Новокрестьянская поэзия начала XX века презентация

Содержание

Слайд 2

«Лесных ключей и сосен звон…»

Крестьянская поэзия. 2 половина 19 века(пушкинское время) .
Алексей Кольцов,

Николай Некрасов.
Яркая образность, музыкальность, высокий художественный уровень.
Тема не получила развитие.
В поэзии И.З.Сурикова доминировал мотив монотонной жалобы:
«Ах, нужда ли ты, нужда…», «Эх ты, доля, эх ты, доля…»»

Новокрестьянская поэзия начала 20 века.
Мотивы не жалости на убогость своей жизни, а гордость за многовековую исконную национальную культуру, хранителем которой является крестьянство.

Слайд 3

Новокрестьянская поэзия.

Николай Алексеевич Клюев ( 1884-1937)
Сергей Антонович Клычков ( 1889-1937)
Петр Васильевич Орешин (

1887- 1938)
Сергей Александрович Есенин ( 1895-1925)
Александр Ширяевец (1887-1924)

Слайд 4

Осень 1915 года. Группа «Краса».

Художник
Н.Рерих.
Сюжеты и образы древнерусской истории и фольклора.
Поэты : С.Городецкий,

С.Есенин, Н.Клюев, С.Клычков, А.Ширяевец, П.Радимов, писатель А.Ремизов.

Слайд 5

Николай Константинович Рерих (1874-1947)

Слайд 6

Николай Рерих

Н.Рерих- всемирно известный художник, создавший более семи тысяч полотен, философ-гуманист, ученый-археолог и

этнограф, историк культуры, путешественник, общественный деятель, педагог. Он гармонично соединил художественный талант с научными изысканиями историка и археолога. Рерих считал, что историческая точность деталей в живописи должна быть обязательно оживлена художественно-поэтическим видением, интуицией. Только так можно передать зрителю целостное представление об эпохе и определённое историческое настроение.

Слайд 7

Николай Рерих. Начало творческого пути. Образ Древней Руси.

Первой большой серией картин Н.Рериха стало

« Начало Руси. Славяне»,которую составили такие произведения:
«Гонец. Восстал род на род». 1897
«Идолы». 1901
«Город строят». 1902
«Славяне на Днепре».1905
«Заморские гости».1901

Слайд 8

Рерих о Родине.

« Причудливы леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали…

Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зелёным, лиловые, красные, оранжевые, чёрные с жёлтым… Любой выбирай. Всё нетронуто. Ждёт… Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша- полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка».

Слайд 9

«Творчество- это чистая молитва духа. Искусство- сердце народа. Знание- мозг народа. Только сердцем

и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество». Н.Рерих.

Заморские гости. 1901

Слайд 10

Любовь к родине и ёе истории вдохновила мастера при работе над образами ,

навеянными «Словом о полку Игореве».

Слайд 11

Близкие по духу и по идеям.

Художники – современники новокрестьянских поэтов, творчество которых близко

по темам и мотивам , по идейному содержанию поэтам:
1. Васнецов Виктор Михайлович
2Рябушкин Андрей Петрович
3Иван Яковлевич Билибин

Слайд 12

Васнецов Виктор Михайлович ( 1848-1926).

В.М.Васнецов- основоположник особого «русского стиля», преобразованного из исторического жанра и

романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в эволюции отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.

Слайд 13

Картины-былины, рассказывающие об истории Руси.

«Баян» ( 1910). Художник показал тризну, на которой, кроме

богатырей, присутствует седовласый сказитель-гусляр и юный княжич, представленные как символ былинных повествований, передовавшихся из уст в уста, от отца к сыну.

Слайд 14

Картины-сказки, отображающие сказочно-реалистический, с детства знакомый всем мир русской сказки.

« Иван-царевич на сером

волке»

Слайд 15

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Горынычем. 1918

После революции мастер стал гораздо интенсивней использовать

багряно-красный цвет, окрашивая им и полыхающее сказочное небо, и изрыгаемое чудовищем пламя. Лицо витязя скрыто, потому что в бою с неведомой силой уверенным он уже быть не может.

