Слайд 2Антонис Ван Дейк
1599 -1641 гг.
Автопортрет
Слайд 3Биография
Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в
семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена.
Слайд 4
В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика
ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.
Слайд 5
В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его
Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.
С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах.
Слайд 6
С 1632 г. живописец жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В
1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в соборе св. Павла.
Слайд 7Заключение
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи.
Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.
Слайд 15Франс Снейдерс с женой .
Портрет написан Ван Дейком
Слайд 16Биография Ф. Снейдерса
1579 - 1657гг.
Франс родился в семье богатого антверпенского бюргера осенью 1579 г.
(крещён 11 ноября). В молодости учился у Питер Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка). Был женат на сестре братьев-художников Корнелиса и Пауля де Вос.
Слайд 17
Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять
больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, с 1613 г. приглашавший его к сотрудничеству для работы над изображениями животных. Вместе с тем Снейдерс не любил изображать людей — по имеющимся сведениям, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.
Слайд 18
В 1608—1609 г. Снейдерс работал в Италии, впоследствии жил в родном Антверпене.
В 1619 г.
Снейдерс был избран членом антверпенского Братства романистов, а в 1628 г. — его деканом. Для позднего периода его творчества характерны монументальные полотна, всегда пользовавшиеся большой популярностью среди покупателей. Созданные им огромные декоративные полотна, в частности, украшали столовую во дворце епископа города Брюгге, известного мецената Антония Триста. Кроме того, Снейдерс был назначен главным художником герцога Альберта, губернатора Нидерландов.
Художник умер в Антверпене 19 августа 1657 г.
Слайд 19Фруктовая лавка между 1618 -1621 гг.
Слайд 20Мясная лавка между 1618 -1621 гг.
Слайд 21Лавка дичи. Между 1618 -1621 гг.
Слайд 24Фрукты в чаше на красной скатерти
Слайд 25Якоб Йорданс
1593 – 1678 гг.
Якоб Йорданс (1593-1678) был лишь на шесть лет
старше ван Дейка. Но творчество обоих живописцев по отношению друг к другу составляет резкий контраст.
Ван Дейку наибольшую прижизненную славу принес жанр парадного аристократического портрета.
Произведения, составившие имя Йордансу, напротив, всецело порождение национальной жизни и коренной национальной традиции. Недаром за Йордансом упрочилась слава «самого фламандского» художника.
Слайд 27
Такие исконно национальные черты, как любовь ко всему земному, реальному, конкретному, интерес
к характерным и выразительным деталям, широкое использование фольклора свойственны Йордансу, пожалуй, как ни одному другому фламандцу XVII века. В его произведениях словно ожили национальный быт, традиционные праздничные обряды и обычаи, веселая мудрость народных пословиц и поговорок.
Слайд 28Биография художника
Сын состоятельного антверпенского торговца льняными товарами, Якоб Йорданс в четырнадцатилетнем возрасте поступил
в обучение к живописцу Адаму ван Норту.
У последнего, как известно, в свое время учился и Рубенс. Но если личная судьба надолго связала Йорданса с его учителем (в 1616 году молодой живописец женился на дочери ван Норта Екатерине), то в творческом развитии художника искусство ван Норта заметной роли не сыграло.
Молодого Йорданса влекли иные идеалы. Подобно многим живописцам своего поколения, он оказался всецело захваченным идеями, которые несло в себе искусство Рубенса.
И хотя, в отличие, например, от ван Дейка, Йорданс в молодости даже не работал в мастерской Рубенса, в его творческом формировании именно искусству прославленного фламандца принадлежала роль главного побудительного импульса. Однако следует подчеркнуть, что в произведениях Рубенса Йорданс брал лишь то, что отвечало его собственным стремлениям, помогало разрешать встававшие перед ним самим художественные задачи. С самого начала творчество мастера несло в себе глубоко индивидуальные черты.
Слайд 29
Лучшие произведения Йорданс создал в 1620-1630-е годы, пору расцвета фламандской живописной школы,
в период, когда фламандское искусство достигло высшей ступени своего развития в XVII веке; наконец, в поздних работах мастера нашли отражение кризисные явления, назревавшие в середине столетия и постепенно захватившие всю художественную культуру Фландрии.
Слайд 30Фрагмент картины «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами»1615 г.
Слайд 31
Художник построил картину как бытовую сцену. Здесь мы видим самого живописца с
любимой лютней в руках (Йорданс был не чужд музыке и нередко представлял себя на портретах с этим инструментом), его родителей - Якоба Йорданса и Барбару ван Волсхатен - и семерых его братьев и сестер сидящими в саду за столом. На столе стоит поднос с хлебом и корзина, в которой лежит большой гранат. Глава семейства поднимает бокал с вином, а улыбающаяся служанка несет к столу блюдо с фруктами. В картине царит торжественное настроение праздника. Не случайно возникло предположение, что Йорданс написал ее в честь своего вступления свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки (1615). Позы изображенных непринужденны и свободны, и вся сцена имеет естественный и живой вид. Но этот, казалось бы, чисто бытовой ее характер нарушают парящие над всей группой обнаженные детские фигурки. Согласно традиции, получившей распространение в голландской и фламандской живописи XVI-XVII веков, они олицетворяют собой души умерших к моменту написания портрета младших сестер
Слайд 33
Йорданс накладывал краски густой массой, почти не смешивая, «весело», по его собственному
выражению, - броскими, то размашистыми, то мелкими ударами кисти, движущейся дерзко, с несокрушимой уверенностью, но всегда точно попадающей в нужное место.
Слайд 34Бобовый король 1655г.
На картине изображен фламандский национальный праздник «трех волхвов» или «трех королей»,
который отмечался 6 января.
По старой нидерландской традиции в этот день к столу подавали пирог, в который был запечен боб. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем».
«Король» выбирал себе «королеву» и «свиту». Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет!».
Слайд 37Сатир в гостях у крестьянина 1620 г.
Слайд 38Сатиры — лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. Сатиры похотливы, падки на
вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы; тело их покрыто шерстью; иногда с хвостом и копытами.
Слайд 39Сатир в гостях у крестьянина 1622 г. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Слайд 40
Сюжет написан по басне Эзопа.
Козлоногий сатир, присутствуя на трапезе крестьян, удивлен непоследовательностью
людей: крестьянин дует на кашу, чтобы ее остудить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть.
У Йорданса сатир и крестьяне — дети единой природы, полные грубоватой жизненной силы. Они тесно сгрудились вокруг стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, босые пятки ног, глиняный кувшин на переднем плане переданы с пластической осязательностью. Широкий плотный мазок, крупные пятна звучных красок отличают московскую картину, одну из лучших среди других вариантов.
Слайд 42
Среди немногочисленных портретов Йорданса, в которых мастер не стремится достичь глубокого психологизма
образов, уверенным и спокойным мастерством отличается «Семейный портрет» (ок. 1621—1622, Мадрид, Прадо), в котором на фоне ухоженного сада художник изобразил себя, свою дородную супругу и в центре молодую служанку с корзиной фруктов.
Слайд 43Одиссей в пещере Полифема 1630-е г.