Комедия А.П. Чехова Вишневый сад презентация

Содержание

Слайд 2

«НОВАЯ ДРАМА» ЧЕХОВА

«Люди только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их

судьбы, разбиваются их жизни».
А.П. Чехов

Драматична
повседневость

Слайд 3

«Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового

– ни слова. Всё – настроение, идеи, - если можно говорить о них, - лица, всё это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю».
( М. Горький)

Слайд 4

«Это не комедия, не драма, как вы писали, - это трагедия, какой бы

исход к лучшей жизни вы ни открывали в последнем акте.».
(К. Станиславский, русский театральный режиссёр)

Слайд 5

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ

Замысел относится к началу 1901 года.
В 1902 году формировался сюжет.
С конца

февраля до октября 1903 года пьеса писалась с перерывами из-за болезни: «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями»
Завершена в октябре 1903 года.
Первое представление состоялось 17 января 1904 года на сцене МХАТа.
Напечатана в конце мая 1904 года.

Это последняя пьеса Чехова, выражающая его сокровенные идеи!

Слайд 6

«В первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад…И дамы в

белых платьях»
(Чехов в письме Станиславскому)

Слайд 7

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ПЬЕСЫ

Пьеса о России,
о судьбе дворянского класса, о распаде дворянских гнёзд,


о разрушении связей между людьми.

Слайд 8

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

«Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (Чехов)

На афишах

МХТ назвали «драмой»

Комедия? Трагедия? Драма?

Слайд 9

КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ

Кольцевая

Опоздание к приходу поезда («забыли» Лопахина)

Опоздание к отходу поезда («забыли» Фирса)

Приезд

Раневской из заграницы

Отъезд Раневской заграницу

Слайд 10

ОПРЕДЕЛИМ ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ

Внешний конфликт, СОЦИАЛЬНЫЙ – (уходящее дворянство и новая буржуазия)

Внутренний конфликт, ПОДТЕКСТОВЫЙ

– недовольство жизнью, отсутствие счастья

1 конфликт

2 конфликт

Слайд 11

ВАЖЕН ПОДТЕКСТ

внутренний (скрытый) добавочный смысл высказывания.

Слайд 12

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДТЕКСТА

Авторские ремарки (часто передают смысловые оттенки диалогов действующих лиц);
Диалоги «глухих» (несвязность

реплик; каждый живет в своем замкнутом мире, в своей системе ценностей)
Символы и детали (звук лопнувшей струны, звук топора, телеграмма и др.);
Роль внесценических персонажей (любовник Раневской, мать Яши, купец Дериганов и др.)

Слайд 13

ДЕЙСТВИЕ РАЗВИВАЕТСЯ НЕ ОТ СОБЫТИЯ К СОБЫТИЮ, А ОТ НАСТРОЕНИЯ К НАСТРОЕНИЮ.

1

акт – надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.
2 акт – нервозность, отрезвление. Приближение торгов.
3 акт – герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги.
4 акт – расставание с прошлым, отъезд, прощание

Слайд 14

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Имение помещицы Любови Андреевны Раневской

Слайд 15

РАНЕВСКИЕ

Любовь Андреевна

Варя, приемная дочь, 24 года

Аня, дочь. 17 лет

Слайд 16

ГАЕВ ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ (БРАТ РАНЕВСКОЙ)

В. Качалов, 1936 г.

К. Станиславский, 1904 г.

Слайд 17

ЛОПАХИН ЕРМОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, (КУПЕЦ)

Слайд 18

ТРОФИМОВ ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ, (СТУДЕНТ)

Слайд 19

СИМЕОНОВ-ПИЩИК БОРИС БОРИСОВИЧ, ПОМЕЩИК

Слайд 20

ШАРЛОТТА ИВАНОВНА, ГУВЕРНАНТКА

Слайд 21

ЕПИХОДОВ СЕМЕН ПАНТЕЛЕЕВИЧ, КОНТОРЩИК

Слайд 22

ЯША И ДУНЯША, (МОЛОДОЙ ЛАКЕЙ И ГОРНИЧНАЯ)

Слайд 23

ФИРС, ЛАКЕЙ, СТАРИК 87 ЛЕТ

Слайд 24

ТРИ ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННЫХ ЦЕНТРА

Слайд 25

ЗНАЧЕНИЕ РЕМАРОК

Действие 1.
«Комната, которая до сих пор называется детскою…»
«Рассвет, скоро взойдет

солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник».

Время словно остановилось!

Слайд 26

ДЕЙСТВИЕ 1. ЛОПАХИН О РАНЕВСКОЙ И О СЕБЕ

Пять лет прожила за границей;
Хороший она

человек. Легкий, простой человек.
Когда-то пожалела его, обычного крестьянского мальчишку («мужичок»).