Слайд 16

«Баба-яга». 1917

Полотно удивительно мрачное и в то же время динамичное, мощное. На фоне

хищно переплетающихся стволов и ветвей деревьев в ступе с метлой летит страшно оскалившаяся Баба-яга. Под мышкой она держит испуганного мальчика. Автор сделал акцент на трёх цветовых пятнах: лилово-розовом отсвете далёких пожарищ, белой рубахе невинного ребенка, объёмной красной юбке полуобнажённой ведьмы. Цвет юбки символичен: он отражает эмоциональное отношение мастера к событиям 1917 года.

Слайд 17

Рябушкин Андрей Петрович ( 1861-1904)

Рябушкин А.П.- русский живописец, мастер жанровых и исторических картин, в

основном воссоздающих московский быт 17 века. Он автор иллюстраций, журнальных рисунков, икон, церковных росписей, декоративных панно, живописных работ. Творчество Рябушкина- мотивы бытового историзма времён Московской Руси, но это события не большой истории, а повседневно-будничной.

Слайд 18

Картины быта Московской Руси.

« Московская улица 17 века в праздничный день». 1895 г
«

Свадебный поезд в Москве». 1901 г
« Семья купца в 17 в.» 1896 г
« Московская девушка 17 века»
« После Сурикова- это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдёт нашего гениального сибиряка». Бенуа А.Н.

Слайд 19

Рябушкин А.П. Изображение крестьянского быта.

« Хоровод». 1902 г
« Втёрся парень в хоровод

, ну старуха охать…».
Рябушкин воспринимает русского человека прежде всего в национальном и историческом аспекте. Ярче всего это сказалось в «Хороводе»

Слайд 20

Билибин Иван Яковлевич (1876-1942)

Билибин- носитель самобытного стиля в графике, живописи, оформительском искусстве, прекрасный иллюстратор

русских народных сказок, былин, произведений А.С.Пушкина. Много путешествуя по России, изучал народное творчество, вырабатывая свой « билибинский» стиль.

Слайд 21

Иллюстрация к былине «Вольга и Микула Селянинович».

Слайд 22

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

« Гвидон и царица». 1905
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И

дивясь, перед собой
Видит город он большой:
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит…

Слайд 23

Основные черты.

Любовь к малой Родине.
Следование вековым народным обычаям и нравственным традициям.
Использование религиозной символики,

христианских мотивов, языческих верований.
Обращение к фольклорным сюжетам и образам; введение в поэтический обиход поэтами народных песен и частушек.
Отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.

Слайд 24

А.Блок и Андрей Белый: влияние символистов на новокрестьянских поэтов .Отзывы современников о творчестве

новокрестьянских поэтов.

Способствовали развитию в поэзии Клюева, С.Есенина, С.Клычкова, П.Орешина романтических мотивов и литературных приёмов, характерных для поэзии модернистов.
« Они видят сны и создают легенды, не отделяющиеся от земли. Земля с ними, и они с землей… и кажется порою, что и холм живой, и дерево живое, и церковь живая, как сам мужик – живой. Только всё на этой равнине ещё спит, а когда двинется, всё как есть пойдет: пойдут мужики, пойдут рощи по склонам, и церкви, воплощённые Богородицы, пойдут с холмов, и озёра выступят из берегов, и реки обратятся вспять; пойдёт вся земля»
( А.Блок. 1909 г).

Слайд 25

Группы новокрестьянских поэтов.

«Краса». Осень 1915 г.
Литературно-художественное общество «Страда» ( 1915-1917)
Альманах « Скифы» (

1917-1918).
Сергей Городецкий: «…Клюев оставался первым в группе крестьянских поэтов. Группа эта всё росла и крепла. В неё входили кроме Клюева и Есенина…Сергей Клычков и Александр Ширяевец. Все были талантливы, все были объединены системой песенно-былинных образов».

