Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха презентация

Содержание

Слайд 2

«В делах и подвигах национальных героев мы изучаем эпическое наследие духовной культуры народа

Саха, которое является своеобразной энциклопедией древней истории, которую необходимо сохранять, изучать, знать» М.Е. Николаев

«В делах и подвигах национальных героев мы изучаем эпическое наследие духовной культуры народа

Слайд 3

наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие и современное состояние.
раздел ономастики,

изучающий антропонимы – имена людей.
наука изучающая народы (этносы) и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
это наука, изучающая языки. Якутский язык относится к тюркской группе, алтайской языковой семьи.
это свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса.

Словарная работа

Топонимика

Антропонимика

Этнография

Лингвистика

География

наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие и современное состояние. раздел

Слайд 4

Композиция олонхо

Экспозиция, завязка

кульминация

развязка

Композиция олонхо Экспозиция, завязка кульминация развязка

Слайд 5

Неколебимая черная ширь земная,
нерушимыми скалами по краям ограждаясь,
Араат-морем в середине вспучиваясь,
неубывающими морями вокруг

окаймляясь,
семиободная-семикрайняя,
с семью подпорками
изначальная мать-земля моя
вот так сотворялась, оказывается.

Неколебимая черная ширь земная, нерушимыми скалами по краям ограждаясь, Араат-морем в середине вспучиваясь,

Слайд 6

Слайд 7

В Уот Кудулу Бай5але
Родился Арсан Дуолай Злодействами возмутивший миры, Что отроду был в преисподней своей В

облезлую доху облачен,  Великан с клыками, как остроги…

В Уот Кудулу Бай5але Родился Арсан Дуолай Злодействами возмутивший миры, Что отроду был

Слайд 8

Степные саха Центральной Азии

П.Ойунский топоним Арат Байгал упоминаемый в олонхо в качестве

родины героя связывал с Аральским морем.
Уот Кудулу Байгал – Огнедышащее море связывается с Аралом, где бывает явление горения.
Сравнительный анализ киргизского Манаса и якутского олонхо показывают, что истоки их ведут к единому фольклорному источнику.

Араат бай5ал
Арсан Дуолай – Арслан
Саха Саарын тойон, Сабыйа Баай хотун - Сары-бай и Сабыйа Хатун (-каз.)
Уот Кудулу Бай5ал

Степные саха Центральной Азии П.Ойунский топоним Арат Байгал упоминаемый в олонхо в качестве

Слайд 9

Младшая дочь моя –
Милая Айталыын Куо
С восьмисаженной косой,
Маленькая дочурка моя,
Не она ли –

самая главная часть
Сердца могучего моего?
Мне расстаться с ней,
Как расстаться с печенью черной моей!

Младшая дочь моя – Милая Айталыын Куо С восьмисаженной косой, Маленькая дочурка моя,

Слайд 10

Саяно-Алтайские саха Центральной Азии, саха Южной Сибири (2-1 тыс. лет д.н.э.)

Бархан
Ала Буркун олонхо
Ураанхай

сахалар
Ох саа (-як) – Ок чаа (-алт)
ДΥНΥР
Саламаат – йаламат, талкана
Салама – чалама, йалама
Эмэгэт – эмегендер
Алгыс – ал кыс, алгыш, алгысчы
Баай Байанай – Пайана (Пай, бай + ана )
Баай хатын - Бай кайынг

В имени каждой красавицы в олонхо содержится слово «Куо» , которое у саяно-алтайских народов означает «красавица», которое указывает на близость этих народов и общность их древних эпических традиций в момент создания героического эпоса

Саяно-Алтайские саха Центральной Азии, саха Южной Сибири (2-1 тыс. лет д.н.э.) Бархан Ала

Слайд 11

Покамест Нюргун Боотур говорил,
Покамест от ярости боевой
Взбухали его бока,
Вдруг невесть откуда взялся
Трехголовый
Огнедышащий змей
Тюенэ

Мо5ол Тойон

Покамест Нюргун Боотур говорил, Покамест от ярости боевой Взбухали его бока, Вдруг невесть

Слайд 12

Урангхай саха под воздействием монголов

Ф.Страленберг и Г.Миллер выдвинули и обосновали на основе

преданий гипотезу об исходе саха с Монголии, в эпоху возвышения Чингисхана 
Мо5ол – монгол (великий, могучий)
Дьоьогой – бог покровитель коневодства. (монг. Джесегей, Есугей)
Слово Байгал в якутском языке обозначает море, от этого слова вероятно происходит название Байкала.
Суэгэй –зоохэй
Суэьу –зоошэ
Дал- дал
Солуур – салыыр
Сылгы - шылгы

Билгэ Хаан
Олонхо – р. Ольхон,
Ольхонуты (олонхосуты)
Бай5ал – о. Байкал (Баай куел)
То5ус о5ус буолан айаатаабыт..
Туенэ Мо5ол Тойон, Мо5ол ураьа
Дьоьогой Айыы
Уда5ан

Урангхай саха под воздействием монголов Ф.Страленберг и Г.Миллер выдвинули и обосновали на основе

Слайд 13

Так на благодатной
Средней земле,
На медной равнине ее,
На золотой вершине ее,
На тучном лоне ее,
Изобилием

всяческим одарен,
Неколебимой судьбой наделен,
Дружною семьей окружен,
Счастливо жил, говорят,
Защитник народа саха
Богатырь могучий
Нюргун Боотур;
И о нем сложили в былом
Великое олонхо.

Так на благодатной Средней земле, На медной равнине ее, На золотой вершине ее,

Слайд 14

А.С.Борисов утверждает, что слово олонхо легло в основу этнонима ольхонуты. Ольхон это крупнейший

обитаемый остров озера Байкал. Выходцы этого острова считались самыми первыми сказителями олонхо. По мнению К Райхла слово олонхо происходит от огузского слова олон – песня. 

А.С.Борисов утверждает, что слово олонхо легло в основу этнонима ольхонуты. Ольхон это крупнейший

Слайд 15

Опорная схема истории становления народа саха

Степные саха Центральной Азии (3-2 тыс.лет д.н.э.)
Саяно-Алтайские саха

Центральной Азии, саха Южной Сибири (2-1 тыс. лет д.н.э.)
Урангхай саха под воздейсвием монголов (1-13 вв. н.э.)

Опорная схема истории становления народа саха Степные саха Центральной Азии (3-2 тыс.лет д.н.э.)

Имя файла: Олонхо-как-средство-изучения-истории-происхождения-народа-Саха.pptx
Количество просмотров: 16
Количество скачиваний: 0