Слайд 2Из семейного архива А. Ахматовой…
С мужем, Н. Гумилевым, и сыном.
Слайд 3Присуждение А. Ахматовой почетной степени доктора литературы Оксфордского университета, 1965 год.
Слайд 4Анна Ахматова глазами художников…
Слайд 5В. Суриков «Утро стрелецкой казни»
Слайд 6…А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но
только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась
(Последняя с морем разорвана связь),
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Слайд 8Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
Именно им «невольным подругам…
двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ.
В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.