Слайд 26

Идейные противники – пролетарские поэты.

Партия большевиков выдвинула принцип «одухотворения» революционной борьбы.
« Поэты революции

являются неуловимыми критиками всего старого и зовут вперед, к борьбе за светлое будущее». М.Калинин.
Пролетарские поэты, отстаивая коллективное, отрицали всё индивидуально-человеческое, всё то, что делает личность неповторимой, высмеивали такие категории как душа.

Слайд 27

Новокрестьянские поэты.

Видели причину зла в отрыве от народных корней, от народного мировосприятия, находящего

отражение в быту, в самом укладе крестьянской жизни, фольклоре, народных традициях, национальной культуре.
Приняли на себя крест оппозиции.
С 1920 года ядовитые нападки со стороны пролетарской критики, крестьянские поэты « лишние».

Слайд 28

Судьбы поэтов.

« Чтобы предать прошлое забвению, носителей родовой памяти уничтожили. Погибли все новокрестьянские

поэты – хранители национальных святынь». А.Михайлов.
Только А.Ширяевец, рано ушедший из жизни (1924), и С.Есенин ( 1925 ) не дожили до времен массовых репрессий, поглотивших их единомышленников.

Слайд 29

Николай Алексеевич Клюев (1884-1937)

Мать, Просковья Дмитриевна, - сказительница : знала множество народных

песен, духовных стихов, обладала незаурядным даром импровизатора. Матери посвятил стихотворный цикл «Избяные песни» и поэму «Заозерье». Язык произведений наполнен местечковыми словами, архаизмами; образы черпает из церковно-приходского обихода.
В 1934 г выслан из Москвы, в 1937 арестован и расстрелян в Томской тюрьме.

Слайд 30

Николай Алексеевич Клюев. Литературное признание.

Первый сборник Клюева «Сосен перезвон» ( 1911 г) выходит

с предисловием Брюсова. Книга была с интересом и одобрением встречена в литературных кругах. На её выход откликнулись Сергей Городецкий и Николай Гумилев.
« На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя : « Мы предутренние тучи, зори росные весны…»
( Н.Гумилёв цитирует строку Клюева из стихотворения «Голос народа»).
Когда свяжу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
«К костру готовьтесь спозаранку»,-
Гремел мой прадед Аввакум.

Слайд 31

Николай Клюев и Сергей Есенин.

1. 1915 г. Дружба близких по мироощущению и восприятию

окружающего поэтов. Письмо С.Есенина Н. Клюеву:
« Дорогой Николай Алексеевич! Читал я Ваши стихи, много говорил о Вас с Городецким и не могу не писать Вам. Тем более, когда у нас есть с Вами много общего. Я тоже крестьянин и пишу так же , как и Вы, но только на своем рязанском языке… Я хотел бы с вами побеседовать о многом, но ведь « Через быстру реченьку, через тёмненький лесок не доходит голосок».
Образ избы у С.Есенина и Н.Клюева. С.Есенин « В хате». Н.Клюев « Рождество избы», « Изба- святилище земли».
У Клюева изба не только символ надёжности и созидательности крестьянского жизненного устройства, но и центр его поэтического мира.

Слайд 32

Сергей Антонович Клычков (Лешенков) ( 1889- 1937)

Революцию принял с восторгом, продолжая разрабатывать своё фольклорно-романтическое

направление. Но затем из его творчества уходят сказочность и напевность, появляются вечные философские темы, мотивы прощания и тревоги за сохранность мира природы. Его последняя книга стихов « В гостях у журавлей» была злобно встречена критикой. В июле 1937 г. был арестован и расстрелян.

Слайд 33

Сергей Есенин и Сергей Клычков.

«… возродили кольцовскую песню, их стихи зазвучали, заиграли огнём,

заискрились талантом, засверкали силой и заразили удалью». ( Львов-Рогачевский. «Новейшая русская литература». Москва. 1919 год)

Слайд 34

Последний Лель деревни. С.Клычков.