Отец мой мужик был, а я в белой жилетке, желтых башмаках…
Богаты, денег много,…мужик мужиком

Слайд 27

ЕПИХОДОВ

«Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье. И я не ропщу, привык

и даже улыбаюсь»

Комизм поведения, НО

Слайд 28

ПРИЕЗД РАНЕВСКОЙ В ИМЕНИЕ СПУСТЯ 5 ЛЕТ

Слайд 30

ДЕЙСТВИЕ 1

Слайд 31

РАНЕВСКАЯ И ЛОПАХИН. ПЛАН СПАСЕНИЯ ВИШНЕВОГО САДА ОТ ПРОДАЖИ.

Слайд 32

РЕЧЬ ГАЕВА, ПОСВЯЩЕННАЯ ШКАФУ

Слайд 33

ВСТРЕЧА РАНЕВСКОЙ И ПЕТИ ТРОФИМОВА

Слайд 34

ПЛАНЫ ГАЕВА. ОТЗЫВ О СЕСТРЕ

Слайд 36

ЛЮБОВЬ АНДРЕЕВНА РАНЕВСКАЯ

Любит Родину, но живет в Париже

Привязана к вишневому саду, но

заинтересована в его продаже

Любит Варю, но не заботится о ней

Заботится о Фирсе, но забывает его в закрытом доме

Противоречивая натура. Приостановить ход времени нельзя, но Раневская живет прошлым

Слайд 37

ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ ГАЕВ

Великовозрастный и беспомощный младенец, пустословие, инфантилизм
Привык к праздной жизни за счет

других и не умеет трудиться. Признается, что «проел состояние на леденцах»

Пародия на образованного дворянина. Ничтожен и жалок, но с огромным самомнением

У него две страсти: любит произносить речи и играть в бильярд

Клянется честью, что не продаст сад, но сад продан и пустые клятвы забыты

Слайд 38

ЕРМОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛОПАХИН

Бывший крепостной Гаевых. Сумел выбиться из бедности без посторонней помощи

Умный,

предприимчивый купец, обладает огромной энергией

Трудолюбив и настойчив, обладает деловой хваткой – своего не упустит

Живет сегодняшним днем. Его идеи умны и практичны. Стук топора в саду символизирует переход от прошлого к настоящему

В модно одетом и преуспевающем коммерсанте отсутствует культура, часто неуверен в себе

Неоднозначность характера:
Великодушендобр, щедр, но «за все могу заплатить»

Слайд 39

ПЕТЯ ТРОФИМОВ

Бедный студент-разночинец. «Вечный студент»

Он всегда больной, голодный, неухоженный, но гордый человек с

чувством собственного достоинства

Отрицает прошлое и верит в будущее России, ее новую жизнь

В мечтах обогнал время, но на деле беспомощен, как Гаев

В своих монологах смело заглядывает в будущее, но не совершает никаких конкретных поступков

Противоречивый образ: с одной стороны – справедливый обличитель, с другой – «недотепа», «облезлый барин», «вечный студент»

Слайд 40

АНЯ РАНЕВСКАЯ

Полна мечтаний, надежд, жизненных сил

Много неопытности и детства, еще не сталкивалась

с реальностью

Выражает готовность следовать за Петей, увлечена его идеями

Аня лишена собственного мировоззрения, слепо идет вслед за Петей

Слайд 41

ДЕЙСТВИЕ 2.

Поле. Заброшенная часовенка, камни (бывшие могильные плиты)

Шарлотта:
«Так хочется поговорить, а не

с кем… Никого у меня нет»

Одиночество
тоска

Слайд 42

ДЕЙСТВИЕ 2

Епиходов:
«Никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне

или застрелиться…»

Слайд 43

ДЕЙСТВИЕ 2

Дуняша:
«Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать»
Яша (зевает):
По-моему,

так: ежели девушка кого полюбит, то она, значит, безнравственная!»

Слайд 44

ДЕЙСТВИЕ 2

Лопахин:
«Таких легкомысленных людей, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал»

Слайд 45

ДИАЛОГ НАСТРОЕНИЙ

Раневская:
«Я всё жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом»

Гаев:
«Говорят, что

я все свое состояние проел на леденцах» (смеется)

Слайд 46

РАНЕВСКАЯ О СВОЕМ ПРОШЛОМ

Слайд 47

ФИРС: «…ТЕПЕРЬ ВСЁ ВРАЗДРОБЬ»

ВРАЗДРОБЬ -

Слово, которое характеризует состояние России того времени

Слайд 48

ПЕТЯ И ЛОПАХИН

Петя о Лопахине: «..в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который

съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»

Слайд 49

ПЕТЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

«В большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив. Надо перестать восхищаться собой.

