Слайд 2
![Изучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-1.jpg)
Изучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов:
вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.
Слайд 3
![Вступительные занятия Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-2.jpg)
Вступительные занятия
Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и
понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений.
Слайд 4
![В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-3.jpg)
В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических
сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов.
Методика проведения вступительных занятий определяется спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся.
Слайд 5
![Формы проведения вступительных занятий Рассказ учителя или лекция; лекция с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-4.jpg)
Формы проведения вступительных занятий
Рассказ учителя или лекция; лекция с диапозитивами,
с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по учебнику или с дополнительной литературой; киноурок; экскурсия.
Слайд 6
![После вступительного занятия проводится ориентировочная беседа. При проверке усвоения содержания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-5.jpg)
После вступительного занятия проводится ориентировочная беседа. При проверке усвоения содержания
произведения используется составление планов и различных видов пересказов - свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием. В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания самого произведения.
Слайд 7
![Чтение произведения Условием и основой всех занятий по литературе является](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-6.jpg)
Чтение произведения
Условием и основой всех занятий по литературе является чтение
произведений. Чтение может быть домашним и классным. Важно умело сочетать в работе оба вида чтения. Предпочтение одного вида чтения другому будет зависеть и от своеобразия произведения, и от его объёма, и от возраста учеников , и от их читательской культуры.
Слайд 8
![Анализ произведения Анализ произведения - наиболее ответственный момент в работе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-7.jpg)
Анализ произведения
Анализ произведения - наиболее ответственный момент в работе учителя
с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа, как отметил В.В. Голубков, входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция (построение произведения в целом); язык.
Слайд 9
![Пути анализа произведения В теории и практике преподавания литературы бытует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-8.jpg)
Пути анализа произведения
В теории и практике преподавания литературы бытует понятие
путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста. Это особая последовательность разбора, своеобразный ход, «сюжет» рассмотрения литературного произведения. (З.Я. Рез). Наиболее распространены три пути анализа: по сюжету ("вслед за автором", целостный), "по образам" и проблемно-тематический. Большинство учителей-словесников используют смешанный путь анализа произведения.
Слайд 10
![Разбор «вслед за автором» Анализ «вслед за автором», в основе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-9.jpg)
Разбор «вслед за автором»
Анализ «вслед за автором», в основе которого
лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, глава, имеет ряд достоинств. Естественность порядка разбора, повторяющего на более сложной основе процесс чтения, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональность, возникающая при вовлечении класса в сопереживание, рассмотрение произведения во взаимодействии формы и содержания – таковы достоинства этого пути анализа.
Слайд 11
![Проблемный путь анализа Проблемное обучение акцентирует внимание на самостоятельных усилиях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-10.jpg)
Проблемный путь анализа
Проблемное обучение акцентирует внимание на самостоятельных усилиях учащихся
в процессе литературного разбора, давая систему заданий творческого, исследовательского типа. В проблемном обучении находят себе место и дискуссионность, и развитие творческих способностей, и углублённое внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера.
Слайд 12
![Проблемное обучение представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-11.jpg)
Проблемное обучение представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся
проблемных ситуаций, в ходе которых ученик с помощью и под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к науке и жизни.
Слайд 13
![Проблемная ситуация Создание проблемной ситуации требует прежде всего найти острый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-12.jpg)
Проблемная ситуация
Создание проблемной ситуации требует прежде всего найти острый проблемный
вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме.
Для того, чтобы проблемный вопрос развился в проблемную ситуацию, необходимо обнаружить разные грани его решения, сопоставить разные варианты ответов.
Слайд 14
![«Проблемная ситуация составляет специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. Она](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-13.jpg)
«Проблемная ситуация составляет специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. Она
характеризует прежде всего определённое психологическое состояние субъекта (учащегося), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания… Открытие неизвестного в проблемной ситуации совпадает с процессом элементарных психических новообразований», - пишет А.М. Матюшкин.
Слайд 15
![Характерным качеством проблемного анализа, позволяющим считать его самостоятельным путём школьного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-14.jpg)
Характерным качеством проблемного анализа, позволяющим считать его самостоятельным путём школьного
разбора художественного произведения, является связь проблемных ситуаций на уроке между собой, связь, продиктованная перспективным вопросом, который объединяет все проблемные ситуации и позволяет рассмотреть произведение в целом.
Слайд 16
![Заключительные занятия Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-15.jpg)
Заключительные занятия
Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и
формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления.
Слайд 17
![Заключение всегда несёт в себе элемент новизны и сосредоточенности на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-16.jpg)
Заключение всегда несёт в себе элемент новизны и сосредоточенности на
самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.
Слайд 18
![На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143319/slide-17.jpg)
На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы
чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драме - инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий, сопоставление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельные работы ("пробы пера", "создаем иллюстрации", "пишем рассказ", "сочиняем сказку").