Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965) презентация

Содержание

Слайд 2

Николай Онуфриевич Лосский принадлежит к той плеяде русских религиозных философов, которые стремились создать

оригинальные философские системы, завершающие собой вековую традицию русской религиозно-философской мысли.

Как отмечал В.В. Зеньковский, "Лосский справедливо признается главой современных русских философов… Он едва ли не единственный русский философ, построивший систему философии в самом точном смысле слова".

Слайд 3

Биография

Н.О. Лосский родился в местечке Креславка Витебской губернии. В юности, как и

многие его ровесники, он прошел период увлечения марксизмом и даже был изгнан из гимназии за пропаганду атеизма, почему ему пришлось уехать в Швейцарию для продолжения образования. В1903 году он получил магистерскую степень по философии, в 1907 году защитил докторскую диссертацию на тему "Обоснование интуитивизма".

Слайд 4

Биография

После установления Советской власти Н.О. Лосский оказался среди тех русских философов, кто

стал неугоден новым властителям России. В 1921 году он был изгнан из университета, а в 1922 году арестован и затем выслан из России. До 1961 года продолжал активную научно-философскую деятельность.

Последние годы жил в Париже, где и скончался 24 января 1965 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа; на его могиле надпись: «Лосский Николай Онуфриевич, профессор, 6.12.1870-24.01.1965»

Слайд 5

Основы этики

«УСЛОВИЯ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА. ОСНОВЫ ЭТИКИ» (1949, первая публикация) - сочинение Лосского, содержащее

итоговую характеристику его философско-этического учения, представленного в произв. «Свобода воли» (1927), «Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей» (1931), «Бог и мировое зло» (1941). Главную задачу этики Лосский видит в том, чтобы установить «единство цели поведения всех существ и единую систему ценностей». Несмотря на существование множества кодексов морали у разных народов «абсолютная этика возможна и необходима» - таков лейтмотив работы «Условия абсолютного добра». 

Слайд 6

Свобода воли - основное условие абсолютной этики, он различает свободу воли и свободу

действия и выделяет два вида свободы: формальную и материальную. Формальная свобода - это свобода совершить или не совершить определенный поступок.
Такой идеально-реальный субстанциальный деятель дан нам в виде нашего собственного Я. Именно через свое Я человек понимает, что Я есть субстанция не только познающая, но и живущая, творящая новое бытие. “Мы изнутри, - пишет Лосский, - можем понять, что значит быть субстанцией.”

Свобода воли

Слайд 7

Биологизм в этике, именно натуралистический эволюционизм, стремится объяснить различные виды поведения, исходя из

законов жизни организма и сохраняя эвдемонистический характер.
Лосский рассматривает учение Спенсера, пытающегося обосновать частичное освобождение от эгоизма и эгоцентризма и переход к альтруистическим поступкам через процесс эволюции. Свобода, знание, общественная жизнь и т.п. духовные блага, по Спенсеру, не более как средства, обеспечивающие самосохранение.

Биологизм в этике

Слайд 8

Лосский замечает по данному поводу, что одного знания о чужой душевной жизни

недостаточно для альтруистического поведения; к знанию должна присоединиться еще и любовь. В заключении он указывает, что обоснование альтруистических поступков из эгоистических, гедонистических стремлений есть чистая бессмыслица. Он пишет: « Если духовные деятельности суть только средства для сохранения и развития телесной жизни, то обречение себя на смерть в борьбе за духовные ценности есть...какое-то странное извращение»

Биологизм в этике

Слайд 9

Этика добра и зла в учении Н.О. Лосского

Относительно понятий добра и зла Лосский

утверждает, что «понять, что такое зло, можно не иначе, как в соотношении с добром», так как эти понятия являются противоположными друг другу. Именно на основе прямого усмотрения, согласно Лосскому, мы определяем, что такое добро, почему одно заслуживает одобрения, а другое - порицания. Абсолютным Добром Лосский признает Бога как абсолютную полноту бытия, как саму истину, жизнь и нравственное добро.

Слайд 10

Зло никогда не бывает абсолютным: в нем всегда есть какой-либо аспект добра, и

в следствиях его также всегда рано или поздно появляется какое-либо добро» . Благое по своему виду устремление к любви оборачивается злом, когда употребляется на благо лишь себе. Следствием такого выбора, согласно Лосскому, является недостаток «единодушия между нами и окружающей природою», ввиду чего «тело наше уязвимо самыми разнообразными способами - ушибы, раны, солнечный удар, простуда, паразиты…» Финалом такого разногласия является смерть.

Этика добра и зла в учении Н.О. Лосского

Но что происходит, когда силы любви замыкаются исключительно на своей личности? Это Лосский и имел в виду, когда говорил, что никакое зло немыслимо без частицы добра.

Слайд 11

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
-зло не является метафизической величиной;
-зло является следствием

свободного выбора субъективного деятеля, то есть, в первую очередь, человека;
-основной причиной любого зла является зло нравственное;
-корень нравственного зла лежит в эгоизме.

Этика добра и зла в учении Н.О. Лосского

Слайд 12

Заключение

В целом, философская система Н.О. Лосского — это оригинальная религиозно-философская система, центром которой

является идея личности, как "центральный онтологический элемент мира". П.П. Гайденко отмечает, что "с помощью учения о субстанциальных деятелях Лосский хочет укоренить личность в самом фундаменте бытия, дать онтологическое обоснование как ее бессмертия, так и ее свободы".
Имя файла: Лосский-Николай-Онуфриевич-(1870-1965).pptx
Количество просмотров: 73
Количество скачиваний: 0