Арнольд Тойнби (1889-1975) презентация

Содержание

Слайд 2

стимул удара (реакция на нападение), стимул давления («форпост»), стимул ущемления (бедность, рабство, национальная

дискриминация)

Арнольд Тойнби (1889-1975) является автором теории цивилизаций
(как целостных в социокультурном отношении человеческих сообществ, ограниченных определённым периодом времени и определённой географической территорией )

Тойнби насчитал 21 цивилизацию

вавилонская

шумеро-аккадская

древнеегипетская

хеттская

сирийская

персидская (иранская)

арабоисламская

минойская

эллинская (греко- римская)

западная

православная (основной массив) Византия

православная русская

древнекитайская

дальневосточная китайская

дальневосточная японско-корейская

индская

индуистская

майянская

мексиканская

юкатанская

андская

пять основных стимулов (вызовов), которые могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации
стимул бесплодной земли,
стимул новой земли

Стимул природной среды

Стимул окружения

стимул удара (реакция на нападение), стимул давления («форпост»), стимул ущемления (бедность, рабство, национальная

Слайд 3

максимальное число сменяющих друг друга цивилизаций не превышает трех

максимальное число сменяющих друг друга цивилизаций не превышает трех

Слайд 4

Цивилизация в лице творческого меньшинства может либо дать « ответ » и перестроиться

или погибнуть

Когда наступают стадии надлома и разложения, творческое меньшинство теряет свою способность к нахождению ответов на вызовы, превращаясь в элиту, которая хоть и возвышается над обществом, но уже не имеет авторитета для управления, переходя к управлению не силой авторитета, а силой оружия. В этот период большинство населения, составляющего данную цивилизацию, становится внутренним пролетариатом

  Этот внутренний пролетариат создает вселенскую церковь, правящая элита отвечает на это созданием универсального государства.
Внешний пролетариат переходит к созданию мобильных военных отрядов (он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию). 

«Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проекты гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью и судьбой на гибель»

Цивилизация в лице творческого меньшинства может либо дать « ответ » и перестроиться

Слайд 5

Основной вызов, определившего ее развитие - внешнее давление

Первый вызов Россия получила в

1237 году со стороны кочевых народов, когда хан Батый организовал поход на славянские земли
Ответом на Вызов стало изменение образа жизни и социальной организации. Именно тогда произошел первый случай за всю историю цивилизаций, заключавшийся в победе оседлого общества над евразийскими кочевниками

Итогом стало завоевание земель этих кочевников, изменение лица ландшафта, заключавшееся в преобразовании кочевых пастбищ в крестьянские села, а стойбищ – в оседлые деревни

Следующий этап вызова для православной русской цивилизации - давление на Россию со стороны западного мира, произошедшее в 17 веке

Адекватным ответом на вызов стало основание Петром I города Петербурга и последующее создание русского флота на Балтике

Россия относится к православно-христианской цивилизаци

Коммунистическую фаза в России «контрудар», который отбивал назад все, что со стороны Запада было навязано России в 18 веке

Это был лишь один из вариантов ответа, который неизбежен при создавшемся противоречии между агрессором — западной цивилизацией, и жертвами – другими цивилизациями

Основной вызов, определившего ее развитие - внешнее давление Первый вызов Россия получила в

Слайд 6

ТЕОРИЯ ЕДИНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Ф.ФУКУЯМЫ

Отражает процессы интернационализации производства, интеграции национальных экономик, либерализации международных

экономических отношений

Все страны мира постепенно движутся к единому политическому, социальному и экономическому строю – либеральной демократии

В конечном итоге, мир превратится в единое общество и наступит как бы «конец истории»

Западная культура, и ценности Запада становятся чертами, присущими и остальным странам мира (вестернезация)

ТЕОРИЯ ЕДИНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Ф.ФУКУЯМЫ Отражает процессы интернационализации производства, интеграции национальных экономик, либерализации международных

Слайд 7

Оппонентом концепции «конца истории» выступил С. Хантингтон

Потенциальными цивилизациями, которые способны бросить вызов

Западу являются : славяно-православная; конфуцианская (китайская); японская; исламская; индуистская; латиноамериканская и африканская

Оппонентом концепции «конца истории» выступил С. Хантингтон Потенциальными цивилизациями, которые способны бросить вызов

Слайд 8

Нам предстоит продолжение истории как множества столкновений все более мощных и амбициозных конфликтующих

цивилизаций

Стратегической победы не произошло. Мировое доминирование западной идеологии лишь временное явление

Система ценностей , признанная западом как универсальная для всего человечества, не может нивелировать цивилизационные противоречия

Ближайшее будущее мировой истории будет периодом столкновения цивилизаций

А так как, столкновение в будущем неизбежно, то надо предпринимать превентивные меры уже сейчас. Приоритетом в политике быть такие действия и решения, которые будут основываться на принципиальной установке - исключение возможности объединения этих цивилизаций в любые совместные блоки и союзы

Нам предстоит продолжение истории как множества столкновений все более мощных и амбициозных конфликтующих

Слайд 9

Западу следует

– использовать трудности и конфликты во взаимоотношениях исламских и конфуцианских стран

– поддерживать

группы, ориентирующиеся на западные ценности и интересы в других цивилизациях

– усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и узаконивающие их, и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты

Западу следует – использовать трудности и конфликты во взаимоотношениях исламских и конфуцианских стран

Слайд 10

Место России в структуре цивилизационной модели Хантингтона

первая фаза длилась вплоть до царствования

Петра Великого
Киевская Русь и Московия существовали отдельно от Запада
отличительные характеристики Запада как католическая религия, латинские корни языков, отделение церкви от государства, принцип господства права, социальный плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм практически полностью отсутствуют в историческом опыте России. Именно в этот период и сформировались корни Российской цивилизации
период царствования Петра Великого
В итоге Петр создал разорванную страну, часть населения которой желала полной европеизации России (западники), а другая часть призывала отказаться от европейского влияния и прислушаться к истинно русской душе (славянофилы)

после Большевистской революции 1917
В этот период Россия стала воплощением не отсталого азиатского прошлого, а прогрессивного советского будущего.
Революция позволила ей перепрыгнуть Запад, отличиться от остальных не потому, что «вы другие, а мы не станем как вы», как утверждали славянофилы, а потому, что «мы другие и скоро вы станете как мы», как провозглашал коммунистический интернационал
период после распада Советского Союза
Россия перестала претендовать на роль мирового гегемона и всё ещё продолжает оставаться разорванной страной, а западно-славянофильский дуализм до сих пор является неотъемлемой чертой национального характера

Место России в структуре цивилизационной модели Хантингтона первая фаза длилась вплоть до царствования

Слайд 11

Слайд 12


Этническая структура
общества

Стратификационная
структура
общества

Классовая структура
общества

Демографическая
структура
общества

Профессионально-образовательная
структура общества

Поселенческая (территориальная)
структура общества

Социальная структура

Этническая структура общества Стратификационная структура общества Классовая структура общества Демографическая структура общества Профессионально-образовательная

Слайд 13

СОЦИААЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

ЭТНИЧЕСКИЕ

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ

Рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие,
предприниматели, владельцы предприятий и фирм

КЛАССОВЫЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

ПО УРОВНЮ ДОХОДОВ

ПО

ХАРАКТЕРУ
И УРОВНЮ
ОБРАЗОВАНИЯ
Нации, народности, национальные, этнические,
этнографические группы

Мужчины,женщины, дети, молодежь , возрастные
группы

Работники определенных отраслей производства,
трудовые коллективы, фермеры, брокеры и др.

Работники конкретных профессий, умственного и
физического труда

Граждане, жители штата, кантона, республики, региона,
населенного пункта

Живущие за чертой прожиточного минимума, имеющие
средние, высокие доходы

Не имеющие образования, имеющие различные
уровни образования

СОЦИААЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ ЭТНИЧЕСКИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ Рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие, предприниматели, владельцы предприятий

Слайд 14

Социальная структура общества
(этнические формы социальных общностей

Социальная структура общества (этнические формы социальных общностей

Слайд 15

Основные исторические типы социальной стратификации

КАСТЫ

Закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом


Членство в касте определяется исключительно
рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются

СОСЛОВИЯ

Социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в
праве и традициях, передаются наследственным образом

КЛАССЫ

Совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные доходом, престижем и властью

Рабство

Раб являлся собственностью другого человека, а система законов закрепляет статус раба

СИСТЕМЫ

Закрытые

ОТКРЫТАЯ

СИСТЕМА

Основные исторические типы социальной стратификации КАСТЫ Закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и

Слайд 16

Классовая теория

К.Маркс и В.Ленин
Место класса в исторически определенной системе общественного производства
Роль класса

в общественной организации труда
Отношение класса к собственности на средства производства
Размер и доля общественного богатства, которой располагает класс

М. Вебер

Три компонента неравенства :
имущественное неравенство
неодинаковый престиж
различный объем власти

Между классами рабочих и капиталистов существует многочисленный
средний класс

Классовая теория К.Маркс и В.Ленин Место класса в исторически определенной системе общественного производства

Слайд 17

Социальная стратификация
Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности

и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества
П. Сорокин

три разновидности социальной стратификации

Экономическая

Политическая

Профессиональная

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре

Вертикальная мобильность

Горизонтальная мобильность

Причины вертикальной групповой мобильности : войны, революции, иностранные завоевания, которые способствуют изменению критериев стратификации в обществе и изменяют групповой статус

Функции социальной циркуляции выполняют : армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации

Социальная стратификация Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий,

Слайд 18

Общество делится на класс правящих и класс управляемых

Элита – это люди, способные к

управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством

Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – «контрэлита», она стремиться к власти, и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит

Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений

Политическая элита –
группа или совокупность групп, занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти

ТИПЫ ЛИДЕРСТВА ПО М. ВЕБЕРУ

Традиционное лидерство, основано на традициях (вожди племен, монархи)
ПРИВЫЧКА

Рационально-легальное лидерство – лидерство, осуществляемое на основе и в
рамках законов, принятых современным демократическим обществом
РАЗУМ

Харизматическое лидерство - основывается на вере в необыкновенные,
выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога»
ВЕРА

Общество делится на класс правящих и класс управляемых Элита – это люди, способные

Слайд 19

Политическая система общества -
это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть и управляющих

делами общества
Институциональный
(государство, партии, органы власти, общественные движения)
Коммуникативный
(политические отношения по поводу государственной власти ; связь между политической системой в целом и обществом)
Культурно- идеологический (политические идеи, взгляды, политическая культура, политические идеологии)
Нормативный
(политические нормы: обычаи и традиции; правовые; корпоративные; моральные- регулируют политические отношения)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Политическая система общества - это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть и

Слайд 20

Конверсии
преобразования общественных требований в политические решения

Адаптации
приспособления политической системы к изменяющимся условиям
общественной жизни

Мобилизации
аккумуляция

людских и материальных ресурсов (денежных средств,
избирателей и т.д.) для достижения политических целей

Охранительная функция
защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей
и принципов

Внешнеполитическая
установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими
государствами

Консолидирующая
согласование коллективных интересов и требований различных социальных
групп

Распределительная
создание и распределение материальных и духовных ценностей

Функции политической системы

Конверсии преобразования общественных требований в политические решения Адаптации приспособления политической системы к изменяющимся

Слайд 21

ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА

ВХОД

ВыхОД

требования

поддержка

В области распределения благ и услуг

Регулировычные

В сфере коммуникации и информации

Материальная

Соблюдение законов, уважение

к власти

Участие в политической жизни

Внимание к официальной информации

СРЕДА

СРЕДА

Регулирование поведения людей

Распределение товаров и услуг , привилегий и возможностей

Производство политических символов, ценностей и т.д
Решения и
действия

СРЕДА

СРЕДА

Функционирование политической системы
по Д. Истону

Обратная связь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВХОД ВыхОД требования поддержка В области распределения благ и услуг Регулировычные

Слайд 22

ГОСУДАРСТВО: ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ

Признаки

Территория
Публичная власть
Суверенитет
Право сбора налогов
Монополия на
легитимное насилие

Функции

Политическая
Экономическая
Социальная
Стабилизационная
Культурная
Правотворческая
Экологическая

Идеологическая
Оборонная

Формы

1.Формы правления
2. Формы государственного устройства
3. Типы политического режима (демократический, авторитарный, тоталитарный

ГОСУДАРСТВО: ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ Признаки Территория Публичная власть Суверенитет Право сбора налогов Монополия

Слайд 23

Географическое
положение
Население и его национальный характер
Естественные ресурсы
Национальная мораль (степень поддержки населения)
Промышлен-ные возможности
Качество

дипломатии
Военный потенциал
Качество правительства

Устойчивость государства

Географическое положение Население и его национальный характер Естественные ресурсы Национальная мораль (степень поддержки

Имя файла: Арнольд-Тойнби-(1889-1975).pptx
Количество просмотров: 53
Количество скачиваний: 0