Родился в Тверской губернии.
Черты поэзии:
Простота поэтической формы
Незамысловатость сюжета
Прозрачность содержания
Сюжеты населены

персонажами языческих верований: лешими и русалками , неведомыми птицами
Высшим идеалом красоты является природа
Сборник «Кольцо Лады» 1913 г. Два главных героя : Дед ( собирательный образ труженика, хранителя мудрости, трудового и нравственного опыта предков), Лада ( образ, вышедший из языческих славянских мифов : девушка – невеста, девушка – мечта).

Слайд 35

«Кольцо Лады». 1913 год.

Картины родной природы , сцены крестьянского труда Клычков озвучивает волшебной

музыкой сказочного Леля:
Лель цветами все поля украсил,
Все деревья листами убрал.
Слышал я, как вчера он у прясел
За деревнею долго играл…

Слайд 36

Петр Васильевич Орешин (1887-1938)

Родился в г.Атракс Саратовской губернии.
Рядовым маршевой роты участвовал в боях

Первой мировой войны, за храбрость награжден двумя Георгиевскими крестами. Жена- писательница Людмила Григорьева ( ум.в 1917 г.)
1 сборник «Зарево» С.Есенин сравнил с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты».
Основные направления в творчестве: поэтизация природы и сельского быта; с болью пишет о социальном неравенстве :
А сердце всё изранено,
Всё кровью истекло,
Проклятое, болезное,
Голодное село.

Слайд 37

Пётр Васильевич Орешин.

Особая поэтизация: эстетизурует хлебородную мощь земли:
О, край родной,
Как ты чудесен:
Ржаная степь,

ржаной народ,
Ржаное солнце, и от песен
Землей и рожью отдаёт.
Рожь, жито в русском языке, русской поэзии издавна ассоциировались с жизнью.
« Ржаное солнце»- это и сила, и тепло , и свет.

Слайд 38

Александр Васильевич Ширяевец ( Абрамов ) ( 1887 – 1924 )

Родился в волжском селе

Ширяево Симбирской губернии ( ныне Самарская область) в семье бывшего дворового крепостного. В его стихах мотивы удалого приволжского песенного фольклора, разбойничьих преданий. Тема Волги и Жигулей – тема малой Родины. Есенин назвал Ширяевца « Баюном Жигулей и Волги».
« Да и как не уйти в старину от нынешней неразберихи, ото всех этих истерических воплей, называемых торжественно « лозунгами»… Может быть, чушь несу я страшную, но это всё потому, что не люблю я современности окаянной, уничтожившей сказку , а без сказки какое житьё на свете?»
Сборники стихов : « Богатырь» 1916г.; «Запевка» 1916 г.; «О музыке и любви» 1917г.; « Алые маки» 1917г.; «Раздолье» 1924г.- лучшая книга стихов.
15 мая 1924 г. неожиданно умер в возрасте 37 лет. Похоронен в Москве.

Слайд 39

Трагический исход в 1937, 1938 и возвращение

Соломенная Русь, куда ты?
Какую песню затянуть?
Как

журавли, курлычут хаты,
Поднявшись в неизвестный путь. ( П.В.Орешин).
Вернувшись к читателю на исходе века, стихи Клюева, Клычкова, Орешина, Ширяевца зазвучали современно, порой злободневно, ибо рождены они тревогой за судьбу красоты в живом, нерукотворном мире, и в первую очередь – в душе человека.

Слайд 40

Помнить свои истоки.

« Всё великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве».
«

Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории». В.М.Васнецов .
Изба- питательница слов
Тебя взрастила не напрасно:
Для русских сёл и городов
Ты станешь Радуницей красной.
Так не забудь запечный рай,
Где хорошо любить и плакать!
Тебе на путь, на вечный май,
Сплетаю стих – матёрый лапоть. ( Н.Клюев. 1916 и 1918)
Имя файла: Новокрестьянская-поэзия-начала-XX-века.pptx
Количество просмотров: 7
Количество скачиваний: 0