Людвиг Андреас фон Фейербах. Философская антропология презентация

Содержание

Слайд 2

Биография

Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 - 1872). Выдающийся немецкий философ-материалист, атеист, коммунист, сын

криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Историками философии иногда называется «оптимистичным аналогом» Фридриха Ницше.

Людвиг Андреас фон Фейербах

Слайд 3

Философия Фейербаха

Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм

мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что “божественная сущность — не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т. е. от действительного, телесного человека, объективированная, т. е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности”

Слайд 4

Основные работы

Мысли о смерти и бессмертии (1830)
История новой философии от Бэкона до Спинозы

(1833)
Исследование философии Лейбница (1837)
Характеристика философии Пьера Бейля (1838)
Философия и христианство
Сущность христианства
Предварительные положения к философской реформе
Основы философии будущего»
Сущность религии
Чтения о сущности религии

Слайд 5

Антропологический принцип

Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
единственно существующими

реальностями являются природа и человек;
человек является частью природы;
человек есть единство материального и духовного;
человек должен стать главным интересом философии;
идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Слайд 6

Учение о природе

В своём учении Фейербах дает такое объяснение природе: «Я понимаю

под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и сущностей, которые человек отличает от себя как нечеловеческие, – вообще я понимаю под природой сущность, действующую согласно необходимости своей природы; но она не есть для меня, как для Спинозы, бог, т. е. одновременно и сверхприродная, сверхчувственная, отвлеченная, тайная и простая, – но многообразная, популярная, действительная, всеми чувствами воспринимаемая реальность. Или, говоря практически, природа есть все, что непосредственно является человеком, независимо от супранатуральных нашептываний теистической веры, непосредственно, чувственно, как предмет и основание его жизни. Природа – это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, насколько он есть несвободно и бессознательно действующее существо, – ничего более, ничего мистического, ничего гуманного, ничего теологического и неподразумевающегося – в слове природа. Я апеллирую этим словом к чувствам. "Юпитер есть все, что ты видишь", – говорила древность; природа, говорю я, есть все, что ты видишь и что не происходит от человеческих рук и мыслей».

Слайд 7

Учение о человеке

Основной чертой материализма Фейербаха был антропологизм – понимание человека как высшего

продукта природы, рассмотрение его в неразрывном единстве с ней. По Фейербаху, именно природа должна была стать основой новой философии, раскрывающей земную сущность человека. Природа наделила его разумом и чувствами, зависящими от биологической составляющей; но все же несводимыми чисто к физиологии. Фейербах говорит о сущности человека, подразумевая мышление. Человек отчуждает свою сущность. Это отчуждение создает у него идею Бога. Человек становится рабом Божьим. Задача философии: возвращение человека к его собственной сущности. Необходимо реализовать эту сущность по отношению к другому.
Среди чувств человека Фейербах особенно выделял любовь, имея в виду ее нравственную, нематериальную составляющую. Бог – это отношение любви, связывающее одного человека с другим. Эта связь рождает религию. Тайна теологии заключается в антропологии. Главный принцип религии – вера в человека. Человек рассматривается как мера всех вещей, как мера понимания самого Бога. Любовь – критерий бытия и истинности.

Слайд 8

Теория познания

Свое учение о познании Фейербах строил, решительно критикуя идеализм. Он беспощадно высмеивал

тех «спекулятивных философов», которые не понятия приспособляют к вещам, а, напротив, вещи, природу, окружающую человека, приспособляют к своим понятиям. В «Лекциях о сущности религии» Фейербах писал, что он ненавидит тот идеализм, который вырывает человека из природы. Основной смысл всей познавательной деятельности человека состоит, по Фейербаху, в её изучении. Он понимал под природой «совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя, как нечеловеческое». Природа — все то, что для человека «представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является существом непроизвольно и бессознательно действующим»

Слайд 9

Учение об обществе и государстве

Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть

этих взглядов в следующем:
человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;
основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах;
необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;
смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Слайд 10

Вывод

полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
попытка объяснить Бога

и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
большой интерес к социально-политическим вопросам;
убеждение в познаваемости окружающего мира.

Слайд 11

Библиографический список

Чесноков Г. Д. Людвиг Фейербах и его место в истории мировой философской

мысли // Социально-гуманитарные знания. — М., 2005. — № 1. — С.90-107.
Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. — Свердловск, 1988. — 127 с.
Иодль Ф. Л. Фейербах, его жизнь и учение. — СПб., 1905.
Деборин А. М. Людвиг Фейербах. — М.-Л., 1929.
Есин И. М. Материалистическая философия Л. Фейербаха. — М., 1954.
Имя файла: Людвиг-Андреас-фон-Фейербах.-Философская-антропология.pptx
Количество просмотров: 134
Количество скачиваний: 0