Надо бы только работать»
«Как мало честных, порядочных людей»

Много говорит
правильного
Мало делает

Слайд 50

СИМВОЛЫ И ДЕТАЛИ

Звук лопнувшей струны – символ грядущего несчастья

Случай с прохожим

Слайд 51

ДЕЙСТВИЕ 2. ПЕТЯ И АНЯ «ВСЯ РОССИЯ – НАШ САД»

Слайд 52

ДЕЙСТВИЕ 3

Гостиная. Играет оркестр. Все танцуют.

«Пир во время чумы»

Слайд 53

ПЬЕСА «ВИШНЕВЫЙ САД» ЯВИЛАСЬ ОТРАЖЕНИЕМ ИДЕЙНЫХ НАСТРОЕНИЙ ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫХ ЛЕТ И ЖИВЫМ ОТКЛИКОМ НА

САМЫЕ НАСУЩНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. «И КАЗАЛОСЬ, ЧТО ЕЩЁ НЕМНОГО- И РЕШЕНИЕ БУДЕТ НАЙДЕНО, И ТОГДА НАЧНЁТСЯ НОВАЯ, ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ...» А.П.ЧЕХОВ

Слайд 54

ПОДТЕКСТ

внутренний добавочный смысл текста, высказывания.

Слайд 55

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДТЕКСТА

Авторские ремарки (часто передают смысловые оттенки диалогов действующих лиц);
Диалоги «глухих» (несвязность

реплик; каждый живет в своем замкнутом мире, в своей системе ценностей)
Символы и детали (звук лопнувшей струны, звук топора, телеграмма и др.);
Роль внесценических персонажей (любовник Раневской, мать Яши, купец Дериганов и др.)

Слайд 56

СИМВОЛ

многозначный образ, имеющий помимо своего прямого значения в тексте ещё дополнительное, более глубокое,

эмоциональное, иносказательное.

Слайд 57

СИМВОЛЫ

Вишнёвый сад
Книга
Ключи
Деньги
Часы

Слайд 58

СИМВОЛ «КНИГА»

Слайд 59

СИМВОЛ «КЛЮЧИ»

Слайд 60

СИМВОЛ «ЧАСЫ»

Слайд 61

ОБРАЗ-СИМВОЛ ВИШНЕВЫЙ САД

Слайд 62

«В первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад…И дамы в

белых платьях»
(Чехов в письме Станиславскому)

Слайд 63

ДЕЙСТВИЕ РАЗВИВАЕТСЯ НЕ ОТ СОБЫТИЯ К СОБЫТИЮ, А ОТ НАСТРОЕНИЯ К НАСТРОЕНИЮ.

1

акт – надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.
2 акт – нервозность, отрезвление. Приближение торгов.
3 акт – герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги.
4 акт – расставание с прошлым, отъезд, прощание

Слайд 64

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Имение помещицы Любови Андреевны Раневской

Слайд 65

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА САДА

Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный

сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ, который объединяет вокруг себя всех героев пьесы.

Слайд 66

РАНЕВСКАЯ И ГАЕВ

Сад -
1) прошлое, детство,
2) признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

Слайд 67

РАНЕВСКАЯ

…О мой милый, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!

Слайд 68

РАНЕВСКАЯ И ГАЕВ

образованные, умные, чуткие люди.
умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее,
но

в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения, лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях.

Слайд 69

ЛОПАХИН, ПЕТЯ ТРОФИМОВ, ФИРС

Сад - символ крепостнического прошлого (с разной оценкой этого явления)

Слайд 70

ПЕТЯ ТРОФИМОВ

"Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие

существа...".
"Вся Россия наш сад" - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.

Слайд 71

"В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье

варили... Денег было!"

ФИРС

Сад - Воплощение барского раздолья, богатства, благополучия

Слайд 72

ЛОПАХИН

Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными;
Сад - источник дохода,

богатства, предмет гордости в настоящем.
Сад - надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду.

Слайд 73

ЛОПАХИН

Лопахин умеет ценить красоту: его восхищает сад, “прекраснее которого нет ничего на свете”.

Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской
Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения.
Покупка имения для него становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды.

Слайд 74

АНЯ РАНЕВСКАЯ

Сад -
символ прошлого, детства, но с детством приходится расставаться.
это надежда на

лучшую жизнь

Слайд 75

АНЯ РАНЕВСКАЯ

"Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше".
"Мы насадим новый сад,

роскошнее этого".

Слайд 76

АНЯ И ПЕТЯ

Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни,

решительно порвав с прошлым. Сад для них — “вся Россия”, а не только этот вишневый сад.
Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни.
Имя файла: Комедия-А.П.-Чехова-Вишневый-сад.pptx
Количество просмотров: 100
Количество скачиваний: 0