Слайд 2
![История развития осетинской литературы Важное место в культурной жизни осетин](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-1.jpg)
История развития осетинской литературы
Важное место в культурной жизни осетин занимает устное
народное творчество, формировавшееся в течение многих веков и отличающееся большим богатством содержания и форм.
Слайд 3
![Во второй половине XIX в. большим событием в культурной жизни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-2.jpg)
Во второй половине XIX в.
большим событием в
культурной жизни осетин
явилось зарождение
национальной литературы,
основателем которой был
Коста Хетагуров (1859—1906).
Слайд 4
![XX век В начале XX в. стали появляться произведения осетинских](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-3.jpg)
XX век
В начале XX в. стали появляться произведения осетинских писателей на
двух диалектах осетинского языка — иронском и дигорском. Выход сборников основоположника осетинской прозы Сека Гадиева {1855—1915) и поэта Александра Кубалова (1871 —1944) явился новым значительным событием в культурной жизни осетин.
Слайд 5
![Газеты Осетии «Блокнот агитатора» «Мах дуг» «Фидиуаг» с 1948года начал выходить альманах «Советская Осетия»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-4.jpg)
Газеты Осетии
«Блокнот агитатора»
«Мах дуг»
«Фидиуаг»
с 1948года начал выходить альманах «Советская
Осетия»
Слайд 6
![Середина 50-х гг. ХХ века Осетинская литература послевоенного периода обогатилась](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-5.jpg)
Середина 50-х гг. ХХ века
Осетинская литература послевоенного периода обогатилась значительными произведениями
во всех жанрах. Были изданы романы «Поэма о героях» Д. Мамсурова, «Навстречу жизни» Е. Уруймаговой, «Вперед» Т. Епхиева, «Непобедимая сила» Д. Джиоева, «Фатима» Е. Бекоева, «Счастье» Р. Чочиева и др.
Слайд 7
![Интенсивное издание произведений осетинских писателей на русском языке началось в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-6.jpg)
Интенсивное издание произведений осетинских писателей на русском языке началось в пятидесятых
годах. В переводе на русский язык выходят избранные стихи и поэмы Нигера «Думы Осетии» (М., 1951), «Избранные рассказы» А. Коцоева (М., 1952), «Стихи и поэмы» М. Камбердиева (1956), «Рассказы» Д. Мамсурова (1952, 1953 гг.), «На берегах Терека» Т. Джатиева (1952), поэма «Сказание о победе»
X. Плиева (1950) и др.
Слайд 8
![КОСТА ХЕТАГУРОВ 3.X.1859 — 19.III.1906 «Я счастия не знал, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-7.jpg)
КОСТА ХЕТАГУРОВ
3.X.1859 — 19.III.1906
«Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык как счастьем дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу,
Я смог когда-нибудь к свободе проложить»
Слайд 9
![О Коста было много сказано и при жизни, и после](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-8.jpg)
О Коста было много сказано и при жизни, и после его
безвременного ухода... Не раз отмечались его поэтический дар, художественный талант и публицистическая деятельность. Но я еще раз хочу остановиться на том, чему Коста посвятил и все свои таланты и всю свою жизнь: это служение народу. Именно просветительская работа и борьба за свободу народа, против дискриминации и геноцида народов не только Осетии, но и всего Кавказа — вот главная цель всей его жизни.
Слайд 10
![К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-9.jpg)
К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против
чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников и необузданная, антинародная бюрократическая власть. Защищая интересы горцев он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.
Слайд 11
![Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-10.jpg)
Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня
и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. В то же время они устраивают гонения на тех, кому близок Коста, кому не безразличны судьбы Родины и многострадальных народов Кавказа. Они преследуют и уничтожают всех, кто пытается нести людям свет просвещения, идеи свободы и равенства.
Слайд 12
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-11.jpg)
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Гриш Бицоев В осетинской прозе 1960 – 1980-х годов проявляется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-13.jpg)
Гриш Бицоев
В осетинской прозе 1960 – 1980-х годов проявляется устойчивый
интерес к проблеме молодежи, которая весьма оригинально была разработана в творчестве Бицоева. В его повести «Дети великого Гато», опубликованной в сборнике «Тепло очага» (М., 1974), художественно исследовано пагубное влияние неблагополучной, хотя иногда внешне безупречной семьи на юный характер, показаны тяжкие последствия педагогических ошибок.
Слайд 15
![повесть Г. Бицоева «Невестка Газга» Эта повесть о живучести старых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-14.jpg)
повесть Г. Бицоева «Невестка Газга»
Эта повесть о живучести старых обычаев,
ужас которых испытала на себе учительница Сурат. Произведение лишено лирико-романтического пафоса.
Слайд 16
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-15.jpg)
Слайд 17
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-16.jpg)
Слайд 18
![Газданов Гайто (Георгий Иванович)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-17.jpg)
Газданов Гайто (Георгий Иванович)
Слайд 19
![Газданов — писатель-эмигрант, долгое время не был известен у себя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-18.jpg)
Газданов — писатель-эмигрант, долгое время не был известен у себя на Родине.
Для российского читателя газдановское наследие было открыто в конце 1990-х годов. В Москве в 1998 году было создано «Общество друзей Гайто Газданова», в задачи которого входит изучение творчества писателя и популяризация его произведений в России и за рубежом. Председатель Общества - Юрий Нечипоренко.
Слайд 20
![Газданов — автор девяти романов, 37 рассказов, книги очерков «На](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-19.jpg)
Газданов — автор девяти романов, 37 рассказов, книги очерков «На французской земле»,
а также десятков литературно-критических эссе и рецензий. Архив Газданова, хранящийся в Хотонской библиотеке Гарвардского университета, составляет около 200 единиц хранения, большая часть - варианты рукописей, которые были опубликованы.
Слайд 21
![Алан Черчесов Во второй половине XX века в литературном процессе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-20.jpg)
Алан Черчесов
Во второй половине XX века в литературном процессе большое место
занимало русскоязычное творчество писателей национальных республик. На русском языке писал и осетин Алан Черчесов, и на его долю выпал всероссийский успех.
Слайд 22
![«Какого цвета черное?» Обращаясь к истории своего народа, Алан Черчесов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-21.jpg)
«Какого цвета черное?»
Обращаясь к истории своего народа, Алан Черчесов в
то же время напряженно размышляет о будущем современной России. В выступлении под парадоксальным названием «Какого цвета черное?» (2000) он говорил: «Россия может быть очень слабой. И даже очень. Но думать, что она останется такой надолго, а тем более навсегда, попросту глупо. Россия не может быть невеликой страной». Но его тревожит вопрос цены, которая будет уплачена за это величие.
Слайд 23
![Алан Черчесов «Вилла Бель-летра»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/470748/slide-22.jpg)
Алан Черчесов
«Вилла Бель-летра»