Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) презентация

Содержание

Слайд 2

О композиторе

Шостакович - явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве,

как ни у какого другого художника, отразилась наша сложная жестокая эпоха, противоречия и трагическая судьба человечества, нашли воплощения те потрясения, которые выпали на долю его современников. Все беды, все страдания нашей страны в ХХ в. он пропустил через  свое сердце и выразил в своих произведениях. 

Слайд 3

Детство

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 гола в Санкт-Петербурге. Первые уроки игры на

фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе

Отец - Дмитрий Болеславович был инженером-химиком и страстным любителем музыки. Мать – Софья Васильевна, училась в свое время в консерватории, была хорошей пианисткой и педагогом фортепианной игры для начинающих. 

Слайд 4

Раннее творчество

Начал сочинять с 9 лет;
В 1919 поступил в Петроградскую консерваторию по классу

фортепиано;
Ранние произведения Шостаковича — «Фантастические танцы» и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, «Две басни Крылова» для голоса с оркестром;

Маленький композитор

Три фантастических танца
(играет сам Шостакович)

Слайд 5

Первая симфония

Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа — симфония №1;
После

ее премьеры (Ленинград, 1926) критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке вследствие эмиграции Рахманинова, Стравинского, Прокофьева.
Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации.

Когда симфония была закончена, автору едва исполнилось 19 лет

Симфония №1 (Lento)

Слайд 6

Творчество 20-30 годов

В 1927 году в Ленинграде побывал австрийский композитор Альбан Берг. Приезд

Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы «Нос», по повести Н. В. Гоголя.

Вальс («Джазовая сюита» №2)

Слайд 7

Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две

симфонии Шостаковича — обе с участием хора: Вторая «Посвящение Октябрю» и Третья «Первомайская»

В собственной аннотации Шостакович сообщал: «"Первомайская сим­фония" сочинялась летом 1929 года. Симфония является частью цикла симфонических произведений, посвященных революционному Красному календарю. Первой частью задуманного цикла является симфоническое посвящение "Октябрю", второй частью является "Первомайская симфо­ния". Если посвящение "Октябрю" отображало революционную борьбу, то "Первомайская симфония" отображает наше мирное строительство. 

Слайд 8

. . .

В это время появились:
Появление кино- и театральной музыки "Новый

Вавилон" (1929), "Златые горы" (1931), спектакли "Клоп" (1929) и "Гамлет" (1932) связано с формированием новых образов, особенно социальной карикатуры;
Продолжение этого было найдено в опере "Нос" (по Н.В. Гоголю 1928) и в опере "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова") по Н.С. Лескову (1932).

Е. Измайлова в роли Макбет

Музыка к «Гамлету»

Слайд 9

Июнь 1941.  В Ленинградской консерватории, как обычно шли экзамены. Профессор Шостакович был председателем

экзаменационной комиссии на фортепианном факультете. Но экзаменам не суждено было завершиться. Ранним утром 22 июня  началась Великая Отечественная война.
Город перешел на военное положение. Началась срочная эвакуация ценностей из ленинградских музеев. Уезжали театры, филармонии, консерватория. С 8 сентября Ленинград оказался в кольце блокады.

Шостакович в это время находился еще в городе, он покинул его только в начале октября. Трижды пытался пойти добровольцем в Красную Армию, но получал отказ. Тогда он, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил во время воздушных тревог.

Слайд 10

Симфоническое творчество

Особенно велико значение Шостаковича - симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие

философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические конфликты, звучит голос художника-гуманиста, борца против зла и социальной несправедливости.

Дирижер Евгений Мравинский

Слайд 11

Симфония № 5

Композитор писал: «...Тема моей симфо­нии — становление личности. Именно человека со

всеми его переживани­ями я видел в центре замысла этого произведения, лирического по своему складу от начала до конца. Финал симфонии разрешает трагедийно-напря­женные моменты первых частей в жизнерадостном, оптимистическом плане. 

Первая часть симфонии разворачивается как повествование, насыщен­ное личной болью и, вместе с тем, философской глубиной. Настойчивые «вопросы» напряженных, как натянутый нерв, начальных тактов сменя­ются неустойчивой мелодией скрипок.

Вторая часть по законам классического симфонического цикла вре­менно отстраняет от основного конфликта. В музыке трехчастного скерцо — и тонкая усмеш­ка, ирония, и порою какая-то механистичность. Кажется, звучит не ор­кестр, а гигантская заводная игрушка.

Евгений Мравинский

Слайд 12

Симфония №7 – «Ленинградская»

7-я симфония «Ленинградская» (1941) - выдающийся памятник героизму советского народа

в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 - начата в осажденном Ленинграде и посвященная этому городу. Драматургия симфонии основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия:

Две железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки

Слайд 13

10-ю симфонию отличает внедрение песенных интонаций, 11-я («1905 год») , построенная на мелодиях

подлинных революционных песен 12-я («1917 год») симфония, посвящена В.И.Ленину, прототипом 14 симфонии, по признанию автора, был вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского,

Первая часть — «Дворцовая площадь». Поразительно впечатляюща созданная Шостаковичем звуковая картина. Это мертвенный и бездушный, казенный город. Вторая часть — «Де­вятое января». Музыка рисует народное шествие, мольбы, стенания, ужасное побоище... Третья часть — «Вечная память» — реквием по погибшим. Финал — «Набат» — картина народного гнева.

«1905 год»

Слайд 14

10-ю симфонию отличает внедрение песенных интонаций, 11-я («1905 год») , построенная на мелодиях

подлинных революционных песен 12-я («1917 год») симфония, посвящена В.И.Ленину, прототипом 14 симфонии, по признанию автора, был вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского,

«1917 год»

Первая часть — «Революционный Петроград», вторая часть — «Разлив» — музыкальный пейзаж, третья часть – «Аврора», финал симфонии — «Заря человечества».

Слайд 15

Камерные произведения

Развивая симфонический жанр, Шостакович одновременно придает все большее значение камерно-инструментальной музыке;
Появляются ясные,

светлые, грациозные, уравновешенные прелюдии, вальсы;
Соната для виолончели и фортепиано (1934), Первый струнный квартет (1938), Квинтет для струнного квартета и фортепиано (1940)

Шостакович за сочинением

Юмористический вальс

Гавот из балетной сюиты

Прелюдия и фуга Ре мажор

Слайд 16

Заключительные аккорды

Оратория «Песнь о лесах» ; кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»;
Вокально-симфоническая поэма

« Казнь Степана Разина» (1964);
Многолетняя работа Шостаковича в кино характеризуется созданием музыкальных образов, использованием городского фольклора и рабочей революционной массовой песни («Златые горы», «Встречный «Человек с ружьем», «Молодая гвардия», «Овод»,«Гамлет», «Король Лир»)
В 70-ые годы XX века композитор написал вокальные циклы на стихотворения Марины Цветаевой и Микеланджело, 

Романс к кинофильму «Овод»

Врубель – «Гамлет и Офелия»

Слайд 17

Оратория «Песнь о лесах»

Кантата «Над Родиной нашей
солнце сияет»;

Вокально-симфоническая поэма
«Казнь Степана Разина»


Музыка к к/ф
«Молодая гвардия»

Слайд 18

Огромная коллекция зарубежных наград и дипломов, почетных званий многих университетов, музыкальных обществ:

Шведская королевская музыкальная академия, Итальянская академия, почетный доктор музыки в старейшем английском университете Оксфорд, командор Ордена искусств и литературы во Франции (первый иностранец, удостоенный этой награды), Австрия, Финляндия, Америка.
Советских наград было тоже много: народного артист СССР, заслуженный деятельность искусств РСФСР, лауреат Ленинской и государственных премий.

Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни, как Шостакович.

Слайд 19

с детьми

С Мстиславом Растроповичем

Сын – Максим Шостакович

В окружении друзей
(Маяковский, Мейерхольд, Радченко).

Слайд 20

Память о композиторе

Эрнст Неизвестный
«Я буду говорить о Шостаковиче»

Таир Теймур оглы Салахов
Портрет

Шостаковича

Кукрыниксы.
Дружеский шарж
на Д. Шостаковича. 1944 г.

Имя файла: Дмитрий-Дмитриевич-Шостакович-(1906-1975).pptx
Количество просмотров: 21
Количество скачиваний: 0