , перерастающего рамки, в которое заключает его общество. И в своем стремлении вырваться из этого круга человек либо опускается, как опустился муж Шурочки, либо погибает, как Ромашов.