Слайд 2
![Этно- и поликультурное образование](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-1.jpg)
Этно- и поликультурное образование
Слайд 3
![Цели: Выявление взаимодействия культур разных этносов в процессе анализа поэтических](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-2.jpg)
Цели:
Выявление взаимодействия культур разных этносов в процессе анализа поэтических текстов местных
представителей литературы Северо-Казахстанской области.
Изучение особенностей влияния казахской и русской культур на уроках русского и казахского языков, казахской и русской литератур в средней школе.
Развитие толерантности и уважительного отношения народов друг к другу, населяющих территорию Северного Казахстана, формирование культуры межнационального общения.
Слайд 4
![Степные напевы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-3.jpg)
Слайд 5
![Степные напевы Хрестоматия Первое издание Составители: доктор филологических наук, профессор](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-4.jpg)
Степные напевы
Хрестоматия
Первое издание
Составители: доктор филологических наук, профессор З.П. Табакова,
директор СК ИПК
и ППК А.К.Карабатырова,
магистр филологии О.М. Медведева
Петропавловск
2011г.
Слайд 6
![В лирике североказахстанских поэтов отражается взаимодействие русской и казахской культур.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-5.jpg)
В лирике североказахстанских поэтов отражается взаимодействие русской и казахской культур.
Слайд 7
![З.П. Табакова считает, что русский язык «в условиях казахско-русского двуязычия, несомненно, испытывает влияния казахского языка»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-6.jpg)
З.П. Табакова считает, что русский язык «в условиях казахско-русского двуязычия, несомненно,
испытывает влияния казахского языка»
Слайд 8
![Изучение творчества североказахстанских поэтов призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-7.jpg)
Изучение творчества североказахстанских поэтов призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение
к родине, культуре и менталитету русского и казахского народов, общественному долгу, собственной личности
Слайд 9
![Иван Петрович Шухов (6.8.1906 – 30.4.1977) Детство и юность поэт](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-8.jpg)
Иван Петрович Шухов
(6.8.1906 – 30.4.1977)
Детство и юность поэт провел в Пресновке
Северо-Казахстанской области, бывшей казачьей станице Пресновской. Простая крестьянская изба, в которой родился И.П. Шухов, сгорела в двадцатых годах. Перед Великой Отечественной войной по решению правительства республики писателю был построен просторный дом на берегу озера, где он безвыездно жил до конца 50-х годов. Иван Петрович очень любил свою усадьбу, сад из кленов и тополей. Усадьба представляла собой древнюю казачью станицу. Из окна своего кабинета он созерцал озеро и родимую североказахстанскую степь, воспетую им в стихах.
Слайд 10
![Родина В степи мне травы по плечо, Поет мне песни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-9.jpg)
Родина
В степи мне травы по плечо,
Поет мне песни ветер хлесткий,
Грустит
неведомо о чем
Степная русская березка.
И отправляясь в дальний путь,
Как я хочу степной, бездонной
Немного сини зачерпнуть
В свои горячие ладони,
Кто мог рассыпать летом снег,
На лепестки степных ромашек?
И я стою, как будто мне
Здесь родина косынкой машет
(Владимир Шестериков)
Слайд 11
![Прости, мой конь. Я вынужден тебя Послать в полет над](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-10.jpg)
Прости, мой конь. Я вынужден тебя
Послать в полет над голубым оврагом.
Ага!
Тюльпаны дикие губя,
Теперь нам дышит в спину вся ватага.
Летит навстречу пестрая толпа,
Визжит и нас разглядывает жадно.
Мы первыми мелькнули у столба!
Весь в мыле конь.
И проигравших жалко.
Юрий Гусинский
Слайд 12
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-11.jpg)
Слайд 13
![Я край полюбил этот весь без огляда, Свою красоту в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-12.jpg)
Я край полюбил этот весь без огляда,
Свою красоту в нем нашел;
Я здесь научился работать, как надо,
И думать, и жить хорошо…
Владимир Адерихин
Слайд 14
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-13.jpg)
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-14.jpg)
Слайд 16
![Сборники стихотворений североказахстанских поэтов Владимир Шестериков «Благодарю за все, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-15.jpg)
Сборники стихотворений североказахстанских поэтов
Владимир Шестериков
«Благодарю за все, что было» (Петропавловск,
2010г.),
«Прощеное воскресенье» (Петропавловск, 2009г.),
«Острова в степи» (Петропавловск, 1991),
«Кратер на Ишиме» (Алма-Ата, 1979г.),
«Второе зрение» (Алма-Ата, 1983г.),
«Лиловые снега» (Алматы, 1988г.).
