Слайд 2
![На протяжении веков сложились две позиции, две роли художника: Подражатель,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-1.jpg)
На протяжении веков сложились две позиции, две роли художника:
Подражатель, копиист;
Медиум,
посредник , проникающий в глубь вещей, за внешнюю сторону видимого мира и обнаруживающий там идеи, высший смысл, законы мироздания.
Слайд 3
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-2.jpg)
Слайд 4
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-3.jpg)
Слайд 5
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-4.jpg)
Слайд 6
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-5.jpg)
Слайд 7
![Но в определенный момент к ним добавилась другая. Кто изображен на полотнах?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-6.jpg)
Но в определенный момент к ним добавилась другая.
Кто изображен на полотнах?
Слайд 8
![Ян ван Эйк](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-7.jpg)
Слайд 9
![Рогир ван дер Вейден](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-8.jpg)
Слайд 10
![Ханс Мемлинг](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-9.jpg)
Слайд 11
![Альбрехт Дюрер](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-10.jpg)
Слайд 12
![В эпоху Ренессанса произошел переворот в сознании художника, осознавшего себя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-11.jpg)
В эпоху Ренессанса произошел переворот в сознании художника, осознавшего себя
как
Бога – творца.
Автопортрет Дюрера для своего времени был величайшей дерзостью, чуть ли не богохульством. Повернуться в анфас к зрителю да еще и посмотреть ему прямо в глаза на картине мог только Иисус Христос. Смертные изображались в профиль, в три четверти или с опущенными глазами, как мужской персонаж на парном «Портрете четы Арнольфини» ван Эйка.
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Как автопортрет картина Дюрера неточна. Его лицо не было таким](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-13.jpg)
Как автопортрет картина Дюрера неточна. Его лицо не было таким
правильным, глаза – меньшего размера. Зато он выглядел более похожим на Христа. То есть ренессансный художник сознательно подправил имидж, чтобы уподобить себя творцу. «Вслед за Богом идет художник», - собственные слова Дюрера.
То есть к ролям копииста-подражателя и медиума – посредника Ренессанс добавил еще одну – художника как Бога-творца.
Слайд 15
![А что же произошло с Богом, на чье место попытался](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-14.jpg)
А что же произошло с Богом, на чье место попытался
встать художник? Куда он делся? Ответ на этот вопрос – две картины, написанные в то же время, что и автопортрет Дюрера. «Изенгеймский алтарь» Маттиаса Грюневальда изображает Христа на кресте с натуралистическими подробностями и невиданной ранее экспрессией. Скрюченные пальцы сведены судорогой, суставы вывихнуты, тело мертвенно позеленело – это уже не воскресающий Бог, а бренный человек, погибший ужасной смертью. И горе Марии Магдалины не оставляет сомнений – Бог умер.
Слайд 16
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-15.jpg)
Слайд 17
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-16.jpg)
Слайд 18
![«Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего известна многим. Она](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-17.jpg)
«Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего известна многим. Она поразила
Федора Достоевского, когда он осматривал экспозицию Художественного музея в Базеле. Вот как вспоминает об этом его жена. «Эта картина изображает Христа, вынесшего нечеловеческие страдания, уже снятого с креста и предавшегося тлению. Вспухшее лицо его покрыто кровавыми ранами, и вид его ужасен. Картина поразила Достоевского, он остановился перед нею как бы пораженный. В его взволнованном лице было то как бы испуганное выражение, которое случалось в первые минуты приступа эпилепсии.» «От этой картины у иного может вера пропасть» – слова Достоевского. И это ключевые слова. Почему может вера пропасть?
Слайд 19
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Суть христианства состоит в вере в воскресение Христа. Он –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-19.jpg)
Суть христианства состоит в вере в воскресение Христа. Он –
Царь земной и небесный, а не смертный человек, чье тело может подвергнуться тлению. И так его изображали средневековые мастера от Пьеро ди Козимо до Дионисия. Поэтому изображение смерти Спасителя Достоевский воспринял как удар по всей христианской религии.
Слайд 21
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-20.jpg)
Слайд 22
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-21.jpg)
Слайд 23
![Картины Дюрера, Грюневальда и Гольбейна обозначили поворотную точку в западноевропейском](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-22.jpg)
Картины Дюрера, Грюневальда и Гольбейна обозначили поворотную точку в западноевропейском
искусстве.»Художник – творец, а Бог умер!» – символически провозгласил ренессансный разум этими картинами. Cимволическая смерть Бога произошла спустя 400 лет и в русском искусстве. И лишь один-единственный русский художник Николай Ге сохранил тему Христа живого, который в картинах Ге – смертный человек, покинутый , одинокий, умирающий на кресте в страшных муках.
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-23.jpg)
Слайд 25
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-24.jpg)
Слайд 26
![Итак, к ХХ веку искусство подошло с полным осознанием смерти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-25.jpg)
Итак, к ХХ веку искусство подошло с полным осознанием смерти
Бога. Малевич говорил:»Я начало всего, ибо в сознании моем создаются миры». А раз я Бог, я должен создавать, а не копировать, создавать что-то свое, новое, оригинальное, чего еще не существовало.
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-26.jpg)
Слайд 28
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/511868/slide-27.jpg)