Бахытжан Канапьянов
«Кочевая звезда» (Алма-Ата, 1991),
«Плывут облака» (Москва, 2003).
Юрий Гусинский
«Ценой любви» (М., 1988),
«След ветра» (М., 1989).
Владимир Щукин
«На расстоянии руки» (1991),
«Земные сосуды» (1993),
«Березовый свет откровенья» (2002).
Илья Шухов
«Люблю и помню» (Алма-Ата, 1984).
Юрий Поляков
«Эхо и голос» (Петропавловск, 1984).
Слайд 17
![И.П. Шухов В.Г.Шестериков Б. Канапьянов Ю.Я.Гусинский В.Д.Щукин И.И. Шухов Ю.П. Поляков В.В. Горбенко-Суслова](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-16.jpg)
И.П. Шухов
В.Г.Шестериков
Б. Канапьянов
Ю.Я.Гусинский
В.Д.Щукин
И.И. Шухов
Ю.П. Поляков
В.В. Горбенко-Суслова
Слайд 18
![Культура как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-17.jpg)
Культура как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения,
этикета, характерных для конкретной нации (этноса).
Слайд 19
![Поликультурное образование рассматривается как приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-18.jpg)
Поликультурное образование рассматривается как приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и
мировой культуре с целью формирования общепланетарного сознания.
Слайд 20
![Поликультурная личность – это личность, которая стремится в общении с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-19.jpg)
Поликультурная личность – это личность, которая стремится в общении с людьми
другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой.
Слайд 21
![Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-20.jpg)
Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности
в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Слайд 22
![Из цели вытекают задачи: Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-21.jpg)
Из цели вытекают задачи:
Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного
народа.
Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и Казахстане, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности.
Характеристика самобытных уникальных черт и общих элементов в культурах народов мира и народов Казахстана.
Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Слайд 23
![Язык – форма выражения культуры народа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-22.jpg)
Язык – форма выражения культуры народа
Слайд 24
![Язык – культура – народ – Родина – все эти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-23.jpg)
Язык – культура – народ – Родина – все эти понятия
не только взаимосвязаны, но и определяют человека как личность.
Слайд 25
![Взаимодействие культур разных этносов выявляется в процессе анализа поэтических текстов североказахстанских авторов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-24.jpg)
Взаимодействие культур разных этносов выявляется в процессе анализа поэтических текстов североказахстанских
авторов.
Слайд 26
![Д.п.н., профессор Крылова Л.А. пишет: «Культурологический анализ обеспечивает духовно-личностную ориентацию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-25.jpg)
Д.п.н., профессор Крылова Л.А. пишет: «Культурологический анализ обеспечивает духовно-личностную ориентацию школьного
урока литературы, дает представления о высших ценностях бытия».
Слайд 27
![Крылова Л.А. выделяет Культурологический аспект преподавания литературы аксиологическая Нравственно-экологическая этнокультурная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-26.jpg)
Крылова Л.А. выделяет
Культурологический аспект преподавания литературы
аксиологическая
Нравственно-экологическая
этнокультурная
Слайд 28
![Аксиологическая направленность способствует приобщению учащихся к миру ценностей духовной культуры.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-27.jpg)
Аксиологическая направленность
способствует приобщению учащихся к миру ценностей духовной культуры.
Слайд 29
![Историческое сознание (М.А. Берг), Целостность психологической деятельности человека (М.С. Каган),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-28.jpg)
Историческое сознание (М.А. Берг),
Целостность психологической деятельности человека (М.С. Каган),
Синтез этизма, эстетизма
и теоретизма (В.Г.Федотова),
Истину, добро и красоту (В.И. Гусев),
Связывают с миром эмоций (Ю.Г.Бурдин).
Слайд 30
![«В категории духовности господствует потребность познания мира, себя, смысла и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-29.jpg)
«В категории духовности господствует потребность познания мира, себя, смысла и назначения
своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ» (Крылова Л.А.)
Слайд 31
![Быть духовным – значит быть душевно раскрытым для всех глобальных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-30.jpg)
Быть духовным – значит быть душевно раскрытым для всех глобальных проблем
века, болеть болями своего народа и человечества, быть лично в ответе за прошлое, настоящее и будущее.
Слайд 32
![Нравственно-экологическая направленность связана с формированием у учащихся экологической культуры.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-31.jpg)
Нравственно-экологическая направленность связана с формированием у учащихся экологической культуры.
Слайд 33
![М.А. Рыбникова отмечала, что «чувство природы надо воспитывать, культивировать, взращивать,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-32.jpg)
М.А. Рыбникова отмечала, что «чувство природы надо воспитывать, культивировать, взращивать, если
не помочь ребенку увидеть и почувствовать красоты природы, то в 16 лет он может обнаружить совершенную невосприимчивость, полную глухоту и слепоту».
Слайд 34
![Природа, среди которой вырастает народ и совершает свою историю, определяет его лицо.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-33.jpg)
Природа, среди которой вырастает народ и совершает свою историю, определяет его
лицо.
Слайд 35
![Философ Н.А. Бердяев писал о соответствии пейзажа русской души пейзажу](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-34.jpg)
Философ Н.А. Бердяев писал о соответствии пейзажа русской души пейзажу ее
земли, где просматривается та же безграничность и широта.
Слайд 36
![Национальный пейзаж России в свете культурологического аспекта рассматривается как элемент](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-35.jpg)
Национальный пейзаж России в свете культурологического аспекта рассматривается как элемент национальной
культуры, как ценность, определившая судьбу России и ее менталитет.
Слайд 37
![Назовите смысловой ряд понятий, который вкладывает русский крестьянин в слово «земля»?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-36.jpg)
Назовите смысловой ряд понятий, который вкладывает русский крестьянин в слово «земля»?
Слайд 38
![Земля Природа края (малой родины) Дом семья Память рода природа Отечество народ Историческая память](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-37.jpg)
Земля
Природа края
(малой родины)
Дом
семья
Память
рода
природа
Отечество
народ
Историческая
память
Слайд 39
![Для русского пахаря земля – способ его духовного и нравственного самоутверждения. Земля становится категорией мировоззренческой.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-38.jpg)
Для русского пахаря земля – способ его духовного и нравственного самоутверждения.
Земля
становится категорией мировоззренческой.
Слайд 40
![Развитию каких черт русского национального характера способствует равнинный ландшафт?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-39.jpg)
Развитию каких черт русского национального характера способствует равнинный ландшафт?
Слайд 41
![Русский историк В.О. Ключевский писал: «Жилья не видно на обширных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-40.jpg)
Русский историк В.О. Ключевский писал: «Жилья не видно на обширных пространствах;
никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающего к беспредельному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли».
Слайд 42
![Душевная мягкость, невозмутимое спокойствие, тягостное уныние, предрасположенность к духовному сну и аскетизму](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-41.jpg)
Душевная мягкость,
невозмутимое спокойствие,
тягостное уныние,
предрасположенность к духовному сну и аскетизму
Слайд 43
![От степного простора идет у русских тяга к воле, удали и разгулу.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-42.jpg)
От степного простора идет у русских тяга к воле, удали и
разгулу.
Слайд 44
![Воля отражает, с одной стороны, активное начало, склонное преодолеть все](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-43.jpg)
Воля отражает, с одной стороны, активное начало, склонное преодолеть все преграды,
с другой – с этим словом у русских связано чувство беспредельного простора, влекущей дали горизонта.
Слайд 45
![По мнению Д.С. Лихачева, «притеснять человека» значит «лишить его пространства».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-44.jpg)
По мнению Д.С. Лихачева, «притеснять человека» значит «лишить его пространства».
Слайд 46
![Степь для казаха – основа, фундамент жизни, Родина. Это философия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-45.jpg)
Степь для казаха – основа, фундамент жизни, Родина. Это философия
жизни, которая вбирает ценностно-смысловые значения, как степь-космос, степь-сердце, степь-время. Степь в понимании русского человека ассоциируется с привольем, которое дарует душевную усладу, с широтой его души, простором. Она действует на русского человека психологически.
Слайд 47
![Этнокультурологический анализ позволяет выявить в языковой картине мира североказахстанских поэтов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-46.jpg)
Этнокультурологический анализ позволяет выявить в языковой картине мира североказахстанских поэтов образы
и мотивы, характерные и для казахской, и для русской литератур, и осмыслить их символическое и философско-онтологическое значения.
Слайд 48
![Русская равнина и ее почва, лес и степь, река и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-47.jpg)
Русская равнина и ее почва, лес и степь, река и поле,
овраги и летучие пески – все это формировало мировоззрение русского народа
Слайд 49
![Российский писатель Владимир Чивилихин говорил: «Необыкновенно важна роль леса в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-48.jpg)
Российский писатель Владимир Чивилихин говорил: «Необыкновенно важна роль леса в истории
народов и цивилизаций. Лес дал человеку первые орудия труда, познакомил с огнем. Лес кормил наших предков, давал им кров, защищая от солнца, ветра, дождя и мороза, спасая от хищных зверей».
Слайд 50
![С одной стороны, лес служил самым надежным убежищем от внешних](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-49.jpg)
С одной стороны, лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов,
с другой стороны, он всегда был тяжел для русского человека.
Не случайно древнерусский человек населил лес всевозможными страхами и зловещей нечистью.
Слайд 51
![В. Чивилихин сказал: «Лес – это не просто лесная растительность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-50.jpg)
В. Чивилихин сказал: «Лес – это не просто лесная растительность на
почве. Лес – это источник строительных материалов. Лес – ничем не заменимая экологическая система планеты. А дерево – удивительная химическая фабрика, созданная природой. Леса проводят и отражают солнечное тепло. Леса подымают урожайность полей, дают приют диким животным, служат объектом для многих наук, помогают воспитанию маленьких граждан».
Слайд 52
![Зная славянский миф о клене, скажите, за что осень подарила клену яркий румянец?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-51.jpg)
Зная славянский миф о клене, скажите,
за что осень подарила клену
яркий румянец?
Слайд 53
![В русской мифологии клен распускается там, где проезжает возлюбленный. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-52.jpg)
В русской мифологии клен распускается там, где проезжает возлюбленный. В клен
некогда был превращен человека. По этой причине с кленом обращались по-особенному: не топили кленовыми дровами печь, не делали из него гробов. В легендах клен вырастает на могиле безвинного человека.
Слайд 54
![Что боится напомнить осина миру багряным своим убранством?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-53.jpg)
Что боится напомнить осина миру багряным своим убранством?
Слайд 55
![Даже при тихой погоде листья осины дрожат. Осина – проклятое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-54.jpg)
Даже при тихой погоде листья осины дрожат. Осина – проклятое дерево,
единственное дерево, не признавшее Христа во время его бегства в Египет. Оно не склонилось перед ним во время крестного пути. Прутья, которыми бичевали Сына человеческого, и крест, на котором его распяли, были осиновыми. На осине удавился предатель Иуда.
Слайд 56
![Почему ухо путника чутко к мельчайшему шороху в чаще, где «дремлет пышный папоротник»?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-55.jpg)
Почему ухо путника чутко к мельчайшему шороху в чаще, где «дремлет
пышный папоротник»?
Слайд 57
![По преданиям, папоротник посвящен языческому богу Перуну. Он распускает свой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-56.jpg)
По преданиям, папоротник посвящен языческому богу Перуну. Он распускает свой цветок
в летние и осенние грозовые ночи. Почка папоротника ровно в полночь с треском разорвется и появится необыкновенно яркий огненно-красный цветок. Цветок откроет тайны, человек будет знать настоящее, прошлое и будущее, угадывать мысли людей, понимать язык птиц, растений, зверей.
Слайд 58
![Дерево – мировое или космическое – воплощает модель мира. Дерево](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-57.jpg)
Дерево – мировое или космическое – воплощает модель мира. Дерево ассоциируется
с преемственностью поколений, вечным продолжением жизни, родословную семьи изображают в виде генеалогического дерева. Дерево также связано с женственностью, образом Великой Богини-матери, питающей и защищающей все живое.
Слайд 59
![Мировое дерево, ось мира представляет собой вертикаль между миром низшим,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-58.jpg)
Мировое дерево, ось мира представляет собой вертикаль между миром низшим, подземным,
темным (у славян – навь) и миром высшим, божественным (правь). Между этими «крайними» мирами располагается мир земное, человеческий – явь.
Слайд 60
![Мировое дерево находится в сакральном центре Вселенной, т.е. в точке, в которой свершился акт сотворения мира.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-59.jpg)
Мировое дерево находится в сакральном центре Вселенной, т.е. в точке, в
которой свершился акт сотворения мира.
Слайд 61
![В различных культурах многие деревья считались священными или магическими. Почтительное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-60.jpg)
В различных культурах многие деревья считались священными или магическими. Почтительное отношение
к волшебной силе деревьев основано на верованиях, что в них живут боги и духи. В волшебных сказках деревья могут как защищать и исполнять желания, так и чинить препятствия, быть пугающими и даже демоническими созданиями.
Слайд 62
![У С. Есенина в стихотворении «По-осеннему кычет сова»: Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет….](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-61.jpg)
У С. Есенина в стихотворении «По-осеннему кычет сова»:
Облетает моя голова,
Куст волос
золотистый вянет….
Слайд 63
![Мы есть чада деревьев, семья, дети того самого вселенского дуба, который и является центром всего мира.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-62.jpg)
Мы есть чада деревьев, семья, дети того самого вселенского дуба, который
и является центром всего мира.
Слайд 64
![Для славян береза, дуб, ель – символы доброго начала; калина, осина – символы несчастья.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-63.jpg)
Для славян береза, дуб, ель – символы доброго начала; калина, осина
– символы несчастья.
Слайд 65
![Сосна и ель передают таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-64.jpg)
Сосна и ель передают таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.
Слайд 66
![Рябина – буйство красок, озорство, удалое веселье. Это самое яркое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-65.jpg)
Рябина – буйство красок, озорство, удалое веселье. Это самое яркое из
деревьев, пылающее осенью всеми оттенками багряного цвета.
Часто красные ягоды рябины ассоциируются с кровью, жертвой.
Слайд 67
![Дуб – одно из самых сакральных деревьев. Это символ твердости,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-66.jpg)
Дуб – одно из самых сакральных деревьев. Это символ твердости, прочности,
долголетия. Только очень здорового и крепкого человека русские сравнивали с дубом. Дуб является также символом доблести и мужества.
Дуб – это могучая сила русского духа, величественного и непобедимого.
Слайд 68
![Дуб и береза воспеты русской народной поэзией. Береза почиталась как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-67.jpg)
Дуб и береза воспеты русской народной поэзией. Береза почиталась как священное
дерево, как дерево начала. Некоторые славянские племена хоронили людей в бересте, поэтому береза считалась вместилищем душ умерших. Она символизировала первый месяц года, свет, сияние, чистоту. Ведь это единственное в мире дерево с белой корой. Белый цвет в русской ментальности является символом красоты, чистоты, святости. У предков – язычников богом счастья и милосердия был Белобог. Потому-то белый свет березы был для славян сакрален.
Слайд 69
![Даже березовое полено горит в русской печке особым огнем, приносящим](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-68.jpg)
Даже березовое полено горит в русской печке особым огнем, приносящим здоровье,
согревающим сердце. Из березовой бересты делали детские колыбели, чтобы внутреннее тепло, свет этого дерева согревали дитя и охраняли его от несчастий и злых духов. Русские девушки приходили к березе как к родной сестре или матери, изливали перед ней свою душу.
Слайд 70
![В старину о берез пели в народе как о дереве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-69.jpg)
В старину о берез пели в народе как о дереве «четырех
дел»: первое дело – мир освещать (березовая лучина), второе дело – крик утешать (березовая колыбель), третье дело – больных исцелять (березовый сок и деготь), четвертое дело – чистоту соблюдать (березовый банный веник).
Слайд 71
![В березе чувствуется отражение русской души. Об этом пишет Всеволод](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-70.jpg)
В березе чувствуется отражение русской души. Об этом пишет Всеволод Рождественский:
«….в шуме березы есть русская наша душа». Душа русского человека известна отзывчивостью, всепрощением и открытостью. Она чиста и светла, как это дерево.
Слайд 72
![Именно Есенин называет Россию «страной березового ситца». С. Есенин –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-71.jpg)
Именно Есенин называет Россию «страной березового ситца».
С. Есенин – создатель
единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого – клен, а героини – березы и ивы.
Слайд 73
![В его творчестве береза – это матушка-Россия, и русская печальная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-72.jpg)
В его творчестве береза – это матушка-Россия, и русская печальная девушка-красавица,
и сакральное сияние, и врачующая музыка белизны (Крылова Л.А.)
Слайд 74
![Береза для русского человека – это Россия, женщина-мать, русская душа,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-73.jpg)
Береза для русского человека – это Россия, женщина-мать, русская душа, сакральный
свет и музыка, врачующая и придающая духовные силы.
Слайд 75
![Казахам Мировое дерево известно под названием Байтерек. В центре мира](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-74.jpg)
Казахам Мировое дерево известно под названием Байтерек. В центре мира –
Коктобе, на ее вершине растет могучий тополь, четыре ветви которого охватывают весь небесный свод, корни его проникают через все уровни земли до нижних вод.
В нашей столице Астане тоже горделиво возвышается Байтерек и соединяет небо и землю, охватывая все стороны света, являясь символом и гордостью всего Казахстана.
Слайд 76
![О березе писали и казахские поэты Ш. Кошкарбаев «Белая береза»,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/573468/slide-75.jpg)
О березе писали и казахские поэты Ш. Кошкарбаев «Белая береза», С.
Сеитов «Береза», Ж. Омирбеков «Белые березы», М. Жумабаев «Белая береза», Ш. Кудайбердиев «Молодая береза» и М. Макатаев «В чередованье жизней